Язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности. Беспредельность, Предисловие |
12 августа — День рождения Е.П. Блаватской
Ежегодно 12 августа мы вспоминаем нашу великую соотечественницу — Елену Петровну Блаватскую. В этом году исполняется 178 лет со дня её рождения и 20 лет со времени проведения в Новосибирске первой в России конференции, посвящённой Е.П. Блаватской. Об этой русской женщине во всём мире написано множество воспоминаний и исследований, но её облик был и остаётся для всех величайшей загадкой.
Наиболее известный период жизни Е.П. Блаватской начался с создания Теософского общества, открытие которого состоялось в Нью-Йорке 7 сентября 1875 года. Что привлекло к теософии многих мыслящих людей в Европе, Америке и Азии? Блаватская пишет, что суть теософии — достижение человеком «совершенной гармонии божественного и человеческого, укрепление его богоподобных качеств и устремлений и их преобладания над земными, животными страстями. Доброта, полное отсутствие недобрых чувств или самолюбия, милосердие и доброжелательность ко всем существам и совершенная справедливость по отношению к окружающим, так же как и к самому себе».
Блаватская общалась со множеством людей, странствия её охватывали весь мир, но любовь к России не оставляла её никогда. Она писала: «Я горячо люблю мою родину и всё русское». Несказанно радовали Елену Петровну успехи русских войск в Русско-турецкой войне (1877 – 1878), за которыми она жадно следила. «Письма её того времени не чернилами, а кровью и слезами писаны», — вспоминала её сестра Вера. И всю жизнь она оставалась горячей патриоткой, продолжая, как и во время войны, присылать в Россию деньги на нужды Красного Креста.
Ложные сведения, печатавшиеся о ней на родине, причиняли Елене Петровне боль: «Откуда они взяли, что я собираюсь упразднять христианство и проповедовать буддизм? Если б читали в России, что мы пишем, так и знали бы, что мы проповедуем чистую христоподобную теософию — познание Бога и жизненной морали, как её понимал сам Христос». «...Идеал Христа распятого светлеет для меня с каждым днём яснее и чище, а против православной христианской церкви — пусть повесят меня — не пойду! Так мне Россия дорога, так наболело у меня сердце за родину, за всё своё, что душу бы отдала в кабалу на десять тысяч лет за неё».
С ней поступали немилосердно при жизни и продолжали преследовать её имя градом непонимания и поношений после её ухода, но теперь наступает время, предсказанное Е.И. Рерих: «...Русские поймут всё величие того Учения, которое принесла миру Е.П. Блаватская. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания».
«Женщина, которая так или иначе заставляла окружающих — сначала в маленьком мирке своего детства, а потом по обе стороны земного шара — говорить о ней и спорить, защищать или осуждать её характер и побуждения, биться за её дело или яростно противостоять ему; смерть которой вызвала такой шквал телеграмм между двумя континентами, словно почил какой-нибудь император, — такая женщина должна быть и вправду личностью выдающейся».
Нью-йоркская газета «Сан»
«Чрезвычайно приятно видеть, что... имя Елены Петровны Блаватской, нашей великой соотечественницы, почитается так высоко, как истинной основоположенницы провозвестия. Частенько русские забывали о своих великих деятелях, и пора нам научиться ценить истинные сокровища...
Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси».
Н.К. Рерих (из письма Б.М. Цыркову)
«Она была учёным, поэтом, пианисткой, художницей, философом, писателем, просветителем и прежде всего — неутомимой воительницей света... Следуя зову истины и идеалам всеобщего братства, Е.П. Блаватская нажила себе немало врагов и недоброжелателей. Пожалуй, никому в девятнадцатом веке не удалось столь изрядно пощипать перья религиозных предрассудков, спиритического шарлатанства и интеллектуального снобизма, как ей. Стоит ли удивляться, что клеветники обвиняли её именно в том, против чего она сражалась почти в одиночку с силой, меткостью и дерзким юмором Гаргантюа».
Поль Вайнцвайг
«Моё самое первое впечатление о г-же Блаватской — это мощь и масштабность её индивидуальности; я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы Природы... Но при этом я не испытывал чувства собственной ничтожности, которое возникает рядом с великой личностью, подавляющей окружающих и деспотично попирающей их независимость. То было, скорее, ощущение глубинной, всеобъемлющей реальности, поистине неистощимого запаса прочности, — это был дух, прошедший горнило Природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно, сквозь доминирующее ощущение мощи, проступали её огромная нежность и доброта, неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться служению людям».
Чарльз Джонстон, американский писатель
«Подлинный источник её влияния следует искать в "Тайной Доктрине". Эта книга говорит о религиях всего мира, прослеживая или раскрывая единство, лежащее в основе всех великих религий... это одна из самых замечательных и вдохновляющих книг, написанных за последние сто лет. (...) Если Вы когда-нибудь заглянете в Национальную библиотеку... вчитайтесь в Пролог к "Тайной Доктрине", и Вы поймёте секрет влияния этой выдающейся женщины на своих современников...»
Джордж Рассел (из письма Ш. О'Фаолейну)
«Великая основательница Теософского общества Е.П. Блаватская в своей последней статье указала на важность Искусства. Она предвидела будущее значение этой великой творческой силы, которая поможет построению Грядущего Мира, ибо Искусство — это кратчайший мост, соединяющий разные народы. Мы должны всегда помнить эту последнюю мысль великой личности, и основание в Адьяре Музея Искусства, названного в честь Е.П. Блаватской, было бы наиболее простым способом увековечить её. Такой музей привлёк бы сердца представителей всех видов Искусства и собрал бы новых людей в этом месте, где родилось столько возвышенных идей. Если Общество согласится рассмотреть моё предложение, я готов пожертвовать Музею Блаватской свою картину "Вестник", которая написана здесь и посвящена памяти этой великой женщины».
Н.К. Рерих (из письма А. Безант)
«...Единственный ключ к пониманию этой необыкновенной натуры — в том живом примере, который она давала нам своей самоотверженной жизнью. Жизнь эта научила нас видеть цель не в личном благе, а в служении миру, в служении без ропота, до самого конца».
Герберт Барроу
«Она указала нам мерцающий свет звезды, который осветил наш жизненный путь; она научила тех, кто умел слушать, как отыскать лучи этого света внутри себя, указала дорогу, направление и опасности этой дороги, заставила нас признать, что только тот, кто умеет забывать себя и любить, найдёт ключ к пониманию запутанного лабиринта жизни, потому что только при этом условии начинает расти дух и сердце человека, и сознание его способно наполниться мудростью».
Бертрам Китлей
«Основная нота всех её учений и всей её жизни — самопожертвование».
Уильям Кингсланд
Фото: Е.П. БЛАВАТСКАЯ. Нью-Йорк. 1878