Признательность есть оправа справедливости. Община, 211 |
Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых столах»
Сибирского Рериховского Общества
Как в Рериховском Обществе отмечать день рождения Е.И. Рерих?
Надо подумать о значении Елены Ивановны и о том, что было бы, если бы её не было. Она была той посредницей, через которую Великий Учитель дал нам то, чем мы живём, дышим, чем питаемся и без чего не представляем свою жизнь. Каждый должен заранее подготовиться и подумать, кто что скажет. Главное — подумать о её значении, которое теперь всё возрастает, потому что наступает Новая Эпоха. Этой Эпохи не было бы и мы не могли бы встретить её должным образом, если бы не Елена Ивановна. Чем больше мы будем понимать значение Елены Ивановны, тем больше и сами будем расти и приближаться к ней, а это чрезвычайно важно. В Учении сказано: «Надо готовиться к непосредственному общению с Иерархией», то есть стать ближе, стать сердцем ближе. А если мы вспоминаем, то на ментальном плане уже обращаемся, и это должно быть очень благотворно для всех наших дел.
Сколько раз в день нужно читать Учение?
Это зависит от нагрузки каждого, и каждый должен решить это сам; но желательно каждый день найти время для чтения, хотя бы немного, или утром, или вечером, смотря по семейным и служебным обстоятельствам, — потому что мы каждый день принимаем пищу, едим и пьём и для этого находим время, но ведь чтение Учения — это пища для духа, и он будет голодать, если его не кормить или кормить раз в неделю. Мы должны относиться к этому как к питанию нашего духа, то есть нашего истинного «Я». И если мы так настроимся, то всегда найдём время хотя бы для одного параграфа — кто утром, кто днём, кто перед сном. Если есть возможность, очень хорошо брать с собой книгу — можно немного почитать в транспорте или на работе, если работа позволяет заглянуть в неё, — тогда человек сразу получит какое-то освежение, прочтя даже в обычных условиях что-то необычное, что-то высокодуховное. Это обязательно нужно.
Что читать в первую очередь и что во вторую?
Это зависит от того, сколько и что вы уже прочли. Конечно, в первую очередь надо ознакомиться с Учением. Для подступа к нему помогает «Введение в Агни Йогу», эту книгу хорошо прочесть с самого начала, а потом понемногу читать и Учение.
Очень помогают «Грани Агни Йоги», они изложены в доступной форме, более близкой нашему сознанию, чем само Учение, и тоже вводят человека в сферу Учения. Очень помогают Письма Е.И. Рерих, особенно если иметь указатель тем, затронутых в них. Если кто-то интересуется трудами Е.П. Блаватской — их, конечно, знать надо, но не с этого надо начинать, потому что это и очень трудно, и не даёт сразу решения наших насущных проблем. А этих насущных проблем касаются именно Учение Живой Этики, «Грани Агни Йоги», Письма Е.И. Рерих. Всё это надо иметь и каждый день по возможности немного читать.
В каком порядке лучше читать книги Учения?
Раз они даны в определённом порядке, то и читать их, конечно, было бы неплохо тоже в том порядке, в каком они были нам даны. Но можно одновременно возвращаться и к другим книгам, если в них вы находите какие-то темы, которые вас интересуют. Ведь мы, помимо чтения самих книг Учения, делаем подборки, и они очень помогают. У нас есть подборки по темам, которые могут вас заинтересовать. Самим найти нужные темы во многих книгах очень трудно, а тут вы в готовом виде получите ответы на ваши вопросы.
Во время первого чтения сколько бывает не замечено, сколько не понято! Начинаем читать всё по второму разу. При этом очень помогают Письма Елены Ивановны Рерих, где есть ответы на многие вопросы, которые, когда читаешь сам, не можешь объяснить; помогает и параллельное чтение «Граней Агни Йоги».
Когда лучше начинать читать книгу «Надземное»? Это индивидуально или есть сроки?
Конечно, это очень индивидуально. Книга «Надземное» очень сложна, но всё опять-таки зависит от степени подготовленности каждого. У одного она идёт сразу, а другому надо вчитываться или перед этим что-то другое прочитать на эту тему, — всё очень индивидуально. А книга эта, конечно, сложная, но уж если изучать Живую Этику, то её надо тоже знать.
В Письмах Е.И. Рерих сказано: «Не позволяйте передавать явленные суждённые сокровища в руки нечистые». Как это понимать?
Думается, что явленные сокровища — это те сокровенные знания, которые Елена Ивановна передавала своим ближайшим ученикам и сотрудникам посредством писем и личного общения. Тут, вероятно, говорится о том, чтобы с людьми говорить по сознанию. Например, говорить о том, что мы знаем об Иерархии Света — о самом священном, что у нас есть, — людям нечистым, недобрым, осуждающим Учение, злословящим, — конечно, с такими людьми говорить о священных предметах или о священных лицах мы не будем.
Поделитесь опытом, как проводить занятия по Живой Этике?
Можно зачитать понравившийся параграф и прокомментировать, как вы его поняли, поделиться своим пониманием, потому что пониманий может быть много, ведь каждый вопрос Учения многогранен. Очень интересно узнать другие грани, обогатиться. Что-то мы заметили, а чего-то нет. Другой делится своим опытом, своими наблюдениями, своим пониманием. Когда мы обсуждаем какой-то параграф, происходит взаимное обогащение и даже могут быть неожиданные открытия. Кто-то читал параграф и чего-то не заметил, а когда кто-то другой говорит — оказывается, сколько ещё заложено в этом параграфе! Всё это очень интересно и поучительно.
Очень помогает и настраивает на занятия прослушивание вначале торжественной музыки Баха, Моцарта или Бетховена.
Должно быть не только изучение, но и претворение в жизнь Живой Этики? Ведь многие экстрасенсы тоже изучают и ставят опыты.
Мы только на практике это и претворяем. Опытов мы никаких не ставим. Если мы думаем благожелательно — чувствуем себя лучше, чем когда думаем неблагожелательно. Когда у нас чувства радостные или унылые, когда подъём или спад энергии — это всё жизнь, это практика. Как отнестись к одному и тому же обстоятельству? Можно совершенно по-разному. Вот в этом мы и проверяемся. И совсем не нужно ставить какие-то опыты, вся жизнь нам ставит опыты, и от них никуда не денешься.
Как определять лжеисточники?
Для этого надо прежде всего изучать первоисточники и прикладывать их для распознавания лжеучений, потому что в ложных источниках часто говорится совсем не то, что в книгах Учения и Письмах Елены Ивановны Рерих. Если мы с ними знакомы, тогда нам очень легко определить, что именно не так. Ко мне очень многие приезжают и обращаются: «Что сейчас надо делать? Что самое главное?» Я всем говорю одно и то же: «Торопитесь поскорей прочитать Учение». Некоторые читают его только по первому кругу. Надо поскорее прочитать всё, что дано в книгах и письмах, иначе мы действительно можем попасть в ловушку.
Сказано, что Учение дано на всю эпоху и его продолжения пока не будет. А все эти лжеисточники утверждают, что они продолжают получать или от Великого Учителя, или от Космического Разума, или от самого Господа Бога. И обычно авторы этих «откровений» очень превозносят себя, говорят о себе и своих видениях, явлениях, то есть ведут себя совсем не так, как Рерихи, которые получали и несли Откровение Новой Эпохи. Сейчас нужно ускоренно заниматься изучением этих книг, пока не поздно. Потому что это нужно и для себя, и для других, и для определения того, что истинно, а что ложно.
«Невидимое учение идёт непрестанно. Разница духа познаётся лишь на границе ступеней. Рост духа познаётся незримым градусником» (Листы Сада Мории. Озарение. 1 – XI – 1). Как понять фразу — «разница духа познаётся лишь на границе ступеней»?
Тут подразумеваются духовные ступени.
По каким признакам можно определить свой духовный рост?
Если очень следить за своими побуждениями, тогда можно начать замечать свой духовный рост. Но к себе надо относиться беспристрастно и критично. Всё время в нас возникают какие-то побуждения; мы часто действуем тем или иным образом, не отдавая сами себе отчёта. Но если человек анализирует то, к чему толкают внутренние желания его «я», тогда он может определить свои побуждения.
В Кали-Юге все Учения со временем подвергались искажению в силу несовершенства людей. Наступает Сатья-Юга. Как сохранить Учение Живой Этики в чистоте?
В Сатья-Юге мы будем стараться правильно понять то сокровище, которое нам дано, — Учение Живой Этики. Мы все имеем книги, все читаем их, и мы постараемся правильно понять и правильно применить Учение, и только тогда мы будем соответствовать Сатья-Юге. В Учении всё сказано, и если его читать внимательно, а также познакомиться с биографиями Елены Ивановны, Николая Константиновича и их сыновей, то нам будет ясно, как надо поступать, чтобы соответствовать Новой Эпохе.