Чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению. Познание извне должно дать повод к огненному процессу размышления. Мир Огненный, ч.2, 411 |
«Не будет благом, если все начнут хвалить тебя. Каждое достойное действие должно иметь врагов. Но благо в том, если эти враги будут тебе желанными и жданными. А друзья действий твоих окажутся именно теми, о которых мечтал ты».
Из давних веков отмечена борьба в основе жизни. Должна быть радость в такой извечной борьбе. Что же образует эту радость? Сознание пашни и посева! Именно в борьбе неустанно сеются зёрна будущих достижений.
В городском ли многолюдстве или в благоухании пустыни идёт та же борьба! Её полюбить нужно, но легко ли? Но если удастся однажды возликовать борьбою за истину, за благо человека, то уже никогда не придавит тягость борения. Возникнут новые силы.
Но приходится твердить себе о сущности борьбы. Будут часы ныряния. Будем знать и такие пороги. Не удивимся, слыша о нагнетении друзей. Неизбежны такие часы. Не будем перегружаться, но вдохнём свежую прану. Вспомним о самом дорогом. Пусть прибой пробежит. Приливы и отливы — тот же пульс. «И это пройдёт». Новое вспыхнет негаданно, там, где рассудок и не предполагает.
В каждом новом заложена и новая борьба. И никуда от неё не уйдёшь. Лучшее ободрение будет в том, что с тобою желанные, а против те, кто и должен быть супротивником. Плохо, если супротивники сущности твоей согласятся с твоими деяниями. Пусть они всегда будут нападать и угрожать и тем умножать твои силы.
Мысль о борьбе не есть труизм. Многообразие жизни создаёт и неповторимые грани борьбы. Испытайте землетрясения. Всё задвигалось, затрещало, попадало. Всё оказалось подвижным, и не знаешь, где предел и граница.
Борьба за правду есть посев блага. Живёт красота в каждой борьбе против лжи, лицемерия, несправедливости, невежества. Знает ли кто, как и где дозреют плоды борьбы героической? И кого напитают они? И какие сады расцветут от семян блага, труда? Но целительно будет благоухание. И не нам судить, где оно окажется особо потребным.
Бывает и трудно. На то и борьба. На то и битва. И опять же радость, если супротивники те, которые и должны быть ими. Ярая борьба, несменный дозор! Давно сказано: «Если устал, начни ещё. Если изнемог, начни ещё и ещё».
24 Марта 1941 г.