Мысли на каждый день

Каждое пятно страха есть цель вражеской стреле.

Знаки Агни Йоги, 406

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ОБ ОСНОВАХ ДУХОВНОЙ ШКОЛЫ НАТАЛИИ ДМИТРИЕВНЫ СПИРИНОЙ

Автор: Кочергина Наталья  



Теги статьи:  Наталия Спирина (о ней), Живая Этика, Рерих и Сибирь, картины Рериха

В течение 2006 года педагогическая секция Музея Н.К.Рериха работала в русле обширной темы «Музейная педагогика». Первая в этом году встреча была посвящена Н.Д.Спириной и её работе, связанной с изучением художественного наследия Рерихов.

Н.М.Кочергина: На одной из наших встреч мы уже затрагивали такую тему, как основы духовной школы Наталии Дмитриевны Спириной. Остановимся ещё раз на том, что мы подразумеваем под этим понятием.

Школой мастера принято считать комплекс творческих приёмов, подходов и традиций, созданных каким-либо выдающимся человеком. Такие школы известны в искусстве, науке, педагогике и, конечно же, в области духовных знаний.

Сегодня мы поговорим о той школе, которую заложила в Сибири Н.Д.Спирина. Сама она подтверждала, что такая школа действительно существует, и это не что иное, как определённый подход к Учению Живой Этики. Ведь Учение — это океан знания, и подходов к нему может быть великое множество. Учитель потому так и необходим, что помогает выбрать из этого океана самое неотложное.

На наше счастье, мы встретились с Наталией Дмитриевной Спириной и долгие годы получали знания непосредственно от неё, с радостью впитывая и воспринимая всё, что нам давалось, но может быть, не очень ясно понимали, в чём заключались творческие приёмы и особенности подхода Наталии Дмитриевны. Но пришло время, когда мы должны более чётко и глубоко осознать эти основы, чтобы твёрдо укрепиться на них. Вспомним главное.

Наталия Дмитриевна всегда подчёркивала, что она занимается ЭТИКОЙ. Всё, относящееся к области космогонии, эзотерики, нервных центров человека, не интересовало её ни в малейшей степени. Главным для неё было «изучать данное Учение во всех подробностях и пытаться претворять в себе и прилагать к жизни. "Изучение путём становления", — изучать практикуя. Это трудный, но единственный путь постижения основ Бытия»1. Изучение Учения путём совершенствования своих качеств — именно такой путь утверждал её духовный учитель Борис Николаевич Абрамов, ближайший ученик Николая Константиновича Рериха. Это направление продолжала и Наталия Дмитриевна. Она говорила только о том, что имело для людей практическое значение и что могло быть применено в жизни, а в конечном итоге — спасти их самих и планету.

Отсюда проистекали и все формы работы. Они были разные, но их объединяло нечто общее: доступность, простота и красота; при всей доступности разъяснений Наталия Дмитриевна никогда не снижала высоты самых великих понятий.

Как же в свете этих положений подходила она к изучению картин Н.К.Рериха? Хочется напомнить одно её краткое высказывание: «Картины Рериха — это Живая Этика в красках». Здесь всё сказано, и мне кажется, что в нашей работе эта формула может служить ключом к изучению картин Николая Константиновича.

Для большинства людей, приходящих в Музей Рериха и ничего не знающих о его философском наследии, именно знакомство с картинами может стать первым шагом, первым приближением к философии Рерихов, Учению Живой Этики. Потому крайне важно — что, какими словами и с какой интонацией мы расскажем им о картинах. Наталия Дмитриевна придавала этому громадное значение. Её собственный путь несения Учения в массы как раз и начинался с бесед о Рерихе и его художественном творчестве, с составления слайд-программ, лекций, проведения экскурсий на первых выставках картин художника, проходивших в Новосибирске в 1970-е годы.

Наталия Дмитриевна одна из первых в нашей стране начала собирать репродукции, фотографии и открытки с изображением картин Н.К. и С.Н. Рерихов, а также коллекцию слайдов, которая к началу развития Рериховского движения в России (1990-е годы) составляла тысячи единиц и являлась наиболее полным собранием не только в нашей стране, но и в мире. Поражает диапазон её выступлений: помимо Рериховских чтений — конференций, где собирались учёные и искусствоведы, изучающие наследие Рериха, — Наталия Дмитриевна выступала в школах, высших учебных заведениях, клубах любителей искусства — везде, где проявлялся интерес к Рериху. И не только в Новосибирске, но и в Прибалтике, Узбекистане, Украине, в городах Урала , Кузбасса и Сибири.

Одним из первых и важнейших шагов Н.Д.Спириной в деле изучения художественного творчества Н.К. и С.Н. Рерихов было составление сборника комментариев к их картинам, куда включались объяснения, собранные из литературных трудов самих Рерихов и их ближайших сотрудников. Составляя такой сборник, Наталия Дмитриевна подводила серьёзную научную основу под изучение этого художественного наследия, исключающую всякую необоснованную, своевольную трактовку картин, «отсебятину», как говорила она.

---ФОТО:Н.Д.Спирина — экскурсовод. 1975---

К этой работе Наталия Дмитриевна подключала всех, кто был готов к ней, — сотрудников из Новосибирска, Москвы, Екатеринбурга, Омска. Помогая, они учились сами, — так мудро строила обучение Наталия Дмитриевна.

Многие, приезжавшие в те годы к Н.Д.Спириной, помнят большие альбомы, аккуратно заполненные открытками-репродукциями картин Рерихов, и беседы во время совместных просмотров, которые были своеобразными маленькими экскурсиями. Что же рассказывала о картинах Наталия Дмитриевна? Хорошо понимая уровень людей, которые недавно прикоснулись к Рериху, она, имевшая огромный запас знаний, говорила всегда очень просто, давая самую краткую информацию, выделяя при этом главное — этическое содержание картины.

Примером таких доступных объяснений могут служить комментарии, которые мы встречаем в выступлениях Н.Д.Спириной 1970-х — начала 1990-х годов, когда люди в целом ещё мало знали о Рерихах. Приведём некоторые из этих объяснений.

«Настасья Микулична» — «символизирует несокрушимую силу русского народа».

«Мадонна Орифламма» — «женщина держит Знамя Мира, Знамя охраны Культуры» (выделено главное: женщина — охранительница Культуры).

«Святая Покровительница (Sancta Protectrix)» — «под своим покровом она охраняет творения своих детей»(подчёркивается охранительное начало женщины-матери).

«Агни Йога» — «женщина держит на своей ладони огонь; она приносит свет разума на новую, чистую землю» (женщина — носительница огня знания).

«Ангел Последний» — «грозная, предупреждающая картина». Этот ряд можно продолжить. Со временем, по мере роста сознания людей, изучающих Учение Живой Этики, углублялись и объяснения, которые давала по поводу этих же картин Наталия Дмитриевна. Идея картины оставалась та же, но теперь она обогащалась новыми, более глубокими и прекрасными подробностями.

Особенно интересно проследить эту эволюцию на примере данных в разные годы комментариев к одной и той же картине. Возьмём, к примеру, картину Н.К.Рериха «Капли жизни». В 1990 году в докладе «Письма Елены Рерих» Наталия Дмитриевна так рассказывает о ней: «В Гималаях женщина собирает в кувшин капли жизни, капли мудрости, стекающие с гималайских вершин. Эти капли она потом принесёт людям. Собирательница, даятельница сокровенного знания». Из этого описания мы узнаём, что Рерих изобразил не просто женщину, набирающую в кувшин воду из чистого целебного источника, а ту, которая собирает капли мудрости, чтобы передать её людям. Художник не случайно назвал картину «Капли жизни»: что может дать людям жизнь, как не подлинное духовное знание?

В 1999 году в докладе «Образ Елены Рерих в творчестве Николая и Святослава Рерихов» мы встречаем ещё одно описание этой картины: «В прекрасных символах на полотнах Николая Рериха отражены труды Матери Агни Йоги. На картине "Капли жизни"на выступе скалы, на фоне снежных вершин сидит женщина в золотом одеянии. Она собирает в кувшин капли жизни — капли мудрости и знания, льющиеся из высокогорного источника. В глубоком раздумье смотрит она вниз, на землю, куда принесёт она собранную ею жизненосную влагу»2.

Что нового находим мы в этом объяснении? Мы узнаём, что картина посвящена Елене Ивановне и её трудам на благо всех людей. Наталия Дмитриевна даёт краткое описание картины, включающее элементы: композиции — женщина сидит «на выступе скалы, на фоне снежных вершин»; настроения — она находится «в глубоком раздумье»; колорита — говорится о золотом одеянии женщины на фоне заснеженных вершин, и мы сразу улавливаем контраст цветов, который применил художник, и замечаем, как ярко горит тёплый золотой цвет на фоне холодных тонов бело-голубых вершин. И кроме всего, хочется отметить тот удивительно красивый поэтичный язык, высокий стиль изложения, который так близок всему строю Учения: «золотое одеяние», «жизненосная влага»...

Таким образом, Наталия Дмитриевна даёт нам целый ряд направлений, подсказок, которые помогут понять и освоить её творческий метод. Каждый сможет самостоятельно проанализировать комментарии Наталии Дмитриевны к картинам Рерихов и найти для себя что-то важное и интересное.

Итак, попробуем кратко подытожить основные моменты нашей беседы.

Первое.Недопустима никакая своевольная трактовка картины, она должна базироваться: 1) на первоисточниках, какими для нас являются труды семьи Рерихов; 2) на трудах их ближайших сотрудников (З.Г.Фосдик, Б.Н.Абрамов, П.Ф.Беликов, Р.Я.Рудзитис); 3) на трудах Н.Д.Спириной; 4) на изучении исторических, литературных и других источников.

Второе.Прежде чем браться за глубокий анализ картины, необходимо понять, что хотел сказать художник этим произведением, и кратко сформулировать для себя его основную идею, которую можно даже записать. Если же она не очень ясна, то эту тему можно вынести для обсуждения на семинарских занятиях.

Третье.Необходимо развивать умение определять уровень сознания слушателей и рассказывать о картинах соответственно этому уровню.

Четвёртое.Собственное творчество в трактовке картин допустимо лишь тогда, когда поняты и вмещены основы.

---ФОТО:Н.Д.Спирина проводит экскурсию---

И.И.Сереброва: Как уже упоминалось, Наталия Дмитриевна предупреждала против фантазирования относительно содержания картин Н.К.Рериха и призывала нас внимательно изучать, что писал о них сам художник, Елена Ивановна Рерих, а также их ближайшие сотрудники.

В чём же тогда будет заключаться наш творческий подход? Наверное, в том, как это рассказать, в каком объёме, — в зависимости от уровня подготовки посетителей. Мы должны попытаться понять: что за человек перед нами, стоит ли подробно рассказывать ему о картине или можно обойтись всего несколькими словами? То есть для индивидуального подхода необходимо развивать чуткость и внимательность к людям, которые к нам приходят. А иначе может получиться следующее: экскурсовод долго и самозабвенно говорит на тему, которую он очень любит, и совершенно не обращает внимания на состояние посетителя, а это недопустимо.

Вспомним замечательный очерк Н.Д.Спириной «Болтливость»3, в котором говорится: «Бережные люди взвешивают в уме каждое своё слово, прежде чем произнесут его. Они обдумывают тему разговора со многих сторон. Будет ли то, о чём они собираются говорить, интересно слушателям?»

Итак, мы должны, прежде всего, проявить внимание к тем, кто к нам приходит. И эта заинтересованность поможет развить чувствознание, умение понимать людей. Но произойдёт это только в том случае, если мы будем думать не о себе, а о людях.

Затронем ещё один важный аспект нашей работы, на который Наталия Дмитриевна обращала особое внимание. Как известно, у Н.К.Рериха есть много картин, посвящённых святым и подвижникам, которых он называл Светочами человечества. И когда на экскурсиях мы рассказываем о них, то в нашем сердце должно быть особое, трепетное к ним отношение. И это обязательно почувствуют те, кто будет слушать наш рассказ. Помнятся уроки Наталии Дмитриевны, её высокий пример, — как она говорила о Светочах Мира, с каким чувством почитания произносила Великие Имена. Конечно, она намного больше нас понимала духовную высоту тех, кого изображал Рерих на своих картинах, и старалась по мере возможности донести это до нас.

Н.М.Кочергина: В заключение приведём несколько слов Н.Д.Спириной, сказанных в 1998 году: «Мы должны уметь объяснять картины Рериха, развивать речь, уметь излагать свои мысли, уметь читать стихи. Нужно продолжать искать объяснения к картинам Рериха. Люди хотят не только смотреть на картины, но и слышать о них, и мы должны уметь сказать несколько разумных слов, сочетать слово с показом. Нас зовут к синтезу — надо сочетать музыку и слово. Надо делать всё, чтобы насыщать наш Музей красотой».

Пожалуй, самое главное в творческом методе Наталии Дмитриевны Спириной — это её безграничное преклонение перед той Красотой, которую являло собою творчество обоих художников — Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. И этой любви, которая так ощущается во всех словах, сказанных ею об этих великих людях, и особенно в её стихах, вдохновлённых их полотнами, мы будем учиться всю свою жизнь...

1 Спирина Н.Д. Из радиобеседы «Путь духа». 29 апреля 1991 г.
2 Спирина Н.Д. Отблески – 1999. Новосибирск, 2000. С. 4.
3 Спирина Н.Д. Отблески. I. 1944 – 1989. Новосибирск, 1996. С. 12.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.Д. Спирина