Спросят: «Где же поиски совершенства?» Отвечайте: «Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трёх путей достаточно». Листы сада М. Зов, 19.07.1922 |
Когда поёт кайчи — исполнитель алтайского героического эпоса, — кажется, весь мир затихает. И люди, и природа внимают величественным ритмам горлового кая. Озёра успокаивают свои воды, горы ещё выше вздымаются к небесам, фантастические очертания принимают облака и из-за них появляется славный богатырь на коне. Так изображено на детском рисунке; так по традиции считается, что то, о чём поётся в сказании, уже было когда-то и будет всякий раз, когда кайчи, а вместе с ним и слушатели представляют в мыслях деяния и подвиги героев. В то верит душа алтайца, и потому, наверное, любимые образы богатырей так легко и зримо воплощаются в изобразительном творчестве, особенно детском.
В этом можно было убедиться на выставке, состоявшейся в небольшом селении Балыктыюль Улаганского района Республики Алтай. И хотя эти места далёкие, но они известны достаточно широко. Именно здесь были раскопаны знаменитые пазырыкские курганы, поразившие мир блистательными образцами искусства, выполненными в скифо-сибирском зверином стиле. Однако гордостью жителей Улаганского района являются не только древние захоронения, но и их земляк — выдающийся кайчи Алексей Григорьевич Калкин, алтайский Гомер.
На Алтае Калкина знали все. Отовсюду к нему приезжали люди со своими заботами и печалями. Они верили, что он способен проникать в такие сферы, которые недоступны простому смертному. Его спрашивали, как понять прошлое и что ждать в будущем. Его авторитет был непререкаем. И когда случалась всеобщая беда, шли к нему. Так было, когда горела тайга. И он нашёл тот заветный камень, с помощью которого, по поверьям алтайцев, можно вызвать дождь и остановить огонь. Это был своего рода языческий святой, представление о котором давно уже исчезло в современной западной культуре.
В репертуаре Калкина, обладавшего феноменальной памятью, было более 30 героических сказаний, множество сказок, мифов, легенд, преданий, рассказов и песен. От него записаны многие эпические произведения: «Маадай-Кара», «Алтай-Буучай», «Очи-Бала» и другие. И то, что издано со слов Калкина, стало неотъемлемой частью национального достояния. Если для нас, русских, былины отошли в ранг ушедшего предания, то здесь, на Алтае, героический эпос — это основа современной духовной культуры. Вот почему рисунки алтайских детей о богатырях полны свежей, неиссякаемой силы и огненного пафоса.
Более того, как раз в Балыктыюле родился и вырос замечательный график и живописец, заслуженный художник России Игнат Иванович Ортонулов. Его иллюстрации к алтайскому героическому эпосу, создававшиеся подчас по совету Калкина, стали своего рода классикой. Все дети знают эти убедительные образы и стараются в чём-то следовать их высокому настрою.
Могучим, до небес предстаёт в сознании алтайцев богатырь Алтай-Буучай, кем, как повествуется в эпосе, «поставлена луна озарять Алтай безлунный, кем и солнце зажжено на бессолнечном Алтае». Герой эпического сказания был предательски убит, а затем воскрешён дочерью Небесного Владыки с помощью девятигранного чёрного камня.
Алтай-Буучай — воплощение силы и красоты, а всё красивое в детских рисунках украшается орнаментом. Узоры его богатырских доспехов богато разнообразные: от самых древних, идущих с эпохи камня, в виде заштрихованных треугольников, и до тех, что и сегодня выводят на своих изделиях алтайские ковроделы.
Над головой Алтай-Буучая нарисовано зооморфное облачное образование — это «конь-огонь в дар батыру небом данный». Конь богатыря в алтайском героическом эпосе нередко спасает своего хозяина в самых трудных ситуациях и потому, согласно современным представлениям психоанализа, воплощает архетипический образ духа. Без него немыслим восточный богатырь. Так и в этом рисунке «со дна высокого неба конь молнией сверкнул».
Пятиклассница Топчина Наташа изобразила красного коня, несущего на себе богатыря. Его хвост и грива — как огонь, как пламя. Его сбруя украшена орнаментом в виде ряда запятых. Такими же запятыми наделяли крупы животных в пазырыкских курганах ещё скифские мастера. Конь летит над всем Алтаем. В героическом эпосе так описывается этот полёт:
…Драгоценный конь,
Как пылающий огонь, показался,
Глубокие и широкие реки,
Хвостом их не коснувшись, конь перескакивал,
Низкие-низкие горы,
Копытами их не задевая, конь перепрыгивал.
Особое место в пантеоне алтайских героев принадлежит деве-богатырке Очи-Бала. С её обликом не может сравниться ничто земное, только надземная красота способна передать её черты:
Очи-Бала, сама драгоценная,
Как утренняя звезда, сияла.
Лицо её — круглая луна,
Щёки её — как радуги,
Видящие глаза — синие звёзды,
Сама милая, будто вся из золота, дева-богатырка.
Её образ на рисунке вторит поэтике сказания, он поистине монументален и в то же время живой, эмоционально-наполненный. Дети верят в героику. Для них и сейчас возможен подвиг, который совершила Очи-Бала:
Дева-богатырка мощью своей
Землю-алтай свой от скверны очистила.
Пожалуй, самый известный на Алтае сказочный богатырь — Сартакпай. Это он, согласно легенде, проложил среди гор русла водным потокам: «День и ночь слышал Сартакпай плач зажатых камнями алтайских рек. Бросаясь с камня на камень, они рвались в клочья. Дробились в ручьи, натыкаясь на горы. Надоело Сартакпаю видеть слёзы алтайских рек, надоело слушать их неумолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан».
В детских рисунках Сартакпай — исполинский герой, руками раздвигающий утёсы и дробящий каменные преграды. В ярких красках, в контрастах цвета, полной динамизма композиции решена иконография Сартакпая на рисунке Чугуловой Анны.
В наши дни, когда во многих душах царит смятение и дух поникает в безверии, на Алтае живут прекрасные героические образы. Они для растущего сознания — замечательный пример высокой нравственности и подвига. Здесь чтут мудрые слова, принадлежащие народному герою Сартакпаю: «Когда творишь великое дело, сон не посмеет прийти».
От гор — возносящие сказания.