Лестница восхождения есть мера великодушия, значит, великодушие может быть постигаемо ежедневно. Мир Огненный, ч.2, 280 |
VI Рериховские Чтения
Валерий ПЕРШИН, заслуженный мастер спорта
г.Екатеринбург
ЗНАМЯ МИРА на высочайших вершинах Земли
Мы много лет ходили в горы на Кавказе, Тянь-Шане, Памире, постигая красоту гор, наблюдая закаты и восходы, очарованные великолепными потрясающими сочетаниями красок. Порой казалось, что таких красок вообще не бывает; хотя видели это, но не верили своим глазам.
Познакомившись позднее с репродукциями и картинами Н.К.Рериха, мы поняли, что не только альпинисты с поднебесных высот могут видеть такие красоты, такие краски. Мы поразились, насколько Н.К.Рерих, не будучи альпинистом, так глубоко проник в сущность гор. Одновременно возникли смутные догадки, что картины таят в себе нечто большее, нечто таинственное и сокровенное.
Заинтересовавшись творчеством этого художника, мы узнали, что он — великий философ, великий мыслитель нашей эпохи. Мы узнали, что на протяжении всей жизни бок о бок с ним шла его верная спутница, соратница Е.И.Рерих, что это, поистине, великая женщина.
В 1986 году команда альпинистов Свердловской области в рамках чемпионата СССР по альпинизму совершила очень сложное стенное восхождение на вершину Сурайша на Центральном Памире.
После многих дней прохождения сложнейших скал, висячих ночёвок в гамаках, борьбы с мокрым снегом и холодом и своими опасениями, вызванными непогодой, которая блокировала команду на отвесных скалах в середине пути, мы связались по рации с базовым лагерем. «Вся команда успешно достигла вершины», — понеслись наши слова в эфир. Здесь, на 6-тысячной высоте, прозвучало обращение ко всем людям на земле — был зачитан Пакт Рериха. Годом раньше, в 1985 году, исполнилось 50 лет со дня подписания этого Пакта многими странами. Мы обратились ко всем людям планеты жить в мире, согласии, чтобы силы зла покинули этот мир.
В этом же году мы совершили восхождение на высочайшую вершину Советского Союза — Пик Коммунизма, высота которого 7495 м над уровнем моря. Характерные для больших высот экстремальные погодные условия — лютый холод, беспощадный ветер и жёсткий солнечный ультрафиолет — дополнил глубокий, сыпучий, лавиноопасный снег.
Мы шли, неся в нагрудном кармане репродукции Н.К.Рериха, с тем чтобы оставить их на самой вершине, в капсуле, где альпинисты оставляют свои записки. Следующие восходители, следующие поколения молодых альпинистов, взойдя на вершину, вершину своего духа, могут, открыв эту капсулу, увидеть бессмертные творения Н.К.Рериха в репродукциях.
Нашему поколению российских альпинистов удалось, после безуспешных попыток наших старших товарищей, побывать в Гималаях, и с 1982 года в альпинизме началась эпоха восхождения советских, позднее российских альпинистов на высочайшие вершины мира.
В 1989 году сборная команда Советского Союза осуществила беспримерный траверс* четырёх вершин священной горы Канченджанги, которая неоднократно упоминалась в трудах Н.К.Рериха и являлась источником вдохновения и главной героиней многих его картин Гималайской серии. На главной вершине Канченджанги (8558 м) был оставлен портрет Н.К.Рериха как память об этом Певце Гималайских гор; а также портрет С.Н.Рериха.
Гималаи нас потрясли своей красотой, своей широтой просторов. Они настолько гигантски высоки, что даже горы, которые располагаются на переднем плане, не закрывают перспективы. За ними, как океанская волна, поднимаются горы ещё выше и выше, и сама атмосфера и пространство несут освежающую чистоту.
Наблюдая, любуясь Гималаями, мы постоянно в своих мыслях возвращались к картинам великого художника и его словам: «Даже скудно и убого было пытаться сопоставить Гималаи с прочими, лучшими нагорьями земного шара. Анды, Кавказ, Альпы, Алтай — все прекраснейшие высоты покажутся лишь отдельными вершинами, когда вы мысленно представите себе всю пышную, нагорную страну Гималайскую. Чего только не вместила в себе эта разнообразная красота. Тропические подходы и луга альпийские и, наконец, все неисчислимые ледники, насыщенные метеорною пылью. Никто не скажет, что Гималаи — это теснины, никому не придёт в голову указать, что это мрачные врата, никто не произнесёт, вспоминая о Гималаях, слово однообразие»1.
В 1991 году первая российская экспедиция прибыла к подножию вершины Чо-Ойю (8201 м), которая в переводе означает «Милость Богов». На подступах к вершине на высоте 4000 м приютилось последнее селение Гокия, за ним на протяжении всего пути периодически встречаются традиционные сооружения под названием «Стена Мани». Это, порой значительной длины, гряда молитвенных камней, на которых высечено изречение «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Путник, проходя мимо этих камней, прикладывает правую руку к шершавым камням и проводит ладонью по этим надписям.
Результатом трудов дружной группы россиян, состоящей из пяти человек, было восхождение на этот 8-тысячный гигант по новому маршруту. Неожиданный сюрприз ожидал восходителей наверху. Вершина представляет огромное, несколько сотен метров в ширину и около километра в длину, снежное поле. С большим трудом после длительных поисков отыскали незначительный холмик посреди этого снежного простора — пирамиду из трёх кислородных баллонов, оставленных экспедицией, взошедшей до нас по другому пути. 20 октября на этой пирамиде развевался вымпел с изображением Знамени Мира.
Со склонов Чо-Ойю мы постоянно видели грандиозную группу: высочайшую вершину мира Джомолунгму, рядом с нею ещё один гималайский гигант — Лхоцзе и семитысячник Нупцзе. На протяжении всего восхождения, когда была хорошая погода, наши взоры постоянно обращались к ней. Мечта побывать на склонах этой вершины, и если повезёт — на самой вершине, с этого момента не оставляла нас. Началась подготовка к этому очень сложному мероприятию. Но перед этим нужно было очень много пройти, ещё предстояло психологически и физически подготовиться к этой серьёзнейшей задаче.
В 1993 году наша экспедиция разбила свой базовый лагерь под склонами ещё одного гималайского гиганта — Дхаулагири (8167 м). Мы поставили себе на первый взгляд неразрешимую задачу — пройти по ещё не пройденной никем северной стене этой вершины. И благодаря нашим объединённым дружным усилиям нам это удалось.
Впервые над вершиной развевается Знамя Мира. «...Великое Знамя Мира несёт свои заряды Света и огненно насыщает токи вокруг Земли, как панацея против зла»2. Однако кажется, злым силам это событие явно не нравится. С каждой минутой ветер усиливается, видимость снижается до нескольких метров. Мы почти ложимся на тугие потоки воздуха, с трудом удерживаясь на узком гребне. Главное — не пройти место, где нужно свернуть с горы на снежный склон, ведущий к нашим палаткам на высоте 7800 м под северной стеной.
Жуткая ночь ожидает нас впереди. В кромешной тьме два острова жизни — две палатки, в которых мы среди разбушевавшейся стихии мужественно боролись за свою жизнь. Готовясь к худшему, мы забрались в спальные мешки, оставаясь во всей верхней одежде и обуви. Боже, как я молился!! Такого не случалось ни до, ни после. Это происходило помимо моего желания, помимо моей воли. Мои неистовые мольбы исходили из всего моего существа независимо от меня. Видимо, молитвы достигли цели, Высшие Силы дали нам возможность выстоять в этой неравной борьбе с беспощадной стихией.
Это восхождение было признано самым сложным в Гималаях в этом сезоне.
1994 год. В преддверии экспедиции на Джомолунгму мы побывали на североамериканском континенте и поднялись на его высшую точку — пик Мак-Кинли. Примечательно то, что гора находится за полярным кругом. Район отличается заснеженностью, гигантским оледенением и исключительной суровостью. Ночи как таковой нет. Ночное солнце (интересное словосочетание!) плывёт на горизонте и заливает горы пурпурными красками. 24 мая мы на вершине, и Знамя Мира триумфально трепещет на вытянутых руках.
И наконец после длительной подготовки мы прибыли со стороны Тибета в базовый лагерь у подножия Джомолунгмы. У разных народов она имеет свои наименования. Европейцы называют её Эверест, и сейчас это самое распространённое название. Высота её 8841 м, она пронзает ослепительно синее небо уже практически в стратосфере, где очень малое содержание кислорода, и подняться на неё поистине сложная задача.
Здесь, в семи километрах от подножия Эвереста, находится древнейший и самый высокогорный монастырь Тибета — Ронгбукский. Природа обеспечила альпинистам довольно удобные подступы к вершине, как бы компенсируя её умопомрачительную высоту. Ледник Восточный Ронгбук сказочно красив своими несравненными ледовыми башнями — сераками, и в то же время несёт на своём теле огромное количество мелких камней, образуя срединную относительно ровную морену**, по которой можно легко дойти до передового базового лагеря на высоте 6300 м и доставить грузы на яках.
Читая книги об экспедиции Рерихов в Тибете, мы узнаём, что их путь пролегал и в районе этой высочайшей вершины. Детали горного рельефа — ледовые башни, вершина на заднем плане, — помещённые на картине Н.К.Рериха «Сожжение тьмы», настолько совпадают по своей форме, цвету, колориту со всем, что там есть в действительности, что нам кажется, данная картина написана под впечатлением от этого путешествия.
Была очень ясная солнечная погода, но наверху не затихали штормовые ветры. Мы надеялись, что всё-таки удача будет нам сопутствовать, и продолжали прокладывать путь по северному гребню этой вершины. Было очень много снега, и по этой белоснежной нетронутой глади мы с трудом пробивались вверх и вверх. На высоте 8200 м был установлен штурмовой лагерь, откуда при благоприятном стечении погодных условий за один день можно было дойти до вершины. Но, к сожалению, ураганный ветер над гребнями не прекращался, и мы вынуждены были свернуть экспедицию.
Стоит ли ругать за это гору? Вспоминаются слова великого шерпа Тенцинга Норгея, поднявшегося первым на Эверест в мае 1953 года: «Я счастливый человек. У меня была мечта, и она осуществилась, а это не часто бывает с человеком. Взойти на Эверест — мой народ называет его Чомолунгма — было сокровеннейшим желанием всей моей жизни. Семь раз я принимался за дело, я терпел неудачи и начинал сначала, снова и снова, не чувствуя ожесточения, которое ведёт солдата на врага, а с любовью, словно дитя, взбирающееся на колени своей матери».
Спустившись вниз, мы сохранили свою мечту об этой вершине до будущих времён.
В дни и минуты отдыха настольными книгами у нас были стихи Н.Д.Спириной «Капли» и книга «Грани Агни Йоги».
Стаи туч, и ливень грозовой, И туман проходят под Вершиной; Ей знаком пространственный покой, Солнца луч не затемнится мглой, Звёздный свет не скроет дым долины; И миры в космической дали Говорят с Вершиною земли.3
Это прекрасное стихотворение Н.Д.Спириной как будто посвящено величайшей горе нашей планеты и особенно созвучно нам, побывавшим на её могучих плечах.
Мы постарались быть достойными великого шерпа Тенцинга. Мы вернулись к вершине с любовью.
18 мая 1998 года амарантовые символы Знамени Мира появились на высшей точке планеты! Стоя возле пирамиды фирновых крючьев с флажками различных стран на вершине горы, мы были безмерно счастливы. Тибетцы в таких случаях, взойдя на вершину перевала, провозглашали бы во весь дух: «Лха жьяло! Де тамче нам» (Боги побеждают, демоны потерпели поражение). Мы полностью солидарны с ними.
Знамя Мира сопровождает нашу команду в экспедициях по различным уголкам земного шара. За эти годы оно посылало свою энергию и утверждало людям свет на вершинах: 1996 год, февраль — высшая точка Южной Америки, Южного и Западного полушарий, потухший вулкан — Аконкагуа. 1997 год, май — четвёртая по высоте вершина мира — Лхоцзе (8511 м). 1999 год, август — высшая точка Западной Европы — Монблан (4810 м). 2000 год, май — снова на вершине Лхоцзе. 2001 год, май — на безымянной вершине (7148 м) в Северном отроге Эвереста.
4 мая 2001 года наша маленькая экспедиция альпинистов из России и Северной Осетии имела счастье поздравить с юбилеем замечательного подвижника — Наталию Дмитриевну Спирину — из самого сердца Тибета.
Летом 1996 года на Алтай прибыли члены альпинистского клуба «Урал» из Екатеринбурга. Среди взрослых были совсем ещё юные альпинисты 10-16 лет. Своё пребывание на Алтае, свои восхождения юные альпинисты посвятили 70-летию пребывания Рерихов на Алтае. Они совершили восхождение на пик, названный в честь Н.К.Рериха. 25 июля Знамя Мира было развёрнуто на Белухе.
Очень символично, что к Учению Рериха, к силе красоты его творчества приобщаются совсем юные люди. Кроме физических достижений, они укрепляют свой дух, постигают красоту гор, красоту мира. Они начинают понимать истинное значение этого слова, они становятся более чистыми, устремлёнными к прекрасному.
«Сверкающий скалами и льдом чарующий мир вершин является своего рода катализатором; не будучи бесконечным, он заставляет её чувствовать» — такими словами передаёт своё ощущение мира гор Морис Эрцог, первый человек на восьмитысячнике.
В заключение хочется привести слова Николая Константиновича Рериха: «Конечно, восторг и восхищение будут прежде всего связаны с восхождением. При восходе является непреодолимое желание заглянуть за возносящиеся перед вами высоты. Когда же вы идёте вниз, то в каждой уходящей вершине звенит какое-то ''прости''. Потому-то так светло не только идти на вершину, но хотя бы мысленно следовать этим путям восходящим. Когда слышим о новых путниках на Гималаи, то уже признательны хотя бы за то, что опять напоминается о вершинах, о зовущем, о прекрасном, которое так нужно всегда»4.
* Траверс (с фр. – переезд, переправа) — переход по гребню горного хребта, соединяющего несколько вершин.
** Морены — отложения, накопленные непосредственно ледниками при их движении.
1 Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 44.
2 Иерархия. 381.
3 Спирина Н.Д. Капли. Н., 2001. С. 121.
4 Рерих Н.К. Врата в Будущее. С. 45.