Язык понимания и сочувствия откроет первые Врата Беспредельности. Беспредельность, Предисловие |
VI Рериховские Чтения
Ремигиус АУШКЯЛИС
Общество Н.К.Рериха Литвы, г.Вильнюс
«Где же то чувство, где же та субстанция, которой наполним Чашу Великого Служения? Соберём это чувство от лучших сокровищ. Найдём части его в религиозном экстазе, когда сердце трепещет о Высшем Свете. Найдём части в ощущении сердечной любви, когда слеза самоотвержения сияет. Найдём среди подвига героя, когда мощь умножается во имя человечества. Найдём в терпении садовода, когда он размышляет о тайне зерна. Найдём в мужестве, пронзающем тьму. Найдём в улыбке ребёнка, когда он тянется к лучу Солнца. Найдём среди всех уносящих полётов в Беспредельность. Чувство Великого Служения беспредельно, оно должно наполнить сердце навсегда неисчерпаемое. Священный трепет не станет похлёбкою обихода. Самые лучшие Учения превращались в бездушную шелуху, когда трепет покидал их. Так среди Битвы мыслите о Чаше Служения и принесите клятву, что трепет священный не оставит вас»1.
Как и все основные традиционные духовные Учения, такие как Учение Христа, Учение Будды и другие, Живая Этика указывает нам Путь сердца, Путь самоотречения и Служения, Путь Любви.
«Любовь может создавать миры. У Господа Моего равны мудрость и любовь»2, — читаем в книге «Листы Сада Мории». «Ученики должны счастье узнать в Любви Христа»3. «Разве Христос распятый думал о спасении Своей Души?! Даже в малой мере старайтесь уподобиться Ему»4. Уподобиться Христу — эта мысль сопутствовала многим подвижникам, таким как святой Франциск или Фома Кемпийский. Что касается последнего, в книге «Агни Йога» читаем: «Книга Фомы Кемпийского ''Подражание Христу'' давно оценена на Востоке, не только по содержанию, но и по значению названия»5. Вот несколько строк из этой книги: «Великое дело любовь, — воистину и благо она великое: она одна из тяжкого творит лёгкое и всякую неровность ровно переносит; ибо тяжесть носит она без тягости и всё горькое превращает в сладкое и приятное. Чистая любовь к Иисусу подвигает к великим делам и возбуждает в душе желания одно другого совершеннее. Любовь всегда вверх стремится и ни от каких нижних дел не терпит задержания. Любовь хочет быть свободна и чужда всякой мирской привязанности, чтоб ничем не смущалось в ней внутреннее зрение, чтоб не связывало её никакое временное благо, чтобы временная потеря её не обессилила. Ничего нет слаще любви, ничего крепче, ничего выше, ничего шире, ничего приятнее, ничего — полнее, ничего нет лучше её ни на земле, ни на небе. Ибо любовь рождена от Бога, и в одном только Боге может успокоиться превыше всякого творения». «Кто любит, тот летит стремясь, радуется. Свободен он — ничто его не держит. Всё отдаёт за всё и всем во всём обладает...» «Любовь бодрствует и во сне не дремлет, в усталости не изнуряется, в стеснении не теряет свободы, в страхе не смущается; но как живое пламя и факел горящий стремится вверх и всюду проникает безопасно». Последние слова как бы из книг Живой Этики, хотя и были написаны почти шесть веков назад (1418 г.).
Вернёмся к Учению Живой Этики. «Любовь может создавать миры»6. «Любите Меня — сила ваша растёт любовью. Щит Мой — любовь»7. «Любите друг друга. Я пошлю вам чистые мысли. Упрочу ваше желание усовершенствоваться. Люблю неправых в жизни излечить любовью. Рамакришна говорит: люби, остальное приложится»8.
Опять проведём параллель с христианством. Вот известный отрывок из Первого послания к Коринфянам святого Апостола Павла (гл. 13): «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. (...) А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Из всех духовных качеств человека главнейшее место занимает любовь, ибо настоящая, высокая любовь заставляет его совершенствовать и все другие качества, но без любви они теряют свою духовную ценность.
Кто-то может начать сомневаться, сказав, что люди и любя остаются несовершенными, что из любви они мучаются и мучают других, что из любви люди даже убивают себя. Но проблема здесь в том, что люди одним и тем же словом называют разные вещи. Это поясняет цитата из книги Учения Живой Этики «Сердце»: «Говоря о качествах любви, отметим любовь задерживающую и любовь устремляющую. По существу первая любовь земная и вторая небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой и такое же множество окрылено второй. Первая знает все ограничения пространства и сознания, но вторая не нуждается в мерах земных. Она не затруднена расстояниями и суждениями смерти. Первая знает мир как планету, вторая же даже не затруднится перед уничтожением планеты, ибо перед нею все миры. Истинно, вторая любовь идёт как по физическому миру, так и по Тонкому и по Огненному. Она зажигает сердца для радости высшей и тем нерушима. Так расширим сердце не для Земли, но для Беспредельности»9.
Нужно ясно видеть различие между страстью и чувством. Часто чувством любви люди называют такое душевное состояние, которое лучше называть страстью. Страсть ограничивает и обременяет человека, подрезает крылья духа, мутит сознание, а иногда приводит к моральному падению и преступлению.
В цепях необузданного инстинкта и страсти человек мечется между нежностью и жестокой ненавистью. И в жизни, и в литературе есть много примеров такого противоречивого внутреннего (душевного) состояния человека. Вспомним героя трагедии Шекспира «Отелло», подозрительность и жгучая ревность которого заставляет убить любимую жену.
«...Любовь, мужество, самоотверженность, преданность, все лучшие качества сопряжены с Огнём. С другой стороны — гнев, раздражение, злоба, злорадство, зависть и невежество тоже вызывают Огонь, хотя и алый и тёмный, но всё же Огонь. Так битва Добра и зла будет битвой Огней. Можно видеть при таком столкновении насколько разнообразны Огни, порождённые чувствами и страстями. Пусть примут деление на чувства и страсти. Многие никак не представляют себе разницу, но цвет Огней может легче показать каждое порождение»10.
В пламени дикой страсти и необузданных желаний не стоит искать той любви, которая ведёт в Миры Света. Настоящая любовь — это прежде всего самоотречение и самопожертвование.
Вспомним ещё одно произведение Шекспира — «Король Лир». Ненастоящая, эгоистическая любовь приукрашена льстивым красноречивым притворством. Жизнь показывает её цену. Но какие необычные и пронизанные глубокой мудростью слова младшей дочери короля: «Люблю тебя как соль...» Этим она как бы хотела сказать: «Пока будешь наслаждаться удовольствиями и властью, настоящей любви не узнаешь, но когда тяжким бременем ноша жизни ляжет на твои плечи, ты познаешь мою любовь, ибо люблю я тебя не из-за твоих королевских богатств».
Настоящая любовь — это любовь сердца — глубокая и мудрая. Она как соль, ибо соль — символ мудрости и великодушия. Пусть будет и наша любовь как соль — мудрая и великодушная.
Печатается в сокращении.
Полностью доклад будет опубликован в сборнике
материалов VI Рериховских Чтений.
1 Сердце. 509.
2 Листы Сада Мории. Зов. 7.06.1921.
3 Там же. 4.06.1921.
4 Там же. 25.07.1922.
5 Агни Йога. 13.
6 Листы Сада Мории. Зов. 7.06.1921.
7 Там же. 25.06.1921.
8 Там же. 17.06.1921.
9 Сердце. 242.
10 Мир Огненный. III. 574.