![]() |
Издательский центр РОССАЗИЯ контакты написать нам (383) 223-27-55 |
Мысли на каждый день
![]()
![]()
Журнал ВОСХОД
Книжный магазин
Неслучайно-случайная
статья для Вас:
Актуально
Подписаться
|
МУЗЫКА НОВОГО ВЕКААвтор: Кочергина Наталья
Журнал:
№ 8 (172), Август, 2008
Теги статьи: Борис Абрамов, музыка 2 августа в Музее Н.К.Рериха собрались гости, друзья и сотрудники Рериховских обществ из разных городов, чтобы торжественно отметить день рождения Бориса Николаевича Абрамова и объединиться в признательности и благодарности к человеку, отдавшему свою жизнь служению на благо людей. Был показан фильм «Устремлённое сердце», подготовленный студией СибРО к юбилейной конференции. В завершение праздника собравшиеся прослушали концерт из музыкальных произведений Б.Н.Абрамова, в котором приняли участие солисты Новосибирского театра оперы и балета — заслуженный артист России Александр Лебедев и Ольга Колобова — и заслуженный деятель искусств Республики Алтай Игорь Дмитриев. Те, кто знаком с именем Бориса Николаевича Абрамова, знают, что главным подвигом его жизни были восприятие и запись Высоких Собеседований, раскрывающих новые грани Учения Живой Этики. Но помимо Записей Б.Н.Абрамова — «Граней Агни Йоги» — мы продолжаем открывать для себя всё новые грани его собственного творчества. В начале 1990-х многие зачитывались его рассказами, публиковавшимися в журнале «Перед Восходом». В 1997 году, в канун 100-летия Бориса Николаевича, вдруг «открылись» его акварели, написанные в неповторимой манере, — удивительно тонкие, словно пронизанные светом Высоких Миров. Спустя ещё некоторое время вышел в свет сборник стихов Б.Н.Абрамова «Сребротканная нить». Наконец, в год 110-летия со дня рождения Бориса Николаевича была открыта ещё одна грань его дарования: мы познакомились с его музыкой. В архиве Бориса Андреевича Данилова обнаружилась рукопись вокальных произведений, написанных Абрамовым на собственные стихи. Сибирское Рериховское Общество благодарит Бориса Андреевича за предоставление нот, что дало нам возможность познакомиться с этими удивительными произведениями. Впервые музыка Б.Н.Абрамова прозвучала в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске 4 мая 2007 года, в день рождения основателя Музея — Наталии Дмитриевны Спириной. Тогда было исполнено только одно произведение — «Устремлённое сердце». Слушатели единодушно отметили, что эта музыка особенная и отличается от всего слышанного ранее.
Впоследствии музыка Абрамова звучала в стенах Музея ещё несколько раз; расширялся репертуар и круг исполнителей, и ко 2 августа 2008 года был подготовлен концерт, наиболее полно представивший музыкальное творчество Бориса Николаевича. Б.А.Данилов, побывавший на этом концерте, поделился своим восприятием музыки Б.Н.Абрамова: «Я слушал прекрасное исполнение, и перед моим мысленным взором проходила вся жизнь Бориса Николаевича. Мне представлялось всё, что он переживал, о чём думал, когда он это писал. В его музыке чувствуется устремлённость к Силам Света. Многие прозвучавшие сегодня мелодии связаны с его тоской по родине, желанием приехать в Россию и быть ей полезным». Вспомним о некоторых фактах биографии Б.Н.Абрамова. Он получил прекрасное образование, обучался также и музыке. По воспоминаниям Наталии Дмитриевны, Борис Николаевич любил классическую музыку, хорошо играл на фортепиано, обладал красивым голосом, пел. Но никто из ближайших к нему людей не знал, что он писал рассказы и стихи, рисовал, создавал музыку. И только спустя десятки лет после ухода Б.Н.Абрамова из жизни нам стало известно о его наследии. Говоря о поэтическом и художественном творчестве Бориса Николаевича, Наталия Дмитриевна отмечала, что, по-видимому, он занимался им между прочим, не уделяя этой стороне своей жизни особого внимания. Тем более поражает мастерство Бориса Николаевича, проявленное в разных сферах искусства, — свидетельство его необычайной одарённости. Про акварели Абрамова Наталия Дмитриевна сказала в своё время: «Это чудо явленное». Таким же чудом стали для нас сегодня и его музыкальные творения. Не так часто бывает, чтобы композитор был и автором стихов. Но кто же лучше поэта знает глубинный замысел своих произведений! И как ценно, что синтез двух видов искусства осуществился в творческой лаборатории этого выдающегося человека! Музыкальное наследие Абрамова состоит из 15 произведений для голоса и инструментального сопровождения. Мы можем предположить, что время их создания относится к харбинскому периоду жизни Бориса Николаевича.Ноты представляют собой законченную авторскую рукопись, оформленную как сборник. На обложке — автограф: «Слова и музыка Б.Н.Абрамова», все страницы пронумерованы. Нотные листы имеют большой нестандартный формат,практически не встречавшийся в 1960–1970-е годы. Это позволяет предположить, что ноты были переписаны набело в Харбине. Быть может, так тщательно они были подготовлены Борисом Николаевичем накануне отъезда в Советский Союз. Примечательно, что в стихотворном тексте под вокальной строкой он не выписывал полностью некоторые слова, в основном имеющие сокровенный смысл. Страница рукописи музыкального сборника Б.Н. АбрамоваВ сборнике были обнаружены произведения, написанные на незнакомые нам ранее стихи. Сложная музыкальная форма некоторых миниатюр позволяет предполагать, что они задумывались именно для вокального исполнения. Что же мы можем сегодня сказать о музыкальной грани творчества Б.Н.Абрамова? — Она прекрасна и необычна. Прекрасна тем, что в его музыке звучит тема Учения Живой Этики, которому он был беззаветно предан. Мы знаем, какой Высокий Источник питал творческую мысль Б.Н.Абрамова и какой великий подвиг нёс он в этой жизни, укрепляя в самых тяжких испытаниях «Сребротканную нить» связи с Высшим. Необычность же его музыки в том, что, не будучи музыкантом-профессионалом, Борис Николаевич внёс значительную лепту в искусство вокала. Эта музыка впитала в себя всё, чем так богата русская музыкальная культура: её истоки восходят не только к западно-европейской традиции, но и к духовным православным песнопениям, к знаменному распеву — тому пласту русской культуры, на которой были воспитаны композиторы «Могучей кучки» и вся славная плеяда русской композиторской школы. И в то же время Абрамов в своей музыке самобытен. В целом жанр этих произведений определить довольно трудно, настолько они оригинальны и по форме, и по содержанию. По характеру они близки хоралу, гимну, торжественному песнопению, хотя встречаются и элементы арии, романса, баллады. Точнее всего было бы назвать их стихами, услышанными поэтом ещё и в звуках. Это органичное слияние ритма, гармонии, поэтического слова и ещё чего-то, не поддающегося определению, оказывает на слушателей поистине огненное воздействие. В Записях Б.Н.Абрамова (8.04.1951) есть замечательные строки, раскрывающие истинное значение музыки и её влияния на человека: «Музыка — одна из великих радостей Бытия. Ею наполнено и переливается пространство. Люди должны быть признательны приёмникам музыки, которые улавливают отзвуки пространственных гимнов и передают их в виде прекрасных музыкальных произведений, которым радуется бесчисленное количество живых существ. Музыка — проводник красоты. Огонь в форме звуков, целительная благодать. Новый Мир есть мир искусства, мир торжества звука и цвета, и мы уже на пороге царства Красоты». БОРИС НИКОЛАЕВИЧ АБРАМОВ
То, что музыка Б.Н.Абрамова близка нам, это, быть может, и понятно: он дорог нам не только как человек, но и как Наставник жизни, трудами которого мы духовно питаемся. Но вот что говорят музыканты-профессионалы — люди, почти не знакомые с жизнью Бориса Николаевича и его мировоззрением. Эти свидетельства для нас очень важны, они являются ещё одним подтверждением всего, что мы знаем о Борисе Николаевиче. И.М.Миловидова, солистка Новосибирского театра оперы и балета: «Эта музыка глубоко духовна, её очень приятно петь. Она идёт из глубины души, очень мелодична и красива. Сложно сказать, что здесь выходит на первый план: музыка или слово, потому что тексты очень глубокие по мысли. Конечно же, нужно ещё и почувствовать каждое произведение, пропустить через себя, свою душу. Я очень счастлива, что довелось работать над этой музыкой; её нужно обязательно издавать». А.Г.Лебедев, солист Новосибирского театра оперы и балета: «Б.Н.Абрамов — это профессиональный композитор, можно смело говорить об этом. Тот век — девятнадцатый — был очень удивительный, он дал людей такого масштаба, как композиторы ''Могучей кучки'', Чайковский и другие, — просто так это не бывает, и нигде такого не было. И Борис Николаевич, мне кажется, впитал дух того времени. Готовя его вещи, могу сказать, что тут есть и от ''Князя Игоря'', и встречается какая-то утончённая палитра в музыкальных фразах. Очень органично музыка сочетается с текстом, она просто неразрывно связана с ним, и это — большая благодать. Это, конечно, очень достойные произведения. Мне кажется, что на них можно учиться с третьего курса консерватории, потому что просто так их не одолеть — они диапазонные, вокальная партия достаточно сложная. Мне доставило большое удовольствие работать над этими произведениями, потому что это действительно музыка с большой буквы». И.К.Дмитриев, пианист, композитор: «По роду деятельности через мои руки прошло очень много музыки, но с таким музыкальным явлением, как это, я встретился впервые. На первый взгляд это очень простые вещи, но когда я начал работать с этим материалом — его необходимо было подготовить для исполнения — и попытался применить какие-то общеупотребительные музыкальные приёмы, которые встречаются в композиции, — я понял, что большинство этих правил здесь не работают. Музыка очень интересная, я бы сказал — универсальная: с одной стороны, она профессиональная, очень сложна для вокалистов, а с другой — её может спеть почти каждый, как это ни покажется парадоксальным. Для исполнителя эта музыка сложна тем, что сразу видно, каков ты как исполнитель. Если, как говорил Станиславский, ты начинаешь любить себя в искусстве, а не искусство в себе, — сразу же всё начинает разрушаться. Поэтому во время исполнения нужна полная отрешённость от себя. В то же время музыка эта достаточно демократична: фортепианная партия несложна, и человек, который, может быть, даже не окончил музыкальной школы, при небольшом усилии может это сыграть. Её можно даже петь, как в своё время распевали псалмы — хором. Я просто мечтаю, чтобы это пошло в народ, чтобы это было издано. И спасибо вам большое, что вы дали мне такую возможность — прикоснуться к этому явлению». К сожалению, Наталии Дмитриевне Спириной не довелось услышать музыку своего учителя, а она смогла бы, как никто другой, оценить её по достоинству. Продолжая мысли Наталии Дмитриевны о творчестве Бориса Николаевича, мы можем утверждать, что всё искусство Абрамова — это Живая Этика в звуках, красках и поэтическом слове, великое Учение, преломлённое через его необыкновенное дарование. Искусство Б.Н.Абрамова, устремляющее нас к самому высокому, что есть в жизни человека, сегодня становится достоянием нашей культуры. Великое счастье, что, дождавшись своего часа, оно открылось людям и теперь всегда будет с нами рядом, помогая преодолевать трудности жизни и вдохновляя на творчество.
Рассказать о статье друзьям:
Назад в раздел : Обитель всех Муз. События Музея Н.К.Рериха в Новосибирске Статьи по теме, смотреть список Материалы чтений по теме, смотреть список
|