Чем же достичь удачи? Запомните – радостью. Мир Огненный, ч. 1, 663 |
Каким способом человек может победить в себе гордость?
Если обратиться к жизнеописаниям подвижников, можно узнать, как они свою гордыню укрощали. Они смотрели вверх, а не вниз. Серафим Саровский, великий святой, называл себя «убогий Серафим». Почему убогий? Потому что он смотрел вверх, на Бога, на самое Высшее, и по сравнению с Ним он действительно чувствовал себя убогим. Если же человек будет смотреть вниз, на каких-нибудь обывателей или несовершенных сущностей, — конечно, он может возгордиться: «Вот я гораздо лучше». Как фарисей. Помните молитву фарисея: «Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как другие: обидчики, пьяницы, воры...» Так что весь вопрос в том, куда человек смотрит и на кого смотрит, с кого берёт пример. Тогда и гордости не будет, когда всё время перед тобой есть высокий идеал, по сравнению с которым ты сам очень низко стоишь, несмотря на какие-то свои достижения. Поэтому очень полезно читать жизнеописания подвижников. Или, наоборот, что-то плохое замечать и думать, как бы у тебя этого не было.
Способствует ли образование расширению сознания? Расширение сознания и его утончение — это одно и то же?
Можно встретить где-то в деревне простых, необразованных людей, но понимающих нужды других, деликатных, добрых, помогающих друг другу независимо от того, что они неграмотны, но людей привлекательных, обходительных. Так тоже бывает. Поэтому это, конечно, не одно и то же.
Что такое «лунное наследие»?
В Учении сказано: «Жизнь лунную надо дожить»1, то есть перестать жить только своими рефлексами, своими импульсами, не осознавая, не продумывая, что ты делаешь, как многие люди, которые всё-таки очень импульсивны. Раньше Луна была обитаема и мы были жителями Луны, а потом перешли на Землю. (В «Тайной Доктрине» об этом есть.) И тогда, конечно, наше сознание было не совсем такое, как сейчас. Оно было именно более рефлекторное, когда человек не занимался самоанализом, самокритикой, самоконтролем; а как у него получалось, какое было у него чувство, ощущение — то он и выражал, совершенно не критикуя себя, не контролируя бессознательные действия. Это бывает у маленьких детей. Что-то ребёнку не понравилось — он кричит, или бьёт кого-то, или бежит. Но сейчас дети очень повзрослели, и даже двух-, трёхлетние. И у нас есть такие дети, совершенно изумительные, которые проявляют такую сознательность; дай Бог взрослым понять, что они говорят и делают. Новая раса нарождается.
«Только принятие креста и восхождение на Гору, где даже телята о пяти ногах, только такая отвага переносит через пропасть» (Мир Огненный, I, 287). Что означает эта фраза?
«Где даже телята о пяти ногах» — об этом можно прочесть у Е.П.Блаватской в её книге «Из пещер и дебрей Индостана», как она, путешествуя по Индии, однажды увидела телёнка с пятью ногами. Пятая нога росла из его спины вверх. И владелец этого замечательного телёнка сидел на нём верхом, держась за пятую ногу, и таким образом ехал. Но тут, наверное, можно понять иносказательно, вряд ли есть какая-то целая страна, где у телят растут ноги из спины.
Что значит «принятие креста»?
Готовность ко всему самому невероятному, самому неожиданному. Я опять возвращаюсь к книге
Е.П.Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана». Какая отвага была у этой уже немолодой и очень больной женщины! Когда она путешествовала, сколько она видела совершенно чудесного, необыкновенного в жизни. Она очень мужественно всё это воспринимала. Эту книгу надо всем, кто не читал, обязательно прочесть.
Меня интересует ваше мнение: я каждый день утром и вечером представляю, что расставляю столы по всему земному шару и кормлю детей.
Это противодействие злу, когда мы обратное представляем: дети обездоленные, некормленые, и женщина представляет, как она ставит столы по всей земле и кормит детей. Это же очень хорошо. В какой-то степени каждая мысль стремится обязательно к воплощению; и, может быть, не в этой форме, но всё-таки дети будут накормлены. Мы знаем, сколько детей беспризорных и в сиротских домах. Так что это хорошая мысль. А форма может быть любая, лишь бы она была во благо.