Мысли на каждый день

Радость борьбы есть основная нота Бытия.

Рерих Е.И. Письмо от 13.05.1931

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Природа – самая доступная форма воспитания прекрасного»

Автор: авторы одной статьи   Гутовы Н. и В.



Теги статьи:  Алтай, природа, работа с детьми

25 апреля 2003 г. состоялась очередная педагогическая секция Сибирского Рериховского Общества. На секции педагоги и родители делились своими наблюдениями над тем, как природа влияет на развитие детей, как помогает всесторонне воспитывать их и как важно научить ребёнка видеть окружающую нас красоту. Н.Д.Спирина в своём слове «Лучшая трапеза» так писала об этом: «Природа — это самая доступная школа для воспитания прекрасного, для неё не нужно посещать театры или кино. Гуляя по лесу или в саду, или даже просто на улице, можно обращать внимание детей на красоту зелёных газонов, клумб, цветников, деревьев, листьев различной формы и оттенков, на форму стволов, крон; на красоту бабочек, стрекоз, оперение и пение птиц. Нужно, чтобы дети смотрели на небо, облака, на постоянно меняющиеся оттенки разного времени — утра, дня, вечера; то есть приучать их к постоянному любованию окружающим миром. Так же важно подбирать для них и соответствующие стихи, которые помогают лучшему восприятию красот природы. (...) Для ребёнка, которого так воспитывают, жизнь становится интереснее, ярче, богаче, ему не будет скучно нигде, везде он заметит что-нибудь привлекательное, любая прогулка станет для него развлечением и удовольствием, а не только гулянием в определённые часы».

На педсекции была показана слайдпрограмма об Алтае, составленная на основе книг Н.К.Рериха «Алтай–Гималаи», «Сердце Азии» и стихов Н.Д.Спириной. Текст этой слайдпрограммы приводим ниже в сокращении.

 

Летом 1926 года великий русский художник, путешественник, учёный Н.К.Рерих во время своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции посетил Сибирь и Алтай. Вот как он писал: «Влечёт к себе Сибирь великая... Здесь будет оплот эволюции...» «Не малы пути сибирские. ...Велико им суждённое». «Сибирь — страна великого будущего, живое воплощение красоты — Алтай...» Остановились Рерихи в селе Верхний Уймон, у знаменитого во всей округе проводника Варфоломея Семёновича Атаманова; расположились на втором этаже большого двухэтажного дома. Николай Константинович изучал быт, искусство, образ жизни алтайского народа, записывал сказания, легенды. Некоторые алтайские легенды послужили сюжетами для его картин. По всему миру разошлись эти картины вестью о России Азиатской и её великом будущем!

Н.К.Рерих писал в своём путевом дневнике: «Алтай — середина Азии. (...) И солнце, и ветер, и неслыханная прозрачность тонов». «И странно и чудно — везде по всему краю хвалят Алтай. И горы-то прекрасны, и кедры-то могучи, и реки-то быстры, и цветы-то невиданны». «Удивительная горная страна». «...Этот вечно волнующийся океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов». Эти прекрасные гремящие потоки и поражающие воображение каскады водопадов, обладающие великой умиротворяющей, очищающей силой; знаменитые алтайские целебные источники. Только бы осторожно постучаться в двери этой Красоты, да пройти, не нарушив её царственного покоя, не спугнув её проникновенную тишину, наполняющую пространство «музыкой тихих мелодий».

Мы к Природе идём 
	повстречаться с деревьями, травами; 
Нам кивают кусты, 
	и цветы улыбаются нам; 
И наш друг — тишина 
	нас ведёт золотыми дубравами, 
И листва шелестит 
	в такт приглушенным нашим шагам. 

В тишину погружаясь, 
	как в воды бездонного моря, 
Мы бесшумно плывём 
	к берегам пониманий без слов. 
Позади остаются 
	житейские радость и горе, 
И не наша судьба, 
	и обломки разбитых оков. 

Как Природа чутка, 
	как она нашу суть понимает; 
Как отзывчива к нашим 
	созвучным ей нежным рукам; 
Наши мысли она 
	как аккорды в себя принимает 
И подносит озон 
	к опалённым, иссохшим губам. 

Её щедрая хвоя 
	струит аромат как подарок, 
Её мягкая зелень 
	ложится к ногам как ковёр; 
И солируют птицы 
	под ритмы ударные дятла, 
И ансамбли сверчков 
	в тонкострунный сливаются хор. 

Это всё — в нашу честь! 
	Они знают нас, меньшие братья. 
Мы — одно, мы — частицы 
	единой вселенской Души; 
Только б нам в суете 
	не забыться и не оторваться 
От Источника жизни 
	и этим Источником жить!

У алтайцев особое бережное отношение к природе. Они обожествляли горы, деревья, реки. Считалось, что вода и огонь очищают человека, обновляют его; что вся живая природа способна мыслить и чувствовать. Поэтому не позволялось без надобности срезать и ломать ветки: «Это дереву больно». Сломать ветку цветущей черёмухи считалось смертным грехом. В Учении Живой Этики сказано: «...Земные цветы — единственная связь живая земли с небом».

Цветы славословят 
	Творца красотой,
Цветы ароматом 
	Его воспевают
И нам помогают 
	создать сад земной,
Чтоб к Раю приблизить 
	и Небо восславить.

На Алтае «родилось учение о Белом Бурхане и его благом друге Ойроте. Имя Ойрота приняла целая область. Именно здесь ждут приход Белого Бурхана». «...Молодая ойротская девушка имела видение. Явился ей на белом коне сам Благословенный Ойрот. Сказал ей, что он вестник Белого Бурхана и придёт сам Бурхан скоро. Дал Благословенный девушке-пастушке много указаний, как восстановить в стране праведные обычаи и как встретить Белого Бурхана, который воздвигнет на Земле новое счастливое время». Белый Бурхан требует сжечь идолов и обещает плодородие общей земли и пастбищ. И вот общее благо дойдёт и до альпийских становищ — и на горах, «и в пустынях, и в степях люди поют в каждодневном обиходе о вечности и о том же — общем благе».

Есть нечто выше чистоты и скверны, 
Есть нечто выше злобы и добра... 
Восходит солнце. Звёзды до утра 
Горят на небе в глубине безмерной. 

Цветут цветы. Благоухает лес. 
В приливах и отливах дышит море... 
Великая Природа на земле 
Не ведает ни радости, ни горя. 

Далёкая изъянам бытия, 
Живущая космическим законом — 
К тебе идут, надежду затая, 
За счастьем старым и извечно новым. 

И ты безмолвно учишь поднимать 
Над миром чувств, как над кипящей лавой, 
Свободный дух к высотам вечной Славы, 
Где всё едино в Тайне — Свет и Тьма. 

Далеко на юге, в священных Ведах древней Индии говорится о том, что на севере, в горной стране Алтае, на правом берегу Катуни, высоко в небо поднимается многоглавая гора, значение которой «приравнивается к мировой горе Сумеру». Это — Белуха, гора «о которой шепчут пустыни», как писал в дневнике Н.К.Рерих. Она призвана определять «центр от четырёх океанов», вследствие чего и сама Сибирь становилась священной Сумеру. Как удалось установить Н.К.Рериху, коренные жители Алтая действительно воспринимали Белуху как Уч-Сюре или Уч-Сумер, трёхглавую, мировую гору звёзд великого Ориона. От неё берёт начало бирюзовая Катунь.

«Катун — по-тюркски "женщина"». Алтайцы чтят этот шумный и стремительный горный поток, причудливо извивающийся среди высоких горных теснин. Для них она была в легенде красавицей-девушкой, которую развели с её женихом Бием, другой рекой Алтая, злые духи скал. Это они взгромоздили между Катунью и Бием суровые хребты, чтобы возлюбленные никогда не могли соединиться друг с другом. Но напрасными оказались старания безжалостных разлучников: неукротимые Катунь и Бий, преодолев горные преграды, слились вместе. И потому что они — двое, оба, —  река стала называться Обью.

«Приветлива Катунь! Звонки синие горы. Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты?» «Некоторые люди боятся гор и уверяют, что горы их душат. Не боятся ли эти люди и больших дел?»

Одним хорошо в долинах, 
Другим и в болотах сладко; 
Живут в городских коробках, 
Блаженствуют на морях.
	 Но есть и такие люди, 
	 Которые любят горы; 
	 Их тянет неудержимо 
	 К высотам и к небесам.
Вершины благословенны, 
Величье их — пища духа, 
Просторы земли и неба 
Оттуда вокруг видны. 
	 Как часто мы вместе всходим 
	 На пики суровых кряжей; 
	 Как мы понимаем скалы 
	 И братьями их зовём. 
И воздух снегов мы любим, 
И отблески звёзд на льдинах, 
И звон тишины нездешней, 
Зовущей в надземный храм. 
	 В мечтах ли уходим в горы, 
	 Восходим ли в плотном теле — 
	 Не в этом причина счастья, 
	 Ведь главное — что мы там. 
Решает судьбу стремленье 
К высокой и светлой цели; 
Решает судьбу — горенье, 
Решает судьбу — любовь!

«Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключён в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человечные слова исходят на снежных высотах».

«В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими — там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье».

Н.К.Рерих писал: «...Расстилалась перед нами ширь Алтая. Зацвела всеми красками зелёных и синих переливов. Забелела дальними снегами. Стояла трава и цветы в рост всадника. И даже коней здесь не найдёшь. Такого травного убора нигде не видали». «День прекрасный по краскам. Синие горы, шелковистая степь». «...Увидели Белуху. Было так чисто и звонко. Прямо Звенигород».

Рерихи планировали после завершения экспедиции вернуться на Алтай и поселиться здесь навсегда.

Алтай, воскресай!
Воскресай, Алтай!
Пробуждай свои силы,
Свой дух, Алтай!
Земля тебя ждёт,
И Небо зовёт,
Звезда поведёт
Вперёд — 
	 на Восход.

Составители Н. и В. Гутовы

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Дети и Живая Этика