Когда все усилия приложены, тогда приходит и Помощь. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
В разгар весны календарной нам хочется сказать несколько слов о Весне души.
Весна души! Ты неподвластна снегу, Огонь растопит стуж суровых лёд, Мороз не сковывает твой полёт На крыльях Света к солнечному брегу. Весна души царит в сердцах людей, Ни старости, ни тлену не подвластных, Живущих в сферах, вечных и прекрасных, Неомрачённых беззакатных дней!1
Мы стремимся к одухотворению понятий, чтобы не поддаваться им и не быть их рабами. Наши понятия перерастают обычность и тем делают жизнь нашу необычной.
Если весна календарная имеет определённый срок существования, ограничена временем, то Весна души существует по совсем иным причинам, и длительность существования её не подвластна земной весне. Люди не хотят стареть, мысль о старости их пугает; и если бы человек состоял только из одного тела, то страхи эти были бы обоснованны. Но мы знаем, что человек является существом сложным и жизнь его отнюдь не кончается с кончиной его земной оболочки, а для духовно развитых людей может быть ещё только начинается.
Во второй главе Бхагавад-Гиты звучат слова, обращённые Богом Кришной к Его ученику Арджуне, которому предстоит вступить в битву с врагами, в числе которых находятся его родственники:
«Мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых.
Ибо поистине не было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки земли не были; воистину не перестанем мы быть и в будущем.
Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит.
Соприкосновения с материей бросают в холод и жар, доставляют наслаждение и страдание; эти ощущения преходящи, они налетают и исчезают; выноси их мужественно.
Тот, кого они не мучают, кто уравновешен в радости и горе и твёрд, тот способен к бессмертию.
У нереального нет бытия; реальное не перестаёт быть; эту конечную истину постигли прозревшие в суть вещей.
Знай, что ТО, Которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Нерушимое.
Преходящи лишь тела этого Вечного, который неразрушим и неизмерим. Поэтому сражайся.
Думающий, что он может убить, и думающий, что он может быть убитым, оба одинаково заблуждаются. Человек не может ни убить, ни быть убитым.
Он не рождается и не умирает; раз получив бытие, он не перестаёт существовать. Нерождённый, постоянный, вечный и древний, он не убит, когда тело его убивают.
Кто знает, что он неразрушим, постоянен, нерождён, неизменен, как может тот убить или быть убитым?
Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые.
Оружие не рассекает его, огонь не палит его, вода его не мочит, ветер не сушит его.
Ибо нельзя ни рассечь, ни спалить, ни пропитать влагой, ни высушить его: постоянный, всепроникающий, устойчивый, незыблемый, извечный он.
Непроявленным, непостижимым, неизменным именуется он. Зная его таким, ты не должен скорбеть.
Обитающий в этом теле всегда неуязвим; и посему ты не должен скорбеть ни о каком существе. (...)
Взирай лишь на дело, а не на плоды его; да не будет побуждением твоим — плоды деятельности, но и бездействию не предавайся.
Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и неудаче, совершай действия в слиянии с божественным.
Когда человек отказался от всех желаний сердца, когда его Я нашло удовлетворение в БОЖЕСТВЕННОМ Я, тогда он именуется «человеком со стойким умом».
Тот, чей ум спокоен среди страданий, бесстрастен среди наслаждений, кто освободился от желаний, страха и гнева, тот именуется мудрецом со стойким умом.
Тот, кто ни к чему не привязан, кто, встречая приятное и неприятное, не радуется и не ненавидит, разумение того установилось. (...)
Устремление мысли на предметы чувств рождает привязанность к ним; от привязанности является вожделение; от вожделения рождается гнев.
От гнева происходит заблуждение; от заблуждения — смятение памяти; от смятения памяти — разрушение разума; от разрушения разума человек погибает.
Но свободное от притяжения и отталкивания, двигаясь среди предметов чувств, владеющее собою «я», послушное своему Высшему Я, идёт к миру.
В этом состоянии мира наступает конец всем страданиям; разум того, чьё сердце успокоилось, скоро достигнет равновесия. (...)
Кто отрёкся от всех желаний и идёт вперёд, свободный от вожделений, самости и эгоизма, тот направляется к миру.
Тот, кто обрёл радость и удовлетворение в Высшем Я и счастлив лишь в Нём — тот поистине совершил всё до конца.
Его не касаются более ни действие, ни бездействие в этом мире, и помыслы его не зависят ни от чего сотворённого.
И потому непрестанно, без привязанности совершай должные действия, ибо воистину, свободно совершая действия, человек достигает Высочайшего.
Действуй и ты также во благо мира»2.
Потому наше осознание Весны души и овладение ею даёт нам возможность продлить свою жизнь до бесконечности. Нам важно определяющее обстоятельство — чем жив человек.
Человек, посвятивший себя полностью искусству или науке, плодотворно работает независимо от своего возраста, если болезни ему не препятствуют. Например, если поэт живёт в своём творчестве, то земной возраст ему не преграда. Вспомним, что такие корифеи поэзии, как Тютчев или Державин, жили и творили очень долго. А если поэты и умирали раньше времени, то в основном по причине того, что их убивали или доводили до смерти. Так, Вознесенский писал: «Поэтов тираны не понимают, когда понимают — тогда убивают». Современники по разным причинам и разными способами доводили поэтов до безвременной смерти. Сколько утеряла поэзия за эти века! «Для веселия планета наша мало оборудована» — как писал Маяковский — и для наших талантливейших поэтов в особенности.
Когда человек полностью осознаёт, что его сущность не подвластна времени, страх смерти покидает его. Этот страх присущ только плотному телу, то есть одежде духа, которая, как и всякая одежда, изнашивается и заменяется новой. Люди радуются, приобретая новую одежду, и она способствует их работе. Если наше тело — дитя материи, то дух — это дитя вечности. Учение призывает нас к победе над материей, к тому, чтобы не поддаваться любым её состояниям и продолжать выполнять своё призвание, не зависимо от всего, что с ней происходит. «Будь слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен, слух же духовный сильней напрягай и духовное зренье»3 — какие примеры победы духа!
В Гранях Агни Йоги говорится: «Тело может стареть, но не дух. Дух старости не знает. Дух вечно молод и юн. Только если Агни растрачен и дух идёт вниз, ощущение юности исчезает. Когда накапливается Агни... ощущение молодости и силы не оставляет сознания, хотя бы физическое тело и старело. Освобождение от физического тела и земных пережитков, в каком бы преклонном возрасте ни был человек, возвращает ему юность духа, если законы его на земле не нарушались. Но живые мертвецы (то есть те, чьё сознание зависит только от состояния тела) этого ощущения не испытают»4.
Болеет тело, но не дух, Не знает дух крушений тела, Огонь бессмертный плоть одела В болезнь и смерть. Они уйдут... А ты, нетленный, нерождённый, Из пепла встанешь окрылённый В неувядаемом Саду.5
«Жить в духе — значит жить вне времени и его разрушительного влияния на все преходящие формы. Пусть каждая смерть, разрушение и преходимость того, что существует вовне, лишь утверждением служит нерушимости и вечности духа, не преходящего в веках»6.
«Будем всегда и везде утверждать превосходство духа над теми элементами, из которых состоят его оболочки, и особенно над элементами физического тела. Только долгий опыт и практика овладения это делают реальностью. И в большом и в малом, во всех отправлениях тела можно утверждать эту власть. Видя рыхлого и сырого человека, насыщенного всевозможными недомоганиями, можете заключить, что дух подчинён материи, что здоровье и бодрость — это нечто, в очень значительной мере зависящее от духа и воли. Со всяким заболеванием надо бороться от начала и до конца, ни на момент не ослабляя борьбы и не поддаваясь болезни. Крепость не капитулирует ни при каких условиях. Точно так же можно бороться и со старостью, сохраняя бодрость и контроль над телом до самого последнего момента. Так же следует бороться со всеми болями и повреждениями тела, посылая помощь и психическую энергию в повреждённое место. Владыка своего микрокосма держит власть над ним крепкой рукой. И доктора и лекарство — всё допустимо, но прежде всего — энергия Агни»7.
«Дух не знает возраста, присущего телу. Молодой и в то же время древний, вечный странник через миры материи, он накапливает свой опыт в постоянно меняющихся условиях существований, воплощённых и развоплощённых. Дух переживает в теле детство, юность и старость, в каждом из этих периодов накапливая тот особый опыт, который данный период может дать ему. Если смотреть с этой точки зрения на возрасты, то старость, которую многие страшатся, будет не что иное, как одно из состояний облекающей дух материи, нужных для обогащения духа. Все обстоятельства нашей жизни служат на пользу духу. Он учится самоутверждению в самых трудных земных условиях, когда нет другого выхода: или признать себя побеждённым, или признать своё превосходство над материей. Задача земных существований есть оформление своей внутренней сущности прежде всего путём осознания её. Когда человек почувствует, что он не есть тело, но живущий в теле, — первый шаг к освобождению сделан. Человек начинает понимать, что при потере тела он не перестанет существовать, и эта уверенность помогает его внутреннему росту и силе»8.
«Внутренний человек должен быть всегда свеж и молод, независимо от возраста, состояния здоровья, окружения, обстоятельств и прочего. Только это будет признаком того, что он сформирован, а не находится ещё в зависимом состоянии утробного плода. Как бы две жизни в одной оболочке, видимая и невидимая, уязвимая болезнями, старостью и смертью и не затронутая ничем. Очевидность и действительность. Красота сверкания вечной молодости в увядающей оболочке. Истинное бессмертие уже здесь, в смертном теле, среди смертных и конечных людей и дел. Всё проходит, кроме духа, вечного путника на вечных путях»9.
В книге «Община» сказано: «Часто говорим вам о новых и о молодых. Навсегда установим, что возраст не понимается под этими представлениями. Новость сознания и молодость устремления; не имеет значения длина бороды; не ценно утверждение малолетства. Пламя устремления не зависит от тела»10.
«...Молодость духа самое главное условие — молодость в смысле подвижности и устремления сознания...»11 «Человек молод пока он хочет учиться. Он стар, когда жажда познания прекращается»12. «...Даже вековой возраст ведь лишь мгновение в Беспредельности»13.
Дух не знает времени. Оно Вне его и пролетает мимо. Не считает времени зерно, Раздвигающее земляной Пласт своим ростком к лучам светила. Дух не знает возраста в веках, Измеряя рост духовной силой Вне времён. А тела шелуха Отлетает прочь. Душа легка В возношеньи вечном к Солнцу Мира.14
«Круглый стол» 28 апреля 2002 г.
1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Стихи разных лет. Новосибирск, 1997. С. 85.
2 Бхагавад-Гита.
3 А.Толстой // Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 235.
4 Грани Агни Йоги. II. 628.
5 Н.Д.Спирина. Капли. Новосибирск, 2001. С. 140.
6 Грани Агни Йоги. V. 231.
7 Грани Агни Йоги. VII. 104.
8 На Восходе. № 3 (95), 2002. Из Записей Б.Н.Абрамова. 15.04.1951.
9 Искры Света. Вып. 7. Новосибирск, 2001. 1.04.1967.
10 Община. 244.
11 Письма Елены Рерих. Т. 1. 16.1.1935.
12 На Восходе. № 2 (94), 2002. Искры Света. 19.04.1966.
13 Надземное. 476.
14 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Стихи разных лет. С. 22.