Грязь – не от бедности, но от невежества. Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца. Община, 106 |
Во все времена пролегали через Алтай пути ведомых и неведомых искателей Истины. В 1926 году прошёл через Алтай и путь экспедиции Н.К.Рериха. И разнеслась по миру весть о красоте Алтая, о его удивительном прошлом и замечательном великом Будущем. И вот уже явно для множества ищущих сердец засиял Духовный Магнит. Для скольких людей на всех континентах Будущее связано с Алтаем! Эти чаяния людские выражены в стихотворении Н.Д.Спириной:
Алтай, воскресай! Воскресай, Алтай! Пробуждай свои силы, Свой дух, Алтай! Земля тебя ждёт, И Небо зовёт, Звезда поведёт Вперёд — на Восход.
Недолгим было пребывание экспедиции Рерихов в селе Верхний Уймон, но остались тёплые воспоминания в народе и незримый свет по неведомым тропам в сердце гор Алтая, куда Рерихов провёл уймонский старовер Вахрамей Атаманов, знаток трав и цветов. Да и стены дома Вахрамея Семёновича навсегда запечатлели память о Великих Гостях.
Приезжают на Алтай люди. И всё чаще слышны вопросы о пребывании Рерихов в этих местах. А иные уже что-то слышали, где-то читали. Многих интересует судьба дома Атаманова: что о нём ведомо, каков он сейчас, что будет с ним завтра?
По воспоминаниям местных старожилов, дом был построен в конце XIX века. Кроме этого дома, в селе ещё было семь двухэтажных домов, все строились одной бригадой.
Семья Атамановых была большая. Рядом с домом была изба, где жил один из сыновей Вахрамея с семьёй и где родился внук, Иван Назарович, который и поныне живёт в г. Горно-Алтайске.
По воспоминаниям Ивана Назаровича, на первом этаже в правой комнате стояла русская печь, полати, здесь жил сам Вахрамей Семёнович... В левой комнате размещали детей. Стены и потолок её были расписаны сестрой Вахрамея — Еленой. На втором этаже в правой комнате жила молодёжь. Здесь и поселили Рерихов. А правая (восточная) — «была закрыта. Туда нас, ребяток, не пускали». Там была библиотека, лекарства. В прирубе был вход в дом, а на втором этаже прируба — веранда (балкончик), крытая гнутым тёсом. С балкончика открывался вид на Катунь и горы за ней.
Не миновало се'мьи местных староверов «раскулачивание». Самого Вахрамея с невестками и внуками сослали в Нарым, где он прожил недолго, там его и схоронили.
В 1930–40 годах в доме были устроены то больница, то детский сад, то столярная мастерская. Скопление стружки вызвало подгнивание брёвен первого этажа. В середине 1950-х дом был разобран и второй этаж поставили на несколько метров восточнее. К счастью, сохранились окладники (нижние венцы) сруба, и по ним при раскопках удалось точно установить местоположение дома. Первый этаж был вывезен из села и впоследствии не сохранился.
Тем временем уже многие осознавали ценность этого дома как памятника истории и культуры Алтая. С 1970 годов уже собираются материалы о Рерихах на Алтае, появляются публикации в прессе, вышла книга «Рерих и Сибирь». Была торжественно открыта мемориальная доска с барельефом Н.К.Рериха. Но возможность реставрации самого дома сложилась к середине 1990 годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества по созданию на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К.Рериха.
В 1995 году к реставрации дома был привлечён опытный архитектор-реставратор, специалист по деревянному зодчеству. Для создания проекта была проведена обширная изыскательская работа: изучались уже накопленные материалы, собирались и протоколировались воспоминания потомков Атаманова, местных жителей; проводились раскопки на территории усадьбы, тщательно обследовались конструкции дома и состояние древесины, а также дома'-аналоги в сёлах долины. К счастью, бо'льшая часть брёвен, по мнению специалиста, была признана годной к эксплуатации.
Народная стройка. В старину так возводились храмы. Насколько необычной она стала для современности. Но жив дух народа. На призыв о помощи стали поступать отклики из самых разных мест, от самых разных людей. Архив СибРО хранит свидетельства этих приношений для Будущего. Особую благодарность Сибирское Рериховское Общество выражает сотрудникам Музея Николая Рериха в Нью-Йорке за присланные фотодокументы экспедиции 1926 года, которые явились дополнительным подтверждением подлинности внешнего вида восстановленного дома.
С новой силой, явно засиял Духовный Магнит. И сегодня с вестью о стройке проникает в сердце народное свет «Лампады Алтая». Невозможно перечислить все трудности и препятствия, которые преодолеваются от начала строительства и по сей день. Материальные затруднения, удалённость объекта за 800 км, перебои со связью — не самые главные из них. Сколько было встречено недоумений, недоверчивости, сомнений в успехе дела и подлинности дома, а порой даже открытой неприязни. Всё это сопровождает каждое благое дело и вызывает к выявлению ещё больших созидательных сил.
Сегодня янтарный сруб, крытый тёсом, приобрёл законченный вид. Не только строители, но и сам дом по-своему готовится к открытию Музея — словно человек, перенёсший спасительную операцию, восстанавливает силы, прибавляет пульс, открывает свои глаза-окна. Много схоронено в его памяти и многим искателям должен он передать свои сокровища незримые.
Вот уже подходит к концу большая работа по внутренней отделке. Заготовлены все необходимые материалы и инструмент. Но не обойтись ещё без помощи народной. И мы верим, что эта помощь придёт. Откликнутся сердца людей на стук Великого Будущего, на зов Духовного Магнита. И засияет Лампада Алтая.
А.Веселёв, С.Деменко, Г.Усманов