Когда слова не нужны, тогда начинается познание сердечное. Мир Огненный, ч.2, 96 |
27 сентября в Сибирском Рериховском Обществе прошла очередная педагогическая секция на тему «Стихи касаются лица». Все собравшиеся говорили о поэзии и её влиянии на детей. И конечно же, говорилось о стихах Наталии Дмитриевны Спириной.
Очень много примеров приводили мамы и бабушки о том, как совсем маленькие дети любят и просят, чтобы им постоянно читали стихи Наталии Дмитриевны, учат их наизусть и читают с неподражаемым выражением. Как часто строчки полюбившихся стихов применяются ими в обыденной жизни. Так, например, малыш трёх лет, стоя возле телевизора, процитировал: «Обнищал и гибнет человек»; или, играя, произносит: «Решает судьбу — горенье, решает судьбу — любовь!». А семилетний мальчик учит старшую сестру: «Не оскверни свои уста ни осуждением, ни ложью...» или: «Идёт отбор необратимый...»
Сибирским Рериховским Обществом недавно была издана книга Н.Д.Спириной «Зелёные гости». Стихотворение Наталии Дмитриевны с фотографиями природы открыло и приблизило к нам красоту окружающего мира.
Дети, прочитав эту необыкновенную книгу, начинают относиться к деревьям как к одухотворённым существам, которые живут своей особой жизнью и сознательно дарят радость людям. Отрадно видеть, как ребёнок, идя по улице, смотрит на деревья другими глазами и говорит, что они — «зелёные гости», которые благодарят Н.Д.Спирину за стихотворение, воспевающее их; а потом он начинает читать это стихотворение вслух, чтобы деревья послушали...
Стихи Наталии Дмитриевны — это счастливая для нас возможность прикоснуться к немеркнущему Свету великой Мудрости через поэзию.
В статье «Взлёты духа» Н.Д.Спирина говорит: «Я писала и сказки, и рассказы, но стихи для меня являются наиболее возвышенной формой распространения Учения Живой Этики. Мировая этическая система требует своего выражения не только в прозе, но и в поэзии».
Все педагогические секции Сибирского Рериховского Общества начинаются стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной, которое звучит как девиз для педагогов, изучающих Живую Этику.
Каждый учитель — ученик. Учитель тот, кто сам растёт И в росте том преуспевает; Пример зовущий подаёт, Движению преград не ставит. И устремляясь сам вперёд, С собой учеников влечёт.
На секции прозвучало выступление педагога-филолога из Омска С.В.Никитиной «Так начинают жить стихом», подробно рассказывающее о том, как учащиеся, от начальных классов до старшеклассников, знакомятся с поэзией; какие творческие уроки, развивающие в детях любовь к поэзии, можно проводить.
Л.М.Мельникова очень долго работает с детьми и молодёжью; она рассказала, как каждая выставка и слайдпрограмма несёт Свет и радость детям; как восхищают их и картины, и музыка, и поэзия.
«Пусть Свет найдёт суждённые пути». Пусть Свет войдёт в сердца, дела и судьбы И спутником во всех мирах пребудет; И Бога нам поможет обрести, Который в нас; и в нас Его пробудит, К Нему открыв суждённые пути. Н.Д.Спирина
Н.К.Рерих в своей статье «Serencipity» писал: «Нам уже приходилось неоднократно говорить, что напрасно клевещут на народ, что он исключительно требует пошлость и подлость. И то и другое навязывается сызмальства. Но дайте прекрасное созвучие, прекрасное пение, прекрасное слово, и народ к нему потянется чистосердечно».
В конце педагогической секции был показан видеофильм «В начале было Слово...», где Наталия Дмитриевна Спирина рассказывает о своём любимом искусстве — о поэзии. Текст этой беседы был опубликован в книге «Отблески — 2001». Приведём несколько высказываний Наталии Дмитриевны из этой беседы.
«Живая Этика причастна ко всем высоким искусствам, и в той или иной форме её идеи отражаются и в поэзии, и в живописи, и в скульптуре, и в музыкальных произведениях, поднимающих дух».
«Поэзия — это мышление образами, как сказал один из литературных критиков. Очень часто и в Евангелии, и в Живой Этике, и в священных писаниях других народов имеются притчи, то есть образная речь. Христос говорил народу притчами, и только ученикам открывал тайный смысл своих поучений. Притчи могут являться частью поэзии. Они очень приближают к этому искусству».
«Трудно представить себе, что человек, не любящий поэзию, мог бы принять Живую Этику. Также человек, живущий Живой Этикой, не может не любить поэзию. Потому что Живая Этика — это тоже поэзия, в самом высоком смысле слова. Сколько в ней метафор, сколько в ней притч, образов чисто поэтических!»
«Благодаря поэзии мы научаемся любить Прекрасное: природу, высокие чувства, звёзды, всё мироздание... И поэзия, и Живая Этика совершенно неотделимы, потому что и Живая Этика — это высочайшая философская поэзия».
«Предназначение поэзии будущего — воспевать всё самое высокое, самое нужное, самое прекрасное!»
Ответственная за пед.секцию Ю.В.Стройнова