Свобода есть украшение мудрости, но распущенность есть рога невежества. Братство, 569 |
28 июня 2003 года в Музее Н.К.Рериха прошла очередная педагогическая секция. Она была посвящена теме «Искусство есть стимул к возрождению духа». Педагоги из разных регионов нашей страны говорили о том, как искусство способствует воспитанию детей, утончению их чувств, возрождению духовности; как помогает видеть красивое и стремиться к совершенству.
В окружающей жизни красота и гармония природы влияют на человека, если он умеет замечать эту красоту. Так же и в искусстве — нужно научиться видеть, чувствовать и понимать красоту картины, статуи, архитектурного сооружения. «Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!»1
Перед взрослыми стоит очень важная и ответственная задача — научить детей видеть и понимать Свет, Красоту, Гармонию в окружающем мире; научить отличать подлинное искусство от мнимого, которым часто подменяют истинные ценности; помочь выявлению творческого начала в ребёнке — ведь многие способны творить и восхищаться прекрасными произведениями, в какой бы области они ни встретились человеку.
Наталия Дмитриевна Спирина в своём слове «Лучшая трапеза» отметила важность общения с природой и искусством. «Общаясь с красотами природы и искусства, человек заметно или незаметно для себя утончается. Его уже не привлекают, а скорее отталкивают грубые проявления земного быта — резкие голоса, ругань, безвкусица в одежде, манеры, "музыка" в кавычках. Строящий свою жизнь на Красоте "строит в созвучии с Высшими Законами Космоса. Красота — критерий безошибочный. Красота — значит гармония и созвучное сочетание элементов, входящих в построение. На примере цветущей розы можно видеть уявления такого созвучия. Такой же гармонической и прекрасной может быть и душа человека"»2.
В Гранях Агни Йоги сказано: «Старайтесь войти в мир Красоты. Это легче всего через искусство. Время найдите помыслить о нём и приблизиться к нему практически, путём сознательного ознакомления с произведениями искусства»3.
«О великом значении искусства ещё многое придётся сказать. Не поднять сознание народа до нужной высоты, если искусство не войдёт в его жизнь и не станет одной из основ преображения человеческой сущности»4.
«Если художник с фотографической точностью запечатлевает на полотне какой-нибудь вид, или картину, или предмет, или человека, то этот вид изобразительного искусства называется репродуктивным. В этом отношении даже цветная фотография опередила человека. Истинное искусство должно быть не репродуктивным, но творческим, когда в творение рук человеческих вкладывается идея. Такое искусство переживает века. Люди очень чувствительны к ощущению идеи, вложенной в краски, музыку или мрамор. Правда, не все, но истинные ценители — всегда. Так, истинное искусство передаёт через внешнюю форму идею, заключённую в ней»5.
Николай Константинович Рерих отмечал: «Картину, естественно построенную, вы не урежете и не прибавите. Вы не передвинете её части, не оттого, чтобы не нарушить "симметрию", но чтобы не лишить её жизненного равновесия. Вам захочется жить с такой картиною, ибо в ней вы будете находить постоянный источник радости. Каждый предмет, источающий радость, уже представляет истинную драгоценность. Вам безразлично, к какой школе или к какому течению будет относиться этот предмет искусства — он будет убедительным проводником Прекрасного и даст вам часы, в которые вы полюбите жизнь. Вы будете признательны тому, кто помог вам улыбнуться жизни, и будете беречь этот иероглиф Красоты. И вы станете добрее, не сухим приказом морали, но творческим излучением сердца. В вас пробудится Творец, сокрытый в недрах сознания»6.
«Цель эволюции человека — творчество. Исполняя Космическое Веление, человечество творит. Причём творчество это столь широко и многообразно, что охватить его во всех его формах почти невозможно. И всё же высшею формою творчества человеческого остаётся искусство. Оно открывает пути к Высшим Мирам, и оно поднимает дух на высшие ступени совершенствования. Сказано ясно и исчерпывающе: "Через искусство имеете Свет"»7.
1 Мир Огненный. I. 30.
2 Журнал «На Восходе». №10 (102), 2002 г. С. 2. // Грани Агни Йоги. XIII. 231.
3 Грани Агни Йоги. XII. 435.
4 Там же. 58.
5 Грани Агни Йоги. XIII. 57.
6 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 139.
7 Грани Агни Йоги. XIII. 156.