Мысли на каждый день

Если соизмеримость не соблюдена, разрушается и решимость. Наша решимость – до последней черты.  

Озарение, ч. 3, гл. 4, п. 11

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Листая летопись строительства
ОБИТЕЛЬ НОВОГО МИРА

Автор: Пересветова Екатерина  



Теги статьи:  Строительство Музея, Преподобный Сергий

Музей — мусейон — обитель муз, покровительниц искусств, наук и всего творчества. Много разных музеев на земле. Где-то особенно чувствуется ненарушимое суетой спокойствие, где-то — потрясает сознание мощное ощущение неутомимости исканий и безграничности пространств земных и надземных. Где-то расцветает затейливость народная в самых, казалось бы, скудных условиях обихода; где — тонкость и прозрачность высоких форм; где — симфония множественности путей творчества; где — победная сила качества, одолевающего века'. Всё это есть в каждом настоящем музее, но есть и своя индивидуальная грань, которая особенно ярка и глубока.

Над Музеем Рериха в сердце Сибири — народный, общинный дух. Чашей нерасплёсканной — символом служения общему благу встречает входящих Музей. Складывает контур чаши плитка на полу, повторяет эти линии оформление потолка. А объединяет землю и Небо колонна с изображением Святого Сергия, Строителя земли Русской.

Община. Много это или мало? «...Без общины Земля жить не может»1. Как близко духу это речение именно сейчас, когда рушатся устои старого мира, беда за бедой кричит с экранов и печатных страниц; и ищет спасения измученное сердце человеческое. Куда обернуться там, где всё колеблется, всё непрочно, всё угрожаемо? Община, содружество, братство — как притягательны во все времена эти слова. Но где обрести их на земле? Вставала Русь Единая против гнёта татарского ига. Сплотилась страна огромная против чёрной поступи фашизма. Много героических и победных страниц в летописи России. А сегодня — битва особенная, не с внешним врагом — с врагом внутренним, с врагом безобразия, разъединения, невежества, — многолик внутренний враг, подползает, окружает, старается нагнать тучи уныния и безысходности. И нелегко становится углядеть маяки спасительные. Где нерушимое? Где строительное? Где ты, мечта братства в свободе и красоте?

Мы ждём его извне, а он внутри; 
Он наступает в сердце человека —
Тот Новый Мир, завещанный от века,
В котором свет немеркнущей зари.
И мы сумеем встретить и принять
От дальних звёзд живую благодать, 
Когда она в душе у нас горит.2

...Занимается над Музеем Рериха утро. Обыкновенные люди собираются к нему по солнечному зову. Звучат за завтраком работников слова надежды и красоты. Не беспочвенны надежды: своими руками слагают люди песнь завтрашнего счастья. Кипит работа в доверии, дружелюбии, самоотверженности. И для всякого труда найдётся доброе, весёлое слово. Казалось бы, утомителен кропотливый труд над качеством строительных работ. Но улыбаются работники, ювелирно равняющие неудачно вставшую бетонную плиту: «А у нас резьба по бетону!» Или другой монотонный труд выполняет работник, долго, долго, долго выполняет, иные уж сочувствуют ему, а он приговаривает: «Знаю смысл своего труда: найду золотой кирпич, последний в этой кладке». Так говорит он о неотъемлемом сокровище наработанного терпения и трудового спокойствия.

Перед обедом собираются труженики в зале, слушают слова вдохновенные, утончённые, насущные, впитывают строки стихов, музыкой наполняются, ещё раз вспоминают о смысле творящегося труда, о его значении для будущего страны и планеты. И с новым энтузиазмом готовы браться за работу. Ведь не для кого-то чужого, постороннего Музей строится. Для родного человечества.

В памятные дни звучат зовущие слова слайдпрограмм. Обращаются строители к великим образам подвижников Земли Русской и всего человечества, и ещё яснее становятся очертания Нового Мира, строили который люди во все времена, и горестные и радостные.

Кто руководит строительством истинным, как в большом, так и в малом? А кто больше всех трудится, тот и других своим примером ведёт. Кто заложит кирпичик, без которого не обойдётся построение? Тот, кто работы не боится. Так слагается жизнь духа, и так же слагается повседневный труд стройки Музея в Сибири. А в самые трудные моменты прибудет жданно-нежданная помощь: или машина с грузом, или работник новый, или слово неотложно нужное прозвучит. Или синица на плечо прыгнет, или облако вестником в окно заглянет, и о чём тебе весть несут — услышишь и поймёшь. А вот прибыли из типографии новые книги. Сколько радости нести этот груз на склад, откуда разлетятся книги по миру жаворонками наступающего утра!

К вечеру или в перерыве, когда замолкает песня молотков да рубанков, приходит время клавиш пианино и гитарных струн, время красок слайдов и шелеста книжных страниц. Вот шофёр под плавную смену кадров на стене повествует о красотах заповедного Алтая. Вот плотник открывает друзьям пространства космоса, галактик, созвездий и планетных систем. А звёзды — как люди: где труднее всего, где нужна космосу помощь, там и скапливаются самые яркие. Вот друзья делятся светом песен, которые много лет заботливо собирали среди пёстрого луга жизни. Кто видит или слушает всё это впервые — уходит потрясённым: как много на земле красоты! А ведь это — лишь крупица малая...

К сроку проходят специальные секции в Музее, о каждой говорить можно долго. Вот собрались педагоги. Кто же сегодня не чувствует, как устарела прежняя система образования! Как нужны пути новые, насущные, к красоте зовущие! Не отвлечённой, не номинальной — к красоте каждого дня.

Вот секция искусствоведческая, музыкальная. Кажется, что за наука — музыку слушать и картины смотреть? А на самом деле ещё какая наука! Есть произведения искусства, которые в самом прямом смысле слова от смерти спасти могут и от бессилия поднять, новую мощь вдохнуть в человека. Но это — если уметь слышать, видеть, если уметь эту силу в сердце собрать. В школах этому пока что мало где учат. А ведь от скольких бед способна спасти мир красота!

Работать на Музее — счастье незабываемое.

А когда откроется Музей — для всех? Когда же смогут все к этому счастью прикоснуться? Близится этот день. Многие люди его приближают. Кто как может. И работой, и деньгами, и материалами. Кто может — вагон леса на Музей отправляет. Кто может — на школьных завтраках экономит. Кто может — мысли ободрения строителям посылает. А кто на сам Музей поехать не может помощником, тот где-нибудь в своём городе далёком хранит в сердце его свет и понемногу незаметно разгоняет тучи уныния. И на самой обычной стройке «золотой кирпич» свой отыскивает, и в самую обычную контору приносит свет картин, музыки торжество и человеческой теплоты сияние.

Скоро, скоро откроем Музей. Для всех. А начинался он с такой малости! Впрочем, малость ли это? Приехала из Харбина молодая женщина, важнее всего для которой было — Общее Благо. Наталия Дмитриевна Спирина. Одна была в незнакомом городе. Одна, если только не считать самого главного — сердечного пламени. И памятования слов из писем Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, повторяемых учителем её Борисом Николаевичем Абрамовым: «Ехать, ехать и ехать на Родину! Вы там нужны».

Прошли годы трудов, борьбы и побед, и вот для всей страны приоткрывает свои духовные кладовые Музей Народный. И то ли ещё будет!

«Отче Сергие, Дивный, с Тобою идём, с Тобою

                                   ПОБЕДИМ!»3

 


1 Община. 29.
2 Н.Д.Спирина. Капли. Новосибирск, 2001. С. 28.
3 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск, 1991. С. 82.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Листая летопись строительства