Не сосредоточенность, не приказ воли, но любовь к Иерархии рождает непосредственное Общение. Мир Огненный, ч.2, 296 |
Открыть глаза людей на радости Земли: На солнечную песнь закатов и восходов, На блики облаков, которые легли Небесным цветником по голубому своду... Н.Д.Спирина1
Н.К.Рерих, великий художник и мыслитель XX века, писал: «Народ ищет красоту жизни. Для неё он поёт и слагает мелодии, для неё он должен расцветить узором каждый ворот и подол, и нарукавник. Ради Красоты народный творец закончит крышу коньком и зацветит ставни травным богатством. Ради Красоты! (...) "Сознание красоты спасёт". Поведут эту изначальную песнь поэты и художники. (...) И дольётся песнь до народных скрынь, где захоронено много Красоты и Подвига. Без красоты жизни не одолеть тьму»2.
Такой художник, несущий людям песнь красоты, живёт и трудится на Алтае. Это Анатолий Петрович Веселёв. Он родился в Горно-Алтайске. Красота здешней природы не может оставить равнодушным любого чуткого человека, и Анатолий Петрович с детства начинает заниматься живописью. В дальнейшем это стало неотъемлемой частью его жизни. В 90-е годы он прошёл с рюкзаком и этюдником весь Горный Алтай, изучая цветы и травы, наблюдая живой мир этой необыкновенной природы. Каждое лето пролагал новые маршруты, набираясь впечатлений и создавая новые интересные работы. Часто приходилось слышать от него такие слова: «Сколько здесь живу, не могу привыкнуть к алтайской красоте». Эту красоту он и старается запечатлеть на своих этюдах.
Вот уже пять лет, как А.П.Веселёв трудится в Верхнем Уймоне, на строительстве Музея Н.К.Рериха, создаваемого силами Сибирского Рериховского Общества, — в том самом месте, где в 1926 году останавливалась Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха. За это время Анатолий Петрович немало создал акварельных этюдов необыкновенной природы Уймонской долины. И появилась у него мечта — сделать выставку этих работ, ведь художник творит не для себя, плоды его деятельности должны дойти до людей.
И вот — первая персональная выставка «Алтайские пейзажи». Она открылась в феврале 2004 года, в Музее Н.К.Рериха в Новосибирске. Зал, где были выставлены акварели, наполнился солнечным светом, необыкновенно сияющими красками и даже звучанием. Входя сюда, люди в восхищении подолгу задерживались перед акварелями. Одна посетительница выставки, приехавшая из Монголии, сказала: «Я сама художник. Очень хотелось бы познакомиться с автором этих пейзажей. Все работы выполнены на высоком профессиональном уровне. Замечательно! Будто на Алтае побывала».
И действительно, любуясь этими изображениями природы, словно непосредственно прикасаешься к ней самой, — как будто шёл мимо и вдруг увидел этот уголок первозданной красоты, живущий своей чистой и тихой жизнью.
Вот на цветы брызнули первые лучи утреннего солнца, да так и остались на них навсегда. А этот букет радуга раскрасила всеми своими цветами, щедро и с любовью. Приходит мысль: как же удалось художнику «остановить» эти чудесные мгновения природы? На другом этюде — река бежит куда-то далеко-далеко, манит за собою, зовёт и завораживает своим быстрым серебряным говором, мелодичным, прозрачным. Не то поёт, не то напевно что-то говорит. Вот несколько деревьев, отражающихся в воде или оставляющих тени на снегу; одинокий куст среди поля. Лучи солнца, пробивающиеся сквозь ветви, бликами отражаются на стволах деревьев и на поверхности воды; лёгкие тени, звенящая чистота и музыка тончайших переходов.
И глубоко задумываешься возле этих пейзажей, они уводят в какой-то другой, сказочный мир, который оживает в нашем воображении; даже слышится пение птиц (хотя их и нет на этюдах), чувствуется ласковое прикосновение лёгкого ветерка, который сбежал на минутку с гор, покружил над поляной и помчался дальше.
Изумительно передана чистота, прозрачность и нежность цвета, отражение солнечных бликов на гребнях гор. Удивительная гармония — словно поэзия в красках.
Особое место в творчестве художника занимает строительство Музея Н.К.Рериха на Алтае. Вот он — сруб дома, пока ещё без окон. Вот зима, ночь, свет луны; кругом словно в пустыне — тихо и одиноко, а Музей ждёт, ждёт весны и продолжения строительства. А вот Музей встречает весну и лето, сияет новыми окнами, радуется восходу солнца и радуге, одуванчикам и изумрудной траве. А вот уже и лестница внутри Музея, излучающая тепло дерева и тепло рук мастера, а ведь мастером является сам Анатолий Петрович; и печь сложена его же руками, и горит пламя, так созвучное по краскам с картиной Н.К.Рериха, видной сквозь дверной проём...
Алтайские пейзажи несколько месяцев радовали новосибирцев, а потом выставка поехала на родину художника — в Горный Алтай, где целый месяц люди имели возможность любоваться прекрасными этюдами своего земляка. Приезжали из окрестных сёл, из других городов. Было радостно видеть, что никто не ушёл равнодушным, что люди сумели уловить частицу красоты, созданной автором, и унести с собой радость от встречи с прекрасным.
Тот, кто особенно вдохновился творчеством художника, сумел выразить эти прекрасные чувства такими же возвышенными словами, оставленными в книге отзывов.
«Когда любуешься красотами природы, сердце наполняется радостью и восторгом, и понимаешь, что есть в нашей жизни та первозданная Красота, которая переполняет восхищением души людей. Когда прикасаешься к творчеству художника, становишься как бы сотворцом этого чуда — чуда человеческой мощи, открывающего в наших красотах то высокое, несказуемое, что есть Красота. Огромное Вам спасибо! Если человек творит — значит жизнь становится прекрасней. Процветёт Земля родная трудами наших людей. Всех Вам благ! И творческих дерзаний!» (с. Верхний Уймон).
«Общение с художником-пейзажистом, пусть даже через его картины, облагораживает человека. Эти замечательные полотна не оставят равнодушным человека, который влюблён в красоту родной природы» (с. Талда).
«Уважаемый Анатолий Петрович! Ваша выставка ежедневно собирает множество посетителей, которые с восхищением любуются Вашими полотнами. Каждая картина наполняет теплом, любовью, красотой. Осталось чувство умиротворения, нежности. Желаю дальнейших творческих успехов. Пусть ещё сотни, тысячи людей увидят красоту Алтая Вашими глазами, прочувствуют душой».
«Какое диво дивное! От картин веет чистотой и свежестью, не хочется отрывать взгляда от этой красоты. Хочется бесконечно вглядываться и любоваться... Как замечательно, что есть русские люди, воспевающие красоту своей родной земли, позволяющие нам всем радоваться, гордиться нашей матушкой Россией. Хочется верить, что хорошее, славное время у нас, у россиян, ещё впереди» (с. Чендек).
«Выставка произвела на нас глубокое впечатление... Чувствуется, что автор любит природу Горного Алтая. Глядя на эти картины, светлее думается, светлее дышится, прямо хочется летать... Успехов Вам в дальнейшем творчестве, и почаще радуйте нас своими прекрасными работами».
«Живя в Уймонской долине, не замечаешь той красоты, которую видят приезжающие художники и выражают её через свой талант и мастерство. Чувство гордости и причастности к этой красоте природы поднимает энтузиазм и порождает желание трудиться на сохранение этой красоты, бережливое отношение к природе и к людям, проживающим здесь. Спасибо творческим людям за то, что через их видение красоты укрепляется любовь к родным местам...» (с. Верхний Уймон).
«Прикоснувшись к творчеству этого художника, ощущаешь спокойствие, гармонию, удивительную музыкальность всего строя души человека, создавшего эти акварели. Нам сегодня так этого не хватает, в окружающей жизни так мало красоты и радости. Эти работы наполняют человека верой в разумность всего Бытия и дают ему приток новых сил» (п. Усть-Кокса).
В Гранях Агни Йоги говорится: «Служение истинному искусству есть служение Красоте. Действительно, несёт она людям спасение. Полюбить её надо, и надо её утвердить во всех проявлениях жизни: в мыслях и чувствах, в действиях, в отношениях к людям, во всём, что вокруг. Новый Мир будет построен на принципе Красоты»3.
1 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск: СибРО, 1997. С. 34.
2 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 49.
3 Грани Агни Йоги. XII. 428.