Мысли на каждый день

Вернее судить о высоте духа по его терпимости, вмещению и великодушию, а также и по действенному противлению злу.

Рерих Е.И. Письмо от 31.07.1937

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ. «Ты всё можешь» — первая формула образования

Автор: авторы одной статьи   Омский филиал СибРО



Теги статьи:  работа с детьми

24 апреля 2004 года в Сибирском Рериховском Обществе прошла педагогическая секция на тему «"Ты всё можешь" — первая формула образования».

Воспитание таких качеств, как уверенность в своих силах, целеустремлённость, мужество, сила воли и многих других, является актуальным во все времена. Сила духа необходима человеку на протяжении всей его жизни, чтобы следовать путём эволюции, она во многом зависит от мудрости родителей и педагогов. Основа этого качества закладывается ещё до рождения ребёнка.

Мы предлагаем вашему вниманию два сообщения, прозвучавшие на этой секции (в сокращении).

 

ВСЁ ДОСТИЖИМО

 

Ныне достижимо всё, ибо настал век великих достижений.

Грани Агни Йоги. I. 2 января 1960 г.

Равноподобье сущности роднит
И делает возможным приближенье;
И там, где бездна страшная лежит
Между тобою и Венцом Творенья, —
	Там нить любви вселенского Родства
	Соединит два разных естества.1 

«Из осознания собственного несовершенства ещё не следует, что совершенство недостижимо и совершенствоваться не надо», — говорится в «Гранях Агни Йоги»2. Беспредельность замечательна тем, что в ней, в продолжительности времени, всё достижимо. Беспредельность не ставит границ развитию мощи человеческого духа или пределов его знаниям и достижениям научно-практического порядка.

«Конечно, двигателем во всех достижениях остаётся вера, вера в то, что данное достижение возможно. Осознание возможности приводит в движение силу творческого воображения, и в пространстве прорывается канал к утверждённой к достижению избранной цели»3.

Откуда же появляется у человека вера в свои возможности, осознание вседостижимости? Кто даёт ему возможность мочь? Основное значение здесь имеет мудрость материнского и отцовского воспитания (а педагог является сознательным средоточием этой мудрости). «Каждая мать, подходя к колыбели ребёнка, скажет первую формулу образования — ты всё можешь», — читаем в Живой Этике4. Воспитание ребёнка может быть начато до его рождения. Женщина в течение всей беременности должна поддерживать и утверждать в себе те физические, душевные и духовные качества, которые она хотела бы видеть воплощёнными в ребёнке. Но можно начать ещё раньше, с самовоспитания родителей. Они должны быть готовы к встрече нового человека. Ведь дать ребёнку веру в самого себя может лишь тот, кто осознал свои возможности.

Всё достижимо... Осознание этого нужно прочно внедрить в существо ребёнка. Но неизбежно встаёт вопрос: «как же сочетать понятие вседостижимости с невозможностью уявить её в настоящем?»5

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Когда явление осознано во всей его глубине, оно становится неотъемлемой частью психического аппарата человека. Оно становится его прошлым, утверждающимся, по мере своего роста и приложения в жизни, в настоящем, с тем чтобы всё полнее и ярче выявляться в будущем. Осознание есть уже почти овладение. (...) Будущее, каким бы недостижимым в настоящий момент ни являлось оно, будучи осознанным, становится прошлым, перейдя в мир причин-двигателей, и как таковое делается тем путём, по которому идёт человек. Но человек — это есть путь, ибо человек — это процесс, идущий из бесконечного прошлого в будущее, тоже не имеющее конца. И Мы утверждаем, что на этом бесконечном пути всё достижимо»6.

«...Скрытые возможности — в каждом. И рост духа каждого человека не ограничен ничем, а главное — временем. А во времени, даже в течение одной жизни, можно развить и укрепить любое качество. Всё время, которое есть, в распоряжении человека, а качества духа имеют способность расти и совершенствоваться беспредельно. ...Феноменальная память, феноменальный, или абсолютный, слух, феноменальные математические и другие способности есть плод многовековых трудов, усилий и устремлений духа. И каждый может достичь любой способности, если только поставит это достижение целью своею, и не одной данной жизни (то есть воплощения), но и тех, которые последуют за нею»7.

В Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги» много внимания уделяется тому, как приблизиться к вседостижимости. Кратко эти советы можно обобщить следующим образом.

Прежде всего, нужно поставить перед собою цель. Ибо, как говорит Учение, «если нет цели, как это бывает обычно у многих, то нет и достижений, и приходится тащиться в хвосте к цели идущих»8.

Начинать надо с малого. «Всё растет в бесконечности времени, чтобы дать плод по сущности семени, заложенного в нём»9.

Добиваться цели надо упорно, настойчиво и непрерывно. «...Следует помнить, что устремление в пространстве растёт, и что раз начатое делание имеет тенденцию или свойства себя повторять, и что при частом, и особенно ритмическом, повторении заложенного в сознании делания сила его понесёт человека уже сама без всяких нарочных усилий»10.

Нельзя останавливаться ни перед какими неудачами. Все неудачи временны и часто зависят от преходимости внешних условий и окружающей среды. Часто первая неудача навсегда подрывает веру в себя и пресекает восхождение духа. Удача и неудача равноценны для человека, так как и то и другое служит ему. «Если чего-то не удалось достигнуть с первого раза, то удастся со второго, или с третьего, или с тысячного, или стотысячного, но удастся обязательно и непременно, ибо недостижимого нет. Хотящий добьётся, упорством возьмёт»11.

Стремясь к вседостижимости, прежде всего необходимо развивать такие качества, как уверенность, трудолюбие, упорство, настойчивость, усидчивость, самостоятельность, умение воображать, наблюдательность, и нужно всегда помнить, что не бывает способностей в чём-то одном без способностей во многом. Развитие человека подразумевает развитие всего, что включает в себя понятие «человек».

Известный педагог В.С.Сухомлинский считал важным, чтобы у каждого ребёнка с детства утвердилось — и в сознании, и в эмоциональном мире — глубоко личное отношение к силе духа: увлечённость духовной несгибаемостью и отвращение к тщедушию. И ещё очень важно, чтобы человек в детстве тысячу раз изумился, сделав то, что казалось ему недостижимым, — изумился силой собственного духа. Лишь тот, кто изумлялся силой собственного духа, способен стыдиться своего слабоволия.

Закончим словами из «Граней Агни Йоги»12: «Дух безграничен. Почитая себя телом, ограничиваем себя его возможностями, духом считая себя, не ограничиваемся ничем. Кем себя считаем, тем и становимся. "Вы боги", как ещё яснее выразить возможности духа?»

Материал подготовлен Омским филиалом СибРО

«БЛАГОСЛОВЕННЫ ПРЕПЯТСТВИЯ — ИМИ РАСТЁМ»

 

В Учении Живой Этики говорится: «Всякое препятствие должно быть рождением возможности. (...) Будьте благословенны препятствия, вами мы растём!»13 «Не может быть такого препятствия, которого не превозмогла бы воля человека. Говорю это не для утешения, не для ободрения, но как непреложность»14.

Движущей силой психического развития ребёнка является противоречие между его потребностями «хочу» и ограниченными возможностями «не могу». С преодолением препятствий связаны все достижения человека от его рождения и до бесконечности. Например, растёт потребность исследовать окружающий мир, общаться со взрослыми, и ребёнок вынужден преодолевать ограниченные возможности своего тела — он начинает ходить, говорить. Как только появляется новое завоевание — возникает новое «хочу» и делается следующий рывок в развитии.

Воспитанием детей на трудностях занимается истинная педагогика. Если убираются преграды, то останавливается развитие ребёнка. Задача взрослых заключается в создании условий для возникновения желания, то есть «хочу», затем нужно помочь ребёнку справиться с препятствиями. Эта помощь не заключается в преодолении препятствий за него, а только лишь в указании примера и в поиске путей к достижению желаемого результата. В психологии существует понятие «зоны ближайшего развития» — это будущее достижение, которое сейчас (в настоящем) недостижимо, но с помощью взрослого оно будет достигнуто. И здесь очень важно объективно оценивать способности и возможности ребёнка, чтобы не перегрузить его и тем самым не лишить веры в свои силы. Нужно осторожными касаниями подвигать его к недоступным сегодня вершинам. Известный психолог и педагог Л.С.Выготский, исследуя детей с разными дефектами и отклонениями, утверждал, что если трудности не размагничивают ребёнка, не заставляют бежать от них, а активизируют его, — они приводят к обходному пути развития, что является очень важным для детей с дефектами. Считается, что для них огромную роль играет аффект, побуждающий ребёнка на преодоление трудностей, — он помогает достичь новообразования (то есть какого-либо достижения) в психике.

В Живой Этике сказано: «Учитель говорит школьнику: "не решишь задачу, пока не захочешь решить её". Так и в жизни нужно захотеть свободно двинуться к эволюции»15. «Обратили ли внимание на то, что для развития и эволюционного продвижения всех форм жизни, от низших до высших, нужно преодоление сопротивления окружающей их среды. Цыплёнок пробивает скорлупу яйца, зерно — почвенный слой. Везде и всюду увидите эту борьбу жизни за существование. Всё непреодолевающее и слабое погибает. Таким образом, только преодоление тех или иных условий даёт форме право на жизнь. Можете ли представить себе, какие трудности пришлось преодолеть человеку, прежде чем немые расы приобрели способность речи? Закон борьбы и преодоления есть закон жизни. В психической и духовной жизни человека он проявляется особенно сильно (выделено мной. — Ю.С.).Потому можно считать, что борьба, преодоление и победа будут непреложными условиями роста и развития духа»16.

Е.И.Рерих отмечала в своих письмах:«Обеспечение и лёгкость достижения есть величайшие препятствия на пути духовного роста. ...Вспоминаются мне многочисленные лагеря-общины в Америке, организованные в последние годы с тем, чтобы помочь безработной молодёжи. Все они окончились, как мне сообщали, неудачно. Молодёжь, получая всё готовое, оказалась совершенно неспособной к тому труду, к которому она предназначала себя. Большинство предпочло продолжать лёгкий минимальный физический труд в таком лагере-общине, обеспечивавшем им сытую и спокойную жизнь. Не об удобствах молодёжи нужно думать, но о лучшем вооружении её к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон. Потому в строительстве новой эпохи главным фактором государственного благосостояния будет народное образование и воспитание. Следует неотложно обратить внимание на улучшение и расширение школьных программ, в особенности школы начальной и средней. (...) С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого истинного и единственного двигателя эволюции»17.

Приведём пример из жизни природы.Один человек случайно увидел кокон, в котором была маленькая щель. Он стал наблюдать, как через неё пытается выйти бабочка. Прошло много времени, и бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась всё такой же маленькой. Тогда человек решил помочь ей: он взял перочинный нож и разрезал кокон. Тельце бабочки было слабым и немощным, а крылья — неразвитыми и едва двигались. Человек думал, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Но этого не случилось. Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце и свои нерасправленные крылья. Человек не понимал, что жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть кокон, чтобы она могла расти и развиваться.

Вот что сказано о препятствиях в Учении Живой Этики и в «Гранях Агни Йоги»: «Когда начинаем анализировать то, что было достигнуто именно благодаря трудностям, препятствиям и противодействиям, то приходим к неизбежному выводу о полезности их и необходимости. Отсюда всего один шаг до того, чтобы радоваться и благословлять эти препятствия, ибо ими растём. А это уже начало истинной мудрости. Казалось бы, самые неприятные, самые отягощающие явления, но они вызывают к проявлению спящие энергии духа, утверждая растущую силу психической энергии. Пианист и скрипач хорошо знают, что значит каждодневная тренировка или упражнения. То же самое и с огненными энергиями духа. Если хотите расти, от препятствий не уклоняйтесь и всё, что против идёт, волею преодолевайте»18.

«Только в сферах, где тень застилает глаза, только там может дух искать Свет. Только там, где тень стоит за плечами, только там дух может выявлять свою силу. Только там, где тень укрывает мир дальний, только там может дух явить мощь распознания. Потому рост духа ускоряется препятствиями»19.

«С трудом люди решаются произнести простейший закон: "Благословенны препятствия — ими растём". Испытания довольно легко допускаются, но пока они не наступили. Никто не хочет ускорить продвижение через препятствия»20.

«Нужно привыкнуть к мысли о сложности достижения. Нужно полюбить все препятствия, ибо камни на пути лишь ступени восхождения. Давно сказано, что по гладкому камню не взойти»21.

«Почему приветствуются трудности? Почему Говорю, нагружайте сильнее Меня? Почему благословенны препятствия? Да! Да! Да! — потому, что при этих условиях напрягаются огненные энергии духа и происходит возрастание его. Дух растёт в напряжении огненном. Потому Говорю: ещё и ещё напрягайте силы свои в преодолении ступеней жизни. Просто по ним не взойти. Каждая настоящая ступень преодолевается во имя будущей. Преодоление жизни — так называем явление восхождения духа»22.

Пусть будет каждое препятствие ступенью, 
Ведущею к Тебе; 
Пусть будет трудностей преодоленье, 
Как радостное песнопенье; 
Пусть будет каждое лихое нападенье 
Ещё одним толчком для приближенья 
К Тебе.23

Материал подготовлен Ю.В.Стройновой

 


1 Н.Д.Спирина. Капли. Новосибирск, 2001. С. 264.
2 Грани Агни Йоги. III. 357.
3 Грани Агни Йоги. XII. 752.
4 Община. 102.
5 Грани Агни Йоги. II. 205.
6 Там же.
7 Грани Агни Йоги. VII. 130.
8 Грани Агни Йоги. I. 31 июля 1960 г.
9 Грани Агни Йоги. III. 440.
10 Грани Агни Йоги. V. 22.
11 Грани Агни Йоги. IV. 204.
12 Грани Агни Йоги. XI. 196.
13 Листы Сада М. Озарение. 3-VI-12.
14 Агни Йога. 393.
15 Мир Огненный. I. 178.
16 Грани Агни Йоги. IX. 522.
17 Письма Е.И.Рерих. Т. 2. 24.08.36.
18 Грани Агни Йоги. V. 429.
19 Беспредельность. 539.
20 Аум. 284.
21 Братство. 25.
22 Грани Агни Йоги. II. 350.
23Н.Д.Спирина. Капли. С. 289.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Дети и Живая Этика