Противоречия обычно лишь различные качества одного и того же явления. Община, 172 |
Н.К.Рерих. ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ. 1945
Праздник. Пусть будет это тот праздник, которым всегда праздновали победу весеннего солнца. Когда надолго выходили в леса; любовались цветом деревьев; когда из первых трав делали пахучие венки и украшали ими себя. (…)
Люди радовались. Среди них начиналось искусство.
…Какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство…
Надо открыть глаза на красоту захороненную и забытую и от неё пойти к обновлению жизни во имя будущего.
Н.К.Рерих
Особое место среди театральных работ Рериха занимают эскизы для древнеславянского балета «Весна Священная» на музыку Стравинского. Рерих создал не только эскизы декораций, но и был одним из авторов либретто балета. (…) Художник и композитор ставили перед собой задачу — воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь славян.
В декорациях к «Весне Священной» Рерих выявлял изначальную близость древнего человека к природе, его пантеистическое восприятие её, как живой соучастницы его бытия. Основную идею балета Рерих видел в величии жертвенного подвига, о чём говорит и первоначальное название — «Великая жертва» (избранная девушка должна быть принесена в жертву Земле).
Н.К.Рерих пишет о «Весне Священной»: «Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями "Весны"». «Это вечный праздник души, это восхищение любви и самопожертвования».
Н.Д.Спирина. Рерих и музыка