Пусть будет каждое ваше снисхождение и вашим восхождением. Надземное, § 847 |
1. «Земные предметы человек берёт руками, явления духовного порядка — устремлением. Даётся по устремлению и его силе. Чтобы получить в области духа — надо обязательно устремиться. Пословица "Под лежащий камень вода не течёт" весьма хорошо применима к жизни духовной. Возжечь устремление будет залогом успеха. Устремление имеет огромное значение и в жизни обычной, но в ней оно касается обычных вещей. Устремление надо не только возжечь, но и поддерживать его горение. Угасание устремления означает и прекращение новых поступлений. Насильственное поддержание устремления не приведёт к цели. Только любовь к явлениям духа может поддерживать огни устремления. Но насильственно полюбить невозможно. Огни сердца рождаются и разгораются естественно и свободно» (Грани Агни Йоги, XII, 280).
Как понимать слова «явления духа»? Что относится к явлениям духа?
Человек должен любить эти «явления духовного порядка», должен быть уверенным, что они есть, и стремиться к ним, должен в них верить и радоваться этим явлениям духа. Но в чём они проявляются? Это очень индивидуально. Это Высший Мир, к которому мы стремимся, то, что мы любим.
Явления духа разные бывают. Если мы знаем жизнеописания подвижников, как у них дух проявлялся, — можно судить по этому. Дух у них проявлялся больше, чем у нас, потому что он был сильнее. Он проявлялся через чудеса, и через просвещение людей, и через сердце.
2. «Урусвати знает сущность дружелюбия. По природе своей Йог дружелюбен. Он пытливо исследует каждое явление, и, если найдёт долю добра, он будет судить от этой доли. Но если Йог почует космический сор, он отметёт его, зная, что такой упадок может быть преображён огнём. Йог понимает, что невозможно оценить явление по его мимолётному состоянию, потому он смотрит происходящее в различных его проявлениях, прежде чем судить о сущности.
Уразумейте такое основание для дружелюбия. Лучше ошибиться в сторону добра, нежели опрометчиво осудить» (Надземное, 855).
Что значит «ошибиться в сторону добра»?
Лучше поверить во что-то хорошее в том, что человек написал, или утвердил, или спрашивает, чем заподозрить его в чём-то дурном, даже если это будет его ошибка. Слишком ему довериться — всё-таки лучше, чем если человек действовал не с плохими намерениями, а другой отверг его, потому что заподозрил: «Кто его знает, может быть, он что-то подразумевает и нехорошее». Так что лучше ошибиться и подумать хорошее и поверить человеку, чем посчитать, что он какой-то злоумышленник, хотя это очень часто встречается, поэтому и приходится наблюдать, взвешивать. Главное, не оттолкнуть человека, если он на стороне добра.
Но различать всё равно надо, надо выработать в себе наблюдательность, зоркость, чувствознание — всё должно быть применено при этом. Нужно чувствовать реакцию свою на другого человека, прислушиваться к этой реакции, она может быть даже очень слабой и незаметной, но всё-таки она бывает, особенно при первой встрече с кем-то, кого вы ещё не знаете. Надо постараться уловить это первое мгновение — какое ощущение внутри: положительное или отрицательное, приятно тебе или неприятно.
3. В Учении говорится, что, только победив себя, можно победить мир. Что нужно делать человеку, чтобы победить себя?
Выражение «победить себя» в Учении подразумевает победить свои собственные худшие недостатки, победить свой эгоизм, стать добрее, лучше, любить людей — вот это называется «победить себя». У каждого из нас много недостатков, у кого-то есть пороки или вредные привычки. Если человек побеждает себя, тем самым становится лучше и миру, в котором он живёт, он же частица этого мира.
4. В Учении сказано: «Надо учиться на примерах нападения» (Листы Сада М. Озарение. 1–IX-12). Как учиться на примерах нападающих?
На примерах? Так разве нападающие дают пример нападением? И на что нападающих? Нужно не только извлечь урок, но и дать отпор прежде всего тем, кто клевещет на хорошие начинания. И надо суметь дать отпор достойно, вот в этом и будет школа отпора.
5. Заповедь Христа гласит: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Что значит любовь к ближнему как к самому себе?
Себя мы очень любим, бережём, кормим, одеваем, всё для себя делаем. А Христос предлагает и к ближнему так же относиться — «как к самому себе», то есть любить другого и заботиться о другом так же, как мы заботимся о самих себе.
6. «Если Учитель не поймёт путь ученика, он не будет Учителем. Если Учитель не наложит руку на глаза ученика, Он будет ослепителем. Так обережём путь сердца» (Сердце, 239).
Что значит «наложит руку на глаза ученика»?
Если раскрыть мало подготовленному ученику всю Истину или какой-то её грандиозный аспект, это может так поразить его сознание, что будет только во вред, потому что везде сказано говорить по сознанию, никак не нарушая его. Лучше недоговорить, сказать меньше, чем сказать больше. Если учитель скажет что-то такое, что ученик не может вместить, может получиться взрыв сознания, очень вредный для ученика, это может именно психически ослепить, когда он узнает что-то, к чему ещё совершенно не готов.
7. «При зоркости можно наблюдать многие научно значительные явления. Можно заметить, как удары по ауре не только отражаются на глазах, но и на чувствительности кожи, особенно около плечевых лучей» (Сердце, 291).
«Удары по ауре» — какие удары и каким образом они отражаются?
Удары по ауре бывают разные, например, когда один человек нападает на другого, не обязательно физически, а с большой энергией, с раздражением, с негодованием, с ненавистью, ругает всячески его, поносит и мысленно, и словесно. Мы ведь часто испытываем такие удары. Грубость чрезвычайно травмирует, она может нанести очень сильные удары по ауре, когда человек не ожидает, обращается к другому, а тот грубо, раздражённо отвечает ему. Я тоже испытывала не раз такие явления, и это очень болезненно отражается и на глазах; может отражаться и на оплечьях. Когда не ожидаешь и вдруг на тебя огрызнутся очень сильно, с большим потенциалом энергии — разрядом, — получаются, конечно, очень сильные страдания. Это долго болит, может, даже больше, чем если бы это был удар кулаком. Надо всегда быть готовым, что тебя могут ударить, и эта готовность к нападениям, конечно, укрепляет заградительную сеть. Если человек полностью раскрыт, тогда он может и получить, конечно; это так же, как и на физическом плане бывает. Человек делает себя беззащитным, когда он сильно раздражится и этим самым повредит свою заградительную сеть. Тогда очень легко на него напасть, и он, незащищённый, может получить откуда-то удар. А тёмные не дремлют и всегда рады воспользоваться таким случаем подослать кого-то или что-то сделать. Надо посмотреть не на этого человека, а через его плечо, где стоит тёмный, который орудует им, а тёмные боятся взгляда. Об этом мне говорил Борис Николаевич. Обратные удары нужно направлять не по самому человеку, а по тому тёмному, который за ним стоит и вдохновляет его мысленно. Но для этого нужно самообладание, потому что обычно такие вещи как-то неожиданно случаются. Но всё равно, если заранее быть подготовленным и помнить об этом, то это может потом помочь».