Именно, когда мысль прочувствована, она может творить. Мир Огненный, ч.3, 155 |
Дорогие Друзья!
Последнее время было много дискуссий по поводу Знамени Мира и его статуса в мире и Рериховском движении. Мне бы хотелось добавить к этой дискуссии немного нашего опыта, связанного со Знаменем.
Картина Рериха «Мадонна Орифламма», которая находится в нашем Музее, первоначально была создана для центра в городе Брюгге (Бельгия), способствовавшего продвижению Пакта Рериха и Знамени Мира.
Oriflamme — написание французского происхождения, — это знамя, или символ, предназначенный для воодушевления и направления. Его часто брали с собой на битву. Мадонна Орифламма — Матерь Знамени. Символом Знамени является Чинтамани. Во многих Азиатских странах имя Чинтамани обычно используется для символа из трёх кругов внутри окружности (даже в случаях его использования в качестве орнамента на одежде или мебели). Так, Чинтамани не является термином исключительно Учения. Как неоднократно указывал Николай Рерих, символ Знамени — древнего и универсального происхождения. Примеры его использования, упоминавшиеся Рерихом в статье об этом символе, исследовались людьми несколько лет. Я сам писал в Музей Изобразительных Искусств в Антверпене (Бельгия) и получил оттуда слайд картины Ганса Мемлинга «Поклонение Христу», на которой на груди Христа очень крупно изображён этот символ. У Тициана в «Снятии с Креста на первом плане доминирует смотрящий на Крест Иосиф, а его накидка на спине покрыта этим символом. В обоих случаях это означает Триединство — Христианскую Троицу. (...)
И всем известна картина Рериха «Камни в Монголии», где этот символ повторяется на камнях снова и снова. У нас есть подлинный снимок, с которого была написана эта картина. Таким образом, этот символ везде и во все времена был универсальным и не может принадлежать никому. Наконец, это то Знамя Владык, которое подробно описано в книге Иерархия.
Николай Рерих лично дал этот символ нашему Музею в качестве логотипа, а Совет Попечителей Музея ходатайствовал в Патентный Офис в Вашингтоне для регистрации этого знака как принадлежащего Музею. Заявление было отклонено на основании того, что это универсальный символ и он не может быть предметом защиты по закону об авторском праве. Однако нас информировали, что мы могли бы зарегистрировать символ в том случае, если добавим к нему девиз Знамени — Pax Cultura, что мы и сделали. The Pax Cultura Banner (Знамя Пакта Культуры) до сего дня является зарегистрированным знаком Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Регистрационное удостоверение находится в нашем архиве.
Таким образом, мы имеем законное право контролировать его использование, но это не означает, что у нас есть этическое право отказывать людям в использовании его с уважением к его значению. Как я уже указывал ранее, законное и этическое не обязательно одно и то же.
Мы не пытаемся контролировать использование Знамени кем-либо, но иногда законное право имеет свой общий полезный результат. Возможно, к примеру, злоупотребление Знаменем (кто-то может призывать к убийству ради мира) и, время от времени, мы прибегаем к нашему праву, дабы предотвратить подобные искажения. В остальном мы радуемся за тех, кто использует Знамя и его символ для распространения знания о нём и содействует его продвижению. У нас нет этического права этому препятствовать.
Чем больше людей знает об этом, тем больше они думают о значении Знамени и тем больше будет шанс установления мира во всём мире. Будем надеяться, что никто никогда не попытается воспрепятствовать другим в мудром и добросовестном использовании Знамени. Будем надеяться, что никто никогда не помыслит о нём как о своей «собственности», даже если его можно было бы присвоить. Некоторые вещи находятся вне права владения. Это сравнимо с тем, как если бы солнечные лучи стали бы чьей-то собственностью.
Даниэл Энтин
11 января 2003 г.