Мысли на каждый день

Не будем требовать, чтобы все люди одинаково думали. Хорошо, если они различают, где Свет и где тьма.

Мир Огненный, ч.1, 220

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«ПРОСТО РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ...». II

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  

Другие части статьи: «ПРОСТО РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ...». I / «ПРОСТО РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ...». II

Теги статьи:  статьи о поэзии, Наталия Спирина (о ней), о рериховской поэзии, Рерих и Сибирь, Рериховские Чтения, Маточкин, Живая Этика

В своей переписке Рерихи всё время писали нам: «Надо ехать на Родину. Вы там нужны. Там большой духовный голод». Но пока был сталинский режим, ехать было нельзя, потому что те, кто пересекали границу с желанием вернуться на Родину, исчезали бесследно. Мы ждали благоприятного момента. И вот Хрущёв объявил репатриацию — все русские могут вернуться на Родину. Сначала призывал на целину, а потом можно было ехать и в города. Но для целины ни я, ни мой руководитель, Б.Н.Абрамов, не подходили по возрасту и семейному положению. В 1959 году мы вернулись по репатриации на Родину. Советское генеральное консульство предложило поехать в Новосибирск, нам гарантировали трудоустройство и, по возможности, какую-то жилплощадь, и мы приехали сюда. Я сразу поступила на работу в музыкальную школу, а потом вышла на пенсию.

Сначала, в годы застоя, мы не могли выступать с лекциями или докладами по Живой Этике. Но было Указано, что если мы будем даже только читать Учение, не выступая, этим мы будем насыщать пространство. Потом люди уловят эти мысли, и те, кто будут на это звучать, смогут их воспринимать.

В 1960 году в Советский Союз приехал со своей выставкой С.Н.Рерих, его пригласил Н.С.Хрущёв. С этого времени стали писать о Н.К.Рерихе, а раньше о нём ничего не знали. У нас в Новосибирске всё это началось с 1973 года, когда в Доме учёных Академгородка была открыта сборная выставка картин Николая и Святослава Рерихов. На этой выставке выяснилось, что о них почти никто ничего не знал. Я уже знала о многих картинах, в них очень много символики, её надо было объяснять, и я стала водить экскурсии.

У нас создалась маленькая группа в составе: Е.Маточкин, Л.Шкутин, чтец из местного любительского театра, и я как ведущая. Мы сделали композицию, которая называлась «Образы Рериха», и стали её повсюду читать. Мы рассказывали о биографии Н.К.Рериха, сообщали, что он не только художник, но и писатель, поэт, читали отрывки из его стихов и прозы; рассказывали о нём как об учёном, совершившем феноменальную экспедицию по Центральной Азии; и только не упоминали о книгах Живой Этики. Рассказывали о Н.К.Рерихе как об общественном деятеле, о Пакте Рериха и Знамени Мира, которое он предложил как Красный Крест Культуры для охраны всех ценностей Культуры, созданных человечеством. В течение длительного времени мы успешно «гастролировали» со слайдпрограммой «Образы Рериха» здесь, в Академгородке, и в Новосибирске.

В 1975 году в спорткомплексе Академгородка прошла очень большая выставка картин Николая Рериха. Там тоже пришлось водить экскурсии и рассказывать о Рерихе.

С 1976 года мы стали каждые три года проводить так называемые «Рериховские Чтения». Я на них тоже выступала. Чтения были междугородние, из разных городов съезжались люди, изучавшие творчество Рериха, специалисты со своими докладами. Устроителями этих Чтений были Институт истории, археологии и философии Академии наук и Новосибирская картинная галерея. Каждый раз издавались сборники докладов Рериховских Чтений; все они имели одинаковую обложку. Тираж был очень маленький, и всё это уже давно стало библиографической редкостью.

Как дальше развивалось Рериховское движение? В Новосибирске стали выходить книги Живой Этики, и люди получили возможность их читать. Мы стали делать лекции, доклады, слайдпрограммы. Начиная с 1989 года, по нескольку раз в год мы устраивали конференции. Первая конференция была посвящена Е.И.Рерих, которая в Учении именуется Матерью Агни Йоги. Был издан сборник с докладами конференции. Неоднократно делались доклады о Николае Рерихе, о Святославе и Юрии Рерихах, о Е.П.Блаватской; мы выступали в прессе. Недавно вышла подборка на 16-ти страницах, в которой много статей о Рерихах и Блаватской, их произведения, наши статьи о Живой Этике, выступления, стихи и доклады.

Мы стали выступать на радио. Нас пригласили читать цикл лекций по Живой Этике; первый цикл из 12-ти лекций мы уже закончили. Мы записываем эти радиобеседы на кассеты; к нам приезжают люди из разных городов, переписывают их и в своих Обществах распространяют. Надо сказать, что Рериховские общества возникают с необыкновенной скоростью и в больших и в малых городах. Мы узнаём о том, что открываются Рериховские клубы, общества и даже фонды. Все они обращаются к нам, потому что мы первые начали этим заниматься. У нас огромный круг общения, люди приезжают за нашими книгами, бывают на конференциях, переписываются с нами — одним словом, работа наша растёт с каждым днём, с необыкновенной интенсивностью. Нас приглашают в школы, просят рассказывать ребятам средних и старших классов.

Вышел сборник «Пути Света и тьмы», туда вошёл мой доклад «Основы», в котором говорится о единстве основ всех религий и даётся много предупреждений против экстрасенсов, йогов, магов, контактёров, которые, пытаясь искусственно открывать «центры», тем самым очень вредят здоровью людей и их психике. Наши способности — ясновидение, яснослышание, яснопонимание — должны раскрываться совершенно естественно, по мере нашего совершенствования, но когда это делается искусственно, это всё равно что взять бутон и пытаться из него сделать цветок, — и бутон погибнет, и цветка не будет. Против этого мы предупреждаем и об этом говорится в Письмах Е.И.Рерих и в Учении Живой Этики — насколько это вредно и как это мешает нашему духовному росту и прогрессу.

Теперь можно почитать стихи.

На зов любви идёт Ответ, 
Несущий Разуменья свет; 
Твоей благой Стрелы полёт 
Всепонимание даёт; 
И Луч, в ответ на сердца стук, 
Из праха поднимает дух. 
	* * *

Победа Света — как восход — 
Неотвратима, непреложна; 
Пусть ночь глухая безнадёжна, 
Наступит час — она пройдёт. 

(Из сборника Н.Д.Спириной «Капли»)

У меня есть ещё один сборник — «Перед Восходом», там стихи разных лет и в разной форме. В «Каплях» у меня очень жёсткая установка, здесь же стихи написаны в свободной форме, как пишут обычные стихи. Почему они называются «Перед Восходом»? В эпиграф я взяла цитату из книги «Зов»: «...Ибо Хочу, чтобы могли подойти ко Мне радостными и светлыми в день Великого Мрака перед Восходом» (Листы Сада Мории. Зов, 25.11.1922). И вторая из Библии: «Сторож, сколько ночи? Сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: Приближается утро. Но ещё ночь» (Исайя, 21: 11, 12). Сейчас мы находимся именно в таком периоде.

Этот сборник разбит на несколько разделов. Там и мысли Живой Этики, и природа, и песни, и стихи на некоторые картины Николая Рериха. На моём автор­ском вечере эти картины показывались в слайдах на экране и я читала стихи, навеянные ими. Прочту несколько стихов.

	ПОДВИГ

По картинам «Сергий-Строитель»,
«Святой Сергий Радонежский»

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты 
В Руке, 
	на благо всей планеты!

Второе стихотворение тоже о Сергии. К Нему, по преданию, приходил голодный медведь, и Сергий покормил его. Медведь подружился с Ним, приходил и смотрел, как Он работает.

	МЕДВЕДЬ

По картинам «Сергий-Строитель», 
«И Мы не боимся»

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом у'зрит брата.

Стихотворение «Белый лобнор» по картине Н.К.Рериха «Указ Учителя». Белый лобнор — это белый гималайский орёл, который прилетает к ученику, сидящему на скале в ожидании Указа, и вещает ему. Ученик принимает Указ, в его фигуре решительность, стойкость и мужество — он будет его выполнять.

Указа с Гор не упусти —
Он не вернётся, гость крылатый,
Но встанет на твоём пути
Невозвратимою утратой.

Он белой птицей прилетит
И пропоёт тебе то слово,
Которое одно идти
Тебе поможет к жизни новой.

Он порученье принесёт,
Которое всего важнее;
С ним устремишься ты вперёд,
Отважным сердцем пламенея;

Указ неся перед собой,
Как держат факел ночью тёмной,
Как знамя, выступая в бой,
Несут рукою непреклонной.

Не дрогнув и не сбавив шаг,
Пойдёшь исполнить то, что надо.
Отступит пред тобою враг
И рухнет каждая преграда —

Лишь потому, что ты хранишь,
Как талисман, указ священный,
Который с горней Вышины
Тебе послал Благословенный!

И под конец, дорогие друзья, вы, наверное, спросите: «А зачем это всё? Нужна ли Живая Этика? Время ли сейчас этим заниматься? И те, кто этим заинтересуется, как могут с ней познакомиться?» Из многочисленных обращений к нам мы сделали вывод, что Живая Этика прежде всего нужна как мировоззрение. Очень тяжело жить без всякого мировоззрения, без понимания — для чего мы живём, куда идём, зачем мы здесь, как жить? Она даёт ответы на все эти вопросы и, прежде всего, говорит, что наша земная жизнь короче самой мимолётной остановки поезда.

Доктрина вечной жизни — доктрина перевоплощения, о которой говорят и древние Учителя человечества, и Рерихи. Вот, например, что говорит об этом древнейший Учитель Индии Кришна: «Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит. (...) Подобно тому, как Человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает Он изношенные тела и облекается в новые». «Преходящи лишь тела этого Вечного, который неразрушим и неизмерим». Когда мы знаем, что всё это пройдёт, но мы останемся и будем жить, — тогда перспектива меняется.

Вторая доктрина Живой Этики — это карма. Что такое карма? Это закон причин и следствий, причинно-следственная связь. У нас в России просто говорили: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Человек сам кузнец своего счастья». Живая Этика развивает эту доктрину. Она говорит: то, что содеяно в одной жизни, скажется в другой, а может быть и в этой жизни. Человек сам созидает свою судьбу, и поэтому пенять не на кого. Это приучает нас к тому, чтобы вести себя именно сообразно с этим законом, чтобы не нажить себе тяжкую судьбу. Если же у нас тяжёлые обстоятельства — мы начинаем понимать, что сами в этом виноваты.

Некоторые верующие люди становятся атеистами. Почему? Они говорят: «Бог несправедлив. Почему одни здоровые и красивые, а другие уроды и больные, калеки? Как же Он создал всех? Почему одни богатые, а другие голодают?» Живая Этика объясняет всё: значит, в прошлом мы это заработали, заслужили. Карма наш учитель: если мы не понимаем голодного и не даём ему поесть, значит, нам нужно поголодать самим, чтобы выработать сочувствие. Мы должны всё испытать или представить себе, каково это. Я знаю людей, которые сначала очень страдали от своей тяжёлой судьбы, но потом так с ней примирились, что из пессимистов превратились в оптимистов и стали верить, что их жизнь улучшится, что всё пройдёт. Уже одно это, не говоря обо всём прочем, что говорится в Живой Этике, делает нашу жизнь совершенно иной, люди преображаются. У меня есть близкая знакомая, у которой сын тяжело болен неизлечимой формой шизофрении. Пока она не знала Учения, её грызла змея зависти к другим матерям: «Почему у них нормальные дети, а мой сын такой?» Когда она поняла, что это закон космический — закон воздаяния, закон кармы, она совершенно примирилась с этим, и хотя, конечно, ей очень тяжело, но зависть совершенно покинула её.

Если вы захотите ознакомиться с Учением и спросите: «С чего начинать?» Сейчас вышло очень много книг подготовительного характера, потому что книги Живой Этики написаны своеобразным стилем, к нему надо привыкнуть, вчитаться и читать не один раз, очень вдумываться. Вышли три тома А.И.Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи», где систематически излагается Учение. Там говорится и о карме, и о значении мысли, которая также создаёт нашу судьбу, о перевоплощениях и об Иерархии Света, которая помогает нам идти по пути жизни. Если вы эти книги прочитаете, вам легче будет после этого ознакомиться с книгами Живой Этики. Должны выйти два тома Писем Е.И.Рерих, в которых она отвечает на вопросы тех, кто в своё время приобретал книги Учения Живой Этики и писал ей. Это вам тоже очень поможет.

Я очень хочу пожелать вам, чтобы ваша жизнь стала светлой и радостной. Всего вам светлого и доброго!

«Пусть творится всё во Благо!»


* Запись беседы с Н.Д.Спириной, по материалам документального фильма Новосибирского ТВ (1991 г.). Окончание. Начало см. в № 4, 2004.


Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Разное