Мысли на каждый день

Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения.

Знаки Агни Йоги, 52

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«Учить и любить — явление милости Бога»

Автор: Стройнова Юлия  



Теги статьи:  Наталия Спирина (о ней), музыка, работа с детьми

«...Люди, вступившие на духовный путь и достигшие больших духовных высот»1, являются для нас Светочами Мира. «Так, изучая земную жизнь Служителей Света и Им подражая твёрдо и неуклонно»2, находим ту узкую тропу, которая ведёт к Свету.

Мы должны воспитывать детей на примерах самоотверженного служения человечеству. Именно таким примером является для нас жизнь и деятельность Наталии Дмитриевны Спириной. Что требуется от нас? Дерзнуть хотя бы отчасти следовать её примеру.

Многогранная деятельность, всестороннее знание, духовная глубина и следование путём служения Общему Благу — всё это вмещала Наталия Дмитриевна. В этом сообщении мы расскажем о её педагогиче­ском опыте.

В книге «Зов» сказано: «Учить и любить — явление милости Бога»3. В 16 лет Наталия Дмитриевна получила аттестат о присвоении ей звания домашней учительницы, в 22 года она стала «свободным художником» в области музыки и начала давать частные уроки. В Харбине Н.Д.Спирина работала в Институте иностранных языков, преподавала русский язык китайским студентам. C 1959 года, приехав в СССР, работала педагогом в детской музыкальной школе.

С самого раннего возраста Наталию Дмитриевну окружала музыка, которую она очень любила. С 7 лет начала обучаться игре на фортепиано. Она вспоминала: «Я училась на старшем курсе, и у нас уже была педагогическая практика. Нам давали отстающих учеников. Мы репетировали, а затем приводили к ведущему педагогу, и та проверяла, как мы их учим. Это дало мне очень большой навык к преподаванию, а потом я имела и своих личных учеников». «Мне хотелось преподавать. Мне хотелось передать детям то, что я поняла, что я полюбила, чтобы и они полюбили музыку. И это было так радостно, когда ребёнок приходит, сначала пальчиком пошевелить не может, а потом вдруг из-под этих пальчиков начинают звучать какие-то пьески. Родители в восторге, ребёнок ещё пуще, и все радуются. Я всегда считала, что музыку надо преподавать радостно».

В «Агни Йоге» сказано: «Труд радостный является успешным в несколько раз»4. «...Радость работы есть лучшее пламя духа»5. И образцом такого отношения к труду является для нас Наталия Дмитриевна. Она говорила: «Невозможно зажечь другого без наличия своего огня. Мы знаем о бесконечной делимости язычка пламени, когда от одной зажжённой свечи может возжечься бесчисленное количество других источников света. Но для этого свеча должна гореть»6.

Огонь сердца Наталии Дмитриевны пылал и зажигал окружающих. Препятствий и трудностей на пути Светоносца всегда немало, но они не могут помешать ему дарить свет любви и радости окружающим.

Когда Н.Д.Спирина приехала в Новосибирск, она сразу же пошла в музыкальную школу; директор сказал не задумываясь: «Подавайте заявление». Наталия Дмитриевна вспоминала: «Я сразу же приступила к работе. И когда я стала преподавать там фортепиано, мои коллеги мне говорили: «Вам что, больше других надо? Почему Вы так работаете — по 45 минут?» (Урок длился 45 минут. Отношение многих учителей к своей работе было небрежным.) Они говорили детям: «Ты поиграй», а сами шли в учительскую и болтали там. А я все 45 минут отдавала ученику, и мною были недовольны мои коллеги».

Но зато дети всегда стремились к Наталии Дмитриевне, они очень хотели у неё учиться, с удовольствием шли на занятия. Встречая на улице, с радостью подбегали и даже обнимали её (Наталия Дмитриевна не запрещала им этого); рассказывали о своих бедах, делились своими секретами.

Н.Д.Спирина работала на две ставки, а это — 24 ученика, и очень часто ей доставались не самые лучшие, а конфликтные, от которых отказывались другие учителя.

Родители всегда тепло относились к Наталии Дмитриевне и с большим удовольствием отмечали, что дети с радостью бегут на занятия. Мама одного мальчика спустя годы с благодарностью вспоминала о том, что сын учился у такого высококультурного человека, отмечая, что всем хорошим, что есть в её сыне, он обязан только Наталии Дмитриевне.

Вот как описывала годы учёбы у Наталии Дмитриевны одна из её учениц: «Не так уж часто на своём жизненном пути можно встретить человека, общение с которым давало так много и оставляло бы след. Так уж повезло, что благодаря случайности Судьбы мне посчастливилось попасть в музыкальный класс Наталии Дмитриевны. Что это был за класс, что это были за годы! Хотелось идти на урок, хотелось, чтобы урок не кончался. У нас был очень дружный музыкальный класс, и уроки были всегда радостью, а отчётные концерты в конце года всегда превращались в торжество музыки, веселья. Родители, переживающие за своих детей и старающиеся всё сделать для дорогого ребёнка, усиливали праздник, подкрепляя его тортами, пирогами, пирожными... И во главе всего была Наталия Дмитриевна, организатор программ и концертов.

Она — удивительный человек. Знание музыки и педагогические особенности могут быть понятны: такова специальность, любимое дело, которому она служит; но ещё к ней привлекает блестящее знание языков, поэзии, живописи, любовь к цветам, книгам, к жизни, и желание отдать людям всё, что у те­бя есть — свои знания. Ещё следует упомянуть о редчайшем качестве Наталии Дмитриевны — умении сопереживать. Касается ли это успеха в викторине «Знатоки поэзии», успешно сданного экзамена, защиты диссертации. И неудач тоже...

В день рождения Наталии Дмитриевны, весной, в светлом месяце мае, дверь в её квартиру не закрывается. Идут ученики всех поколений, знакомые, друзья. И дарят книги, цветы, а она печёт удивительные пироги. Весь вечер не смолкают разговоры о театре, премьерах, живописи» (М.В.Робинсон).

Администрация школы, в которой Н.Д.Спирина проработала до пенсии, так отзывалась о ней: «...Наталия Дмитриевна Спирина — ветеран нашей школы, человек, посвятивший свою чудесную жизнь двум главным статьям: музыкальной педагогике и изучению и пропаганде творчества Н.К.Рериха и его семьи. (...)

Поучительна, интересна судьба этой женщины, УЧИТЕЛЯ, рериховеда, лектора, экскурсовода, собирателя, пропагандиста, а самое важное — замечательного, интересного, доброжелательного, глубокого человека. (...) Много сил и здоровья, выдумки и изобретательности, доброжелательности, требовательности вкладывала она в своих учеников. Зачастую ей отдавали учеников, с которыми уже никто не мог справиться, а Наталия Дмитриевна справлялась. Умела она развить творческую жилку, разжечь огонёк энтузиазма и поиска в своих учениках».

Сохранились записи бесед с Наталией Дмитриевной, где она рассказывает о своей работе с детьми.

«Зная о значении радости, я старалась, чтобы мои занятия музыкой с детьми были для них радостными; если ребёнок входил в мой класс на урок без улыбки, я ставила это себе в вину, и именно в том, что мне не удалось до сих пор сделать эти занятия для него привлекательными. Когда в дневнике приходилось ставить оценку, я всегда спрашивала ученика — как он сегодня играл, хорошо ли приготовился; и обычно ученик сам честно сознавался в том, что плохо приготовил урок, и понимал, почему получил отрицательную оценку. Также я старалась, чтобы ученик понял, что когда он играет хорошо, он не только зарабатывает хорошую оценку, но и доставляет удовольствие другим, становится для них привлекательным»7.

Наталия Дмитриевна никогда не сердилась и не раздражалась на своих учеников. Она говорила: «Важно, чтобы вокруг музыки была радость».

«Два компонента очень важны — отношение к детям и отношение к музыке. Дети очень чувствительны к справедливости. Когда живёшь по Живой Этике, то ко всему отношение совсем иное; это не были просто казённые ученики, которых я обязана учить — это были дети, близкие мне. Потому что Живая Этика — это близость всех во всём, всё едино: «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я». Это были мои детишки, я их жалела, понимала, что им очень трудно, ведь даровитых детей мало, большинство из них очень среднего уровня. Им так трудно сесть прямо, поставить пальцы правильно, смотреть в ноты, играть. Я их жалела, иногда и повеселю немножко, но это веселье, конечно, было очень требовательное. Они шли охотно, прямо бежали на уроки, не было такого, чтобы их заставляли».

«Когда к тебе расположен кто-то, тебя это поддерживает, а если приходит ученик и тебя ненавидит, то каково же учителю, как ему должно быть тяжело, как тяжелы должны быть эти вибрации, которые исходят от ученика. А когда ученик приходит и улыбается, тебе легче с ним справляться, не так устаёшь».

«Я всегда своим ученикам давала «четырёхручные» пьесы, они их очень любили, ходили друг к другу, репетировали эти пьесы, потом с ними выступали на школьных концертах, на родительских собраниях. Собрания я всегда делала с концертами, чтобы показать родителям нашу работу в действии, а не только отчитаться — кто двойки получает, а кто тройки. Это всех очень интересовало, и дети с удовольствием играли в четыре руки, и весь класс благодаря этому сдружился».

«Я приучала своих учеников слушать музыку. Когда они приходили, я ставила им пластинки, ведь важно научить ученика не только слушать, но и слышать. При этом можно комментировать, рассказывать что-то перед слушанием; это я считаю очень важной частью музыкального обучения».

Когда Наталию Дмитриевну спросили: «Что бы Вы порекомендовали для воспитания музыкальности в детях; с чего начать?» — она ответила: «Дети с самого начала своей жизни должны слышать хорошую музыку. Они очень реагируют на ритм. Можно приучать детей к танцевальным движениям, приплясывая и подпевая вместе с ними. Они будут подражать и стараться тоже изобразить подсказанные музыкой движения. Стараться, чтобы де­ти не слышали грубой «музыки» в кавычках, не привыкали к ней, а наоборот — отталкивались и видели, что родителям эти звуки тоже неприятны. Чтобы в тех случаях, когда она звучит, они видели отрицательную реакцию родителей, что на них безусловно действует; и тогда и сами начнут реагировать соответственно»8.

Наталия Дмитриевна вспоминала, что когда она уходила на пенсию, ученики своими силами поставили концерт, посадили её на почётное место и выступали. Они подарили ей торшер. «И как они меня провожали: одна из учениц шла с торшером впереди, а сзади шла вся колонна моих учеников со мной во главе. Это было торжественное шествие. Все прохожие смотрели. Мы пришли на мою квартиру, водрузили там торшер, и праздновали потом, ели вкусные вещи, сладости, в общем, гуляли. Вот так меня проводили».

Уйдя на пенсию, Н.Д.Спирина не оставила свою преподавательскую деятельность, она давала частные уроки детям, родители которых не хотели отдавать их в музыкальную школу.

Многие ученики, встречаясь с Наталией Дмитриевной спустя годы, с радостью вспоминали школьное время и говорили ей с благодарностью: «Вы были добрая и весёлая».

Приведём отрывок из доклада Н.Д.Спириной на педагогическом семинаре Сибирского Рериховского Общества, Основателем которого она является.

«Идя к детям, надо начинать не с них, а с самого себя. Что мы несём им в себе? Этим обуславливается успех или неуспех дела. Зажечь дpугого может лишь тот, кто гоpит сам. «Детское сеpдце знает, что гоpит и что потухло». Научить любить тот пpедмет, котоpый учитель пpеподаёт, он может только сам пламенно любя этот пpедмет. «Не уpок заданный, но совместное с учителем устpемление даст миp чудесный». Увлечённость заpажает; добpота вызывает ответную pе­акцию; кpайняя заинтеpесованность учителя в пpе­подаваемом пpедмете непpеменно заинтеpесует в нём и учеников.

Дети очень подpажательны. Они воспpинимают и часто копиpуют и внешние пpоявления педагога — его манеpу деpжаться, говоpить, жестикулиpовать. Внешняя культуpа поведения способствует и ведёт к внутpенней духовной культуpе, так же как внутpеннее благоpодство влияет на манеpу поведения. Всё взаимодействует, и эта взаимосвязь должна быть осознана и осуществлена. И там, где слова не всегда доходят, там взгляд, жест, интонация голоса (тон, как говоpят, делает музыку) может дать неожиданные pезультаты. Закон взаимности действует: взаимоуважение, взаимная любовь, взаимопонимание, сочувствие, то есть умение состpадать и соpадоваться, — всё это пpивлечёт детей и сделает пpедмет пpеподавания более доступным для понимания, более усвояемым.

В какой бы фоpме мы ни внедpяли Живую Этику в детское сознание, независимо от их возpаста, не­пpеменным условием будет несение света в нашей ауpе; света, котоpый благотвоpно повлияет на ауpы учеников. «Пылайте сеpдцами, твоpите любовью!» Дpугого пути нет»9.

«Почтим Великих Деятелей Общего Блага за Их дела и поймём, что если бы не Они, мир потонул бы во мраке. Им подражая, входим в орбиту Их дел, далеко не кончающихся со смертью каждого из Них»10. «Они Жили на Земле в обычных и часто очень тяжких условиях жизни, но, несмотря ни на что, высоко Несли сияющий светильник духа и Оставили человечеству бесценные духовные сокровища. Им подражая в мере какой-то и следуя Указанными Ими путями, каждый может по силам своим уподобиться этим Великим и Землю украсить жемчужным узором своего духа»11.


1 Н.Д.Спирина. Отблески – 2002. Новосибирск, 2003. С. 105.
2 Грани Агни Йоги. XIII. 471
3 Листы Сада М. Зов. 7.05.1921.
4 Агни Йога. 572.
5 Там же. 459.
6 Н.Д.Спирина. Отблески – 1994. Екатеринбург, 1997. С. 37.
7 На Восходе. 2003. № 9. С. 14-15.
8 Там же.
9 Н.Д.Спирина. Отблески – 1993. Екатеринбург, 1997. С. 30.
10 Грани Агни Йоги. IV. 289.
11 Грани Агни Йоги. XIII. 423.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Н.Д. Спирина