Начиная что-либо, всегда предпосылайте удачу, страшная разрушительная сила заключается в сомнении и недопущении. Рерих Е.И. Письмо от 23.02.1937 |
«Опять берёт Его дьявол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам Тебе, если падши поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»»1.
В этом повествовании из Евангелия описаны три искушения: славой, богатством и властью. Как в великом, так и в малом. И мы подвергаемся, помимо прочих искушений, и этим трём, наиболее кардинальным. Царь Соломон, названный премудрым, имел все эти блага — славу, власть и богатство — в полной мере и сказал: «Всё суета сует и томление духа». И было у него кольцо с надписью на камне: «И это пройдёт».
Всё, что непрочно и невечно, не имеет истинной ценности. Тщеславные и честолюбивые люди находят в славе своё удовлетворение. Она — конечная цель их усилий и устремлений. Но слава сменяется бесславием или забвением, и в мир иной она за человеком не последует, и там он не будет пожинать её плоды. Подлинные деятели и творцы творят свои дела не ради славы, а ради любимого дела. Пушкин писал: «Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум...» И далее там же: «Ты сам свой высший суд...» Ничто подлинно великое не было создано во имя славы, а если она приходила, то творец понимал её цену.
Говоря о богатстве, вспоминаем евангельский рассказ2 о том, как к Христу подошёл некто и спросил Его, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. При этом он добавил, что выполняет все заповеди от юности своей. Христос ответил, что ему одного не достаёт: продать всё, что имеет, и раздать нищим, и он будет иметь сокровище на небесах. «И приходи, последуй за Мною, взяв крест». «Он же, смутившись от сего слова, отошёл с печалью, потому что у него было большое имение». И Христос сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!»
Богатство ещё более временно и непрочно, чем слава. Если бывает, что слава продолжается и после ухода человека с земного плана, то богатство кончается с этим уходом и теряет всякий свой смысл и ценность. Об этом сказано в Священном Писании: «Ты думаешь, что ты богат, но ты нищ, и слеп, и наг». Таким предстаёт богач в Мире Надземном. Он посвятил всю свою земную жизнь приобретению того, что за её пределами ничего не сто'ит. Живая Этика призывает: «Динарий, проклятий дитя, не заграждай путь Света. Динарий, не умаляй явление чистое»3.
В Учении указано, что богатство «не будет спутником мысли. Самые, казалось бы, тяжкие условия способствуют углублению мысли. Ущерб средств благоприятствует утончению сознания»4. Далее об этом говорится: «Особенно осторожно отнеситесь к пророкам-богачам, по существу, их не существует. Конечно, Мы не можем уморить вестника голодом, но земное богатство со всеми тягостями пусть не будет Драконом у Порога. Вспомним, что Аполлоний был богат, но лишь для отдачи богатства...»5 Теперь, в период превозношения денег, особенно важно найти понятию богатства должное понимание и должное место в жизни, чтобы оно не стало для нас искушением.
Самое опасное и сильное искушение — это искушение властью. Властолюбие гнездится под разными личинами, и не всегда человек может его распознать. Начиная с большой политики и кончая малым кругом личной жизни, этот демон пытается утвердить себя. Бедствия, причиняемые им, неисчислимы. Страшные войны, опустошительные нашествия, убийства и злодейские заговоры — всё совершается во имя достижения власти. Но забывают, что она так же призрачна, как слава и богатство, и так же кончается со смертью властелина. Христос говорил: «Царство Моё не от мира сего», но властолюбцам нужен именно мир сей.
В Учении сказано, что «всё глупое и всё тщеславное к власти устремляется». Но для высоких духов власть — жертва. Там же приводятся примеры такой жертвы6. Светочи Мира оставались правителями и духовными водителями не ради власти над людьми, но ради помощи им.
В какой бы сфере деятельности человеку ни приходилось принимать участие в качестве руководителя, всегда существует опасность поддаться искушению властью. И когда деятель поддаётся ему — происходит, в конечном итоге, ущерб для дела, которому он призван служить, а не господствовать. Каждый действует или во имя своё, или во имя дела, и этим определяется его подлинная ценность и значимость.
И под конец ещё раз вернёмся к словам Христа, сказанным искусителю: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». И «тогда оставляет Его дьявол, — говорится далее, — и Ангелы приступили и служили Ему»7.
*«Круглый стол» Сибирского Рериховского Общества 27.02.2005.
Впервые это выступление прозвучало 27.08.1995.
1 Евангелие от Матфея. 4: 8-10.
2 Евангелие от Марка. 10: 17-23.
3 Листы Сада М. Зов. 31.03.1923.
4 Аум. 287.
5 Сердце. 588.
6 Листы Сада М. Зов. 23.09.1922.
7 Евангелие от Матфея. 4: 10,11.