Мысли на каждый день

Несмотря на трудности, храните высшую радость подвигу. Эту радость подвигу нужно воспитывать в себе и других. Это самое главное, ибо лишь в этом залог спасения человечества, залог наступления Нового Мира!

Рерих Е.И. Письмо от 16.07.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«АЛТАЙ. СТУПЕНИ ГРЯДУЩЕГО»

Автор: Лихачёв Виктор  



Теги статьи:  Алтай, наука, археология, выставки

«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего» — так писал Николай Константинович Рерих. Не случайно новая выставка, открывшаяся в Музее Н.К.Рериха, названа «Алтай. Ступени грядущего». Открывая для нас наслоения вековых пластов культуры Алтая, она же увлекает к созданию прекрасного суждённого будущего.

Ценность выставки состоит в том, что родилась она в сотрудничестве таких учреждений, как Музей археологии и этнографии СО РАН, Музей Н.К.Рериха в Новосибирске и Музей истории, литературы и искусства Алтая (г. Барнаул). Именно сотрудничество науки, культуры и искусства будет складывать ступени грядущего расцвета Алтая, Сибири, России и всего мира.

Само рождение выставки было необычным: от прекрасных фотопейзажей Алтая, автором которых является доктор исторических наук, археолог Владимир Дмитриевич Кубарев, выставка выросла до обширной экспозиции, включающей экспонаты раскопок древних курганов (V – IV вв. до н.э.), фрагменты наскальных рисунков, каменные изваяния и предметы археологических раскопок из личной коллекции Николая Константиновича Рериха.

В.Д.Кубарев, предоставивший основные материалы для экспозиции, — человек увлечённый и влюблённый в свою профессию и в Алтай — сокровищницу сибирскую; он накапливал свои знания и впечатления десятки лет. Всё это реализовалось в лекциях и докладах, в книгах и статьях, в уникальных фотографиях предметов археологических изысканий и мест, где они проводились. В его трудах — не сухое наукообразное изложение фактов, но восхищение творчеством древнего человека, красотой предметов, сделанных его руками. Именно любовь к прекрасному, восхищение и бережность к сокровищам природы чувствуется во всех фотографиях, сделанных Владимиром Дмитриевичем. Закаты и восходы, горы, степи, реки и леса — вся широкая палитра природы Алтая предстаёт перед нами. Здесь же снимки священных алтайских мест, сохранивших предания старины и древние поверья. Фотографии отразили ту чистоту и радостную восторженность, какая бывает у чутких людей при встрече с миром прекрасного. Видимо, эта способность удивляться и радоваться красоте и является одним из источников, питающих вдохновение и труды Владимира Дмитриевича.

Надо отметить, что все эти фотографии вызвали восторг у Наталии Дмитриевны Спириной, когда были ей показаны. Она восхищалась этой красотой Алтая и необычностью будущей выставки, утверждая её значение для людей.

Один из обширных разделов выставки посвящён петроглифам — наскальным рисункам древности, в которых отображён весь мир, окружающий человека тех времён. Это сцены охоты и сражений, изображения животных, сцены захоронения и прощания с умершими — целая галерея каменной летописи прошлого. Каждый из народов внёс свой вклад в эту необычную летопись.

Интересны материалы, посвящённые так называе­мым «каменным бабам» — монолитным изваяни­ям, которые можно встретить в разных уголках нашей планеты. У Н.К.Рериха есть картины, на которых изображены эти памятники древности: «Страж чаши» (1928), «Страж пустыни» (1941).

Особый интерес на выставке вызывают предметы из алтайских курганов, пробуждающие мысли о высоком уровне культуры людей прошлых веков. Что вдохновляло древнего человека так утончённо творить свой обиход и уделять красоте столько внимания? Одежда, украшения, конская упряжь, оружие и орудия труда — всё несёт на себе следы сознательного творческого подхода. Мало искусно вырезать из дерева изящные изделия — нужно ещё тщательно облицевать их тончайшим золотым листом, украсить драгоценными камнями, дать орнамент по краю,
насытив его до предела сложностью линий и переплетений. Чтобы это сделать, нужно иметь богатые традиции, воображение и любовь к прекрасному. В.Д.Кубарев отмечает, что каждый найденный в раскопках предмет — это словно встреча с другой планетой, с другой культурой. «Мне повезло найти в первом же кургане предметы и украшения, исполненные красоты и изящества. Это и предрешило мою увлечённость археологией», — говорит он.

Вспоминаются слова Николая Константиновича Рериха о его первых археологических раскопках и прикосновениях к предметам старины: «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое и непосредственное касание к предмету большой древности. Никакое книжное изучение, никакие воспроизведения не дадут ту благодетельно зажигающую искру, которая зарождается от первых непосредственных прикасаний»1. Именно эти предметы, добытые в раскопках самим Н.К.Рерихом в первые годы ХХ века, представлены в экспозиции вы­ставки: наконечники стрел и дротиков, скребки, ножи.

Размышляя об истоках искусства, Н.К.Рерих писал: «Общечеловечен путь искусства. Откровения к не­му — через иероглифы древнейшего понимания красоты; через царство камня. (...) Тогда знали многое, что нам ведать не суждено. (...) Человек веков камня родил начала всех блестящих культур. (...) Всё пошло от него. (...) Стремление обдумать всю свою жизнь, оформить её всю, всю довести до стройной гармонии. Эти искания близки древнейшему человеку»2.

Археология дала Рериху-художнику много творче­ских замыслов. В экспозиции выставки представлены репродукции картин, сюжеты которых рассказывают о жизни древних людей: «Задумывают одежду», «Сходятся старцы», «Идолы». А в картинах «Меч Гесэра» и «Знаки Гесэра» Рерих с достоверностью археолога воспроизводит древнейшие наскальные изображения.

Эта необычная выставка поможет открыть мир прошлого художнику и учёному, фотографу и философу и каждому ценителю красоты во всех её проявлениях.

Виктор ЛИХАЧЁВ


Сибирское Рериховское Общество сердечно благодарит доктора исторических наук Владимира Дмитриевича Кубарева, Институт археологии и этнографии СО РАН, Музей литературы, истории и искусства Алтая (г. Барнаул) за предоставленные работы и экспонаты.

Приглашаем всех в Музей Н.К.Рериха в Новосибирске на выставку «Алтай. Ступени грядущего», которая продлится до 25 марта 2005 года.


1 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 149.
2 Н.К.Рерих. Пути благословения. М.: Сфера, 1999. С. 45-46

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Вести с Алтая