Качества духа – это нити, протянутые из далёкого прошлого в бесконечность будущего. И бесконечен их рост. Грани Агни Йоги, 1963, § 108 |
Не утихает волнение людей вокруг Записей Бориса Николаевича Абрамова, изданных под названием «Грани Агни Йоги». Огонь, возжённый победителем, не даёт покоя людям. Вдумчивых, добросовестных исследователей он окрыляет и зовёт на подвиг, обывателей и любопытных — смущает и заставляет роптать. Есть и те, кто оскорбляет и чернит носителя огня. Равнодушных нет — и это главное.
Следует отметить, что мнения о Записях Б.Н.Абрамова весьма противоречивы между собой. В данной ситуации есть, по крайней мере, два пути. Первый — подчиниться авторитетному мнению и повторять то, что им утверждается. Второй — самостоятельно исследовать проблему. Следовать вторым путём призывал своих учеников Будда. «Поэтому я учил вас, — говорил Будда, — не верить только потому, что вы слышали, но только тогда, когда это проверено и принято вашим сознанием»1. Идя первым путём — рискуем стать «флюгаркой» для ветра. Идя вторым путём — непременно накапливаем опыт и знания, которые навсегда останутся с нами, и мы, по мере их накопления, перестанем зависеть от авторитетных мнений, то есть станем свободными. Вышесказанное не есть отрицание Иерархии, но есть призыв к самостоятельному движению и утверждению на Иерархии. Истина не пострадает от исследований, а наоборот, утвердится, ибо только опытное, достоверное знание и ценность труда дают утверждение.
Кто серьёзно изучал Записи Б.Н.Абрамова, может однозначно сказать, что это — хронологические записи ученика, идущего победоносным путём практического применения Учения Агни Йоги под непосредственным руководством своих Учителей. В Записях чётко видны те же основы, та же нарастающая спираль роста духа, что и в Учении Агни Йоги; устремление в будущее и труд на Общее Благо; мощный упор на преображающую силу мысли и самосовершенствование внутреннего человека; любовь и сострадание к ближнему; тот же завет: «Трудись, твори благо, чти Иерархию Света...»2.
Ошибочно рассматривать Записи как некое продолжение или пояснение Учения Агни Йоги, данного через Е.И.Рерих. Те, кто так считают, никогда серьёзно не читали и не изучали «Грани Агни Йоги». Наталия Дмитриевна Спирина, ученица Бориса Николаевича Абрамова, пишет: «...Записи незаменимы, как спутники книг Живой Этики. Они делают книги ближе к нам. Тот же неиссякаемый поток мысли Учителя струится через них, и, воспринятый ближайшим к нам иерархическим звеном, становится доступнее для нас. В помощь последователям, идущим за Основоположниками по сложным, извилистым тропинкам земной жизни, самоотверженным труженикам Общего Блага, даются эти труды. И по мере продвижения по пути духа они будут всё более и более оценены»3.
Земная жизнь Б.Н.Абрамова была очень тяжела и делилась на внешнюю — полную страданий, невзгод, одиночества, и внутреннюю — полную Света и подвига. 19 сентября 1960 года Б.Н.Абрамов записывает Сообщение: «Закаляю и Испытываю на всём, что подручно. И Радуюсь, видя, что с пути отклонить ничто уже не может. (...) Твоё ещё всё впереди — не в плотном, но выше. Не плотного ради, но выше творится твой подвиг и труд. Как же иначе назвать, как не подвигом, путь, когда среди мрака один и всеми оставлен, и помощи нет от людей ни близких, ни дальних. Во Мне устоять в условиях этих — есть подвиг»4. Во внешней жизни Борис Николаевич платил последние долги и под её ударами ковал победоносный меч духа. Внутренняя жизнь была наполнена подвигом на Общее Благо и сокрыта им самим и теми, кто был рядом. Рерихи знали, кто есть Абрамов. Встреча Б.Н.Абрамова с Н.К.Рерихом решила его судьбу бесповоротно. Ему был дан знак высокого доверия — кольцо ученика. Николай Константинович сообщил об Абрамове Елене Ивановне Рерих. А Елена Ивановна не ошибалась в людях. «Нужно помнить, насколько каждое указание Ур[усвати]* правильно и каждое чувство имеет основание. Не только огненные извержения и землетрясения, но даже далёкие ураганы показываются на ощущениях, и эти ощущения безошибочны, ибо сознание огненное прикасается чутко ко всему. Нет ошибок в определении людей. Так каждый покажет сущность свою огненному сознанию»5. С того времени Б.Н.Абрамов находился в постоянной переписке с Е.И.Рерих, о чём свидетельствуют её письма к нему. Одно из них опубликовано в четвёртом томе «Писем Е.И.Рерих». Приведу только два фрагмента из этого письма: «...Но не было дня, чтобы не вспоминала и не думала о Вас. (...) Несомненно, что нечто большое связывает меня с Вами, ибо иначе не укрепилось бы это памятование. Да и Сам Вл[адыка] Сказал: ''Напиши им''. (...) Пишите о всех Ваших наблюдениях и духовных переживаниях и записывайте их. Всё это чрезвычайно важно и с годами сложится в замечательную хронику»6.
Ради одного такого письма стоит трудиться многие жизни, а оно было далеко не единственным. Все письма Е.И.Рерих к Б.Н.Абрамову наполнены любовью и утверждением его устремления по избранному им пути. Увидеть эти тексты широкому читателю пока нет возможности, они сокрыты в архивах. Но частичные выписки были опубликованы ранее.
Несостоятельно утверждение, что Записи — это «сочинения». Утверждающим это можно привести простой довод: о всех сочинителях, медиумах, мистиках и тому подобных, встреченных на пути, Е.И.Рерих предупреждала сотрудников однозначно. С Абрамовым дело обстояло совсем по-иному. Пример этот — не исключение, а скорее правило. На Востоке есть закон о невыдаче сокровенного. Там даже предпочитают солгать, нежели что-то выдать до срока или профанам. Трудно себе представить умножение всей тяготы земного пути, если бы Абрамова широко утвердили при жизни. Его бы не оставили в покое ни почитатели, ни враги. Не в широкой известности заключён был смысл его земной жизни: для будущих всходов совершался подвиг посева семян. Ради дела Общего Блага охранён был Б.Н.Абрамов.
Не земными мерами строятся пути Мира Высшего. В своё время охранённое зерно дало свои добрые всходы и стало «деревом, так-что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его»7. Эти всходы видимы на земле всем, желающим видеть.
Есть достойный продолжатель дел — ученица Б.Н.Абрамова Н.Д.Спирина. Под её непосредственным руководством работает Сибирское Рериховское Общество, осуществляется методом народной стройки создание двух Музеев Н.К.Рериха — в Новосибирске и на Алтае; издаётся необыкновенной красоты журнал «На Восходе», пишутся статьи и стихи на темы Учения Живой Этики, проводятся «круглые столы». «Явление Цепи Иерархии строится исполнением Высшей Воли»8.
До последнего дня пребывания на земле Борис Николаевич Абрамов выполнял священный долг Воина Света. Он перешёл поток жизни и вступил на берег к Учителю Света.
* Имя, данное Е.И.Рерих.
1 Н.Рокотова. Основы буддизма. Новосибирск, 2001. С. 51.
2 Иерархия. 373.
3 Б.Н.Абрамов. Устремлённое сердце. Новосибирск, 1997. С. 139.
4 Грани Агни Йоги. I. 19.09.1960.
5 Мир Огненный. I. 166.
6 Е.И.Рерих. Письма. IV. М: МЦР, 2002. 14.04.1936.
7 Евангелие от Матфея. 13: 32.
8 Агни Йога. 661.