Притяжение возможностей неминуемо там, где все силы напряжены. Рерих Е.И. Письмо от 15.01.1930 |
Женщина... Сколько о ней сказано и написано! Она — символ красоты и доброты, материнства и вдохновения, женственности и нежности, изящества и утончённости. Чистоту и свет, сострадание и верность несёт миру женщина...
Сколько подвигов, дел необычных совершено во имя женщины! Сколько художников, мыслителей, поэтов вдохновляла она на лучшие творения, которые живут в веках, восхищая и вдохновляя нас!
Если б Богом я был, То и знал бы, что творил Женщину! Если б скульптором стал, Высек бы из белых скал Женщину! Если б краски мне дались, Рисовала б моя кисть Женщину!
Так воспевал женщину в своих стихах Василий Фёдоров.
«От древности и до сего дня» можно проследить ведущую роль женщины во всей истории человечества. «Перечислять совершённое и вдохновлённое женщиной, значило бы описать историю мира»1, — отмечал Н.К.Рерих.
«Во всех областях науки, искусства, общественного строительства и управления, — писала Елена Ивановна Рерих, — женщина показала, что... она может достигать самых больших высот» и править народами не хуже мужчин. «Так и правление женщины-фараона Хаштепсут, по количеству проведённых ею благих реформ превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым правлением подготовила победы Тутмеса III?»2 Вспомним несравненную Нефертити, помогавшую своему мужу в управлении страной, в осуществлении многих реформ. Величественная, гордая и нежная, со взором, устремлённым в вечность. Ушло в небытие могущество фараонов, но не меркнет очарование Нефертити, ставшей подлинным символом женской красоты. Через толщу веков её образ словно восстал из пепла, волнуя наше воображение. «Описывать бесцельно — смотреть», — пишет археолог Бордхард, нашедший цветное ваяние Нефертити. Мы, люди 21 века, обязаны ей нашему возросшему интересу к египетскому искусству.
«...Следовало бы упомянуть и гениальную математичку Софию Ковалевскую... (...) Но, кроме исключительных математических способностей, она была и писательницей»3, и первой женщиной-членом Петербургской Академии Наук. «Не забудем и гениальную Ел[ену] П[етровну] Блаватскую, ещё не получившую достойного признания. Также и Марию Кюри-Складовскую»4, совершившую научный подвиг.
Елена Ивановна Рерих, эта великая женщина, воплотившая в себе всё самое возвышенное — и мысли, и душу, и внешность. Была прекрасной матерью и добрым гением своей семьи — водительницей всех троих; являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины; она и в самой России, и во время странствований жила служением Родине.
Жена — это друг и спутница на путях мужчины, его вдохновительница, его Муза. Н.К.Рерих, этот величайший художник, говорил, что его картины следовало бы подписывать двумя именами — мужским и женским. Именно ей он посвящал свои книги: «Жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице...»
Русский народ дал ряд замечательных подвижниц в разных областях жизни. Вспомним имена таких героинь-тружениц, как Дашкова, Морозова, Тенишева, которая собрала и сохранила для России бесценные предметы народного творчества.
«А сколько было и есть талантливых артисток, художниц, поэтесс среди всех национальностей! Сколько мудрых правительниц, воительниц и великих подвижниц! (...) К слову вспомним и оклеветанный облик Аспазии. Сократ называл её своим учителем, и великий Платон достойно помянул её в своих сочинениях»5; воинственную Жанну Д’Арк — всех тех женщин, которые от дальних миров и до нынешнего дня служили человечеству своими замечательными дарованиями и познаниями.
Женщина... «Она ведёт, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являя пример синтеза»6. «Сердце женское живёт не одними словами, но подвигом. Так было во всей истории человечества»7. Облик Терезы Авильской тому пример. Она была прекрасна «в совмещении лучших человеческих качеств. Она излучала свет небесный, и тьма отступала, и расцветали сияющие цветы духа»8.
Изучая историю Руси, встречаемся с понятием святой благоверной княгини — образом женской святости, который знала и любила Древняя Русь. Святых княгинь чтили не за знатность. Они являли идеал христианской женственности, служили образцом и примером для подражания.
Среди житейских трудностей несёт женщина свет и тепло своего сердца. Как сказано в старинных книгах о долге женщины: «Стоять свечою на свещнице и светить всем в доме». Всевмещающее женское сердце отзывается на все беды человеческие. Женщина никогда не была в стороне от жизни своего народа. Она не только мудрая мать и воспитательница, но и охранительница всего прекрасного, вдохновительница на достойный подвиг.
Вспомним жён декабристов, последовавших в Сибирь за осуждёнными мужьями. Ими двигала не только любовь к мужьям, но и высокое сознание общественного долга, представление о чести и мужество терпения. Это классические образцы самоотверженной любви, самопожертвования и необычной энергии, образы, какими вправе гордиться страна. Их подвиг и сейчас вызывает преклонение. В поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины» в уста Марии Волконской поэт вложил такие слова:
Чиста наша жертва, мы всё отдаём Избранникам нашим и Богу. И верю я, мы невредимо пройдём Всю трудную нашу дорогу...
Вспомним, когда мы обращаемся к женщине? «Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчёты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчётливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце...»9
Во все века женщина была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью, безграничной печалью. Её звали Лаура, Елена, Нефертити, Ольга, Наталия, Мария... Многие из женских имён стали символами: преданности и верности — Пенелопа, красоты и женственности — Елена, вдохновения и почитания — Лаура, мудрости — Ольга, всепокоряющей любви к людям — Мария.
Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звёздной, Ты — в наших безднах образ божества! Мы для тебя влачим ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся от века на тебя! В.Брюсов
Подлинное величие женщины незыблемо и неоспоримо. Оно в Красоте. Красота — начало всех начал.
Вспомним прекрасные образы Мадонн, воспетые поэтами, художниками... Они являют нам мир тишины, покоя и сердечной щедрости; чудо материнства, глубину души женщины, женственность — идеал красоты. Образ чудесный и незабываемый.
Когда писали мастера Мадонн — В руках смычками становились кисти. Кладя мазки и подбирая тон, Они касались недоступных истин. Но песни красок, звёзды мастерства — Должно всё это с чем-то третьим слиться. Кто достигал в полотнах Божества, Сперва боготворил земные лица! И.Рядченко
«Всё прекрасное в мире от женщины». В Индии говорят: «Каждая женщина есть матерь мира».
Н.К.Рерих в статье «Женщинам» пишет: «Помните, женщины, помните, матери, жёны и сёстры, сколько прекрасного должно объединять вас. (...) Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. (...) Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесёте священное слово "Культура"»10.
Ум и талант, мудрость и самоотверженность женщин — это проявление материнства и красоты её души. Пусть женщина, стремясь к своему высокому предназначению, «сохранит всю красоту женского облика, — пишет Е.И.Рерих, — пусть не утеряет мягкости сердца, тонкости чувств, самопожертвования и мужества терпения»11, прежде всего, начнёт воспитывать в себе сознание своего достоинства, вдохнёт в человека стремление к красоте.
В руках женщины спасение человечества и планеты... «Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте»12.
Красота заключается и во внешнем облике, и в возвышенных мыслях и чувствах, в отношении с окружающими, во всех поступках человеческих. «Но начать нужно, именно, с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть, прежде всего, призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства»13 и к пробуждению стимула к творчеству и Красоте.
«Сердце матери, сердце женщины — великое сокровище. Оно зажигает нас, освещает семью. ...Кто всё поймёт и простит? — Мать, женщина. Кто вдохновит на подвиг? Возлюбленная, подруга, женщина»14. Женское сердце — лампада, зажжённая огнём любви, красоты материнства, женственности. Подвиг женщины творится Любовью.
«...Женщины, все женщины, старые, молодые, матери, жёны, подруги, счастливые и одинокие, если мы опояшемся силой Любви, какая божественная сила воздвигнется, какая светлая рать ополчится против тьмы и зла на помощь всему человечеству, которое находится в небывалой ещё опасности»15.
Женщина многое сможет, она изгонит безобразие, пошлость и утвердит в обиходе Красоту, чтобы духу человеческому было легче дышать. Женщина, окрылённая подвигом утверждения красоты во всей жизни, вычистит яд ссор, сплетен, пересудов и даст радости почётное место в обиходе.
Сейчас уже можно видеть женский труд, богато приложенный во всех областях: в искусстве и литературе, в философии и медицине, в образовании и промышленности, авиации, полётах в космос — словом, всюду, где строится Новый Мир.
Назначение женщины очень высоко. Елена Ивановна Рерих в своих письмах приводит слова из Учения: «Хотим видеть женщину у кормила власти, в совете министров, у всего строительства!»16 В будущем самым передовым государством станет то, которое первое внесёт в свою конституцию положение, что в правительстве половина министров будут женщины. На конференцию по разоружению будут посылать только женщин, так как они не любят бряцать оружием. Только тогда, когда это будет достигнуто повсеместно — прекратятся войны, вражда, нетерпимость и всякие гонения. Другого пути нет, ибо в трудные времена и в трудных обстоятельствах только женское сердце может подсказать мужчине правильное решение и правильный выход из затруднения. Никогда обращение к женскому сердцу не было безрезультатно.
«Пусть каждая женщина, до которой дойдёт этот призыв, твердит своему мужу, возлюбленному, своему отцу и брату о водворении в мире утверждающей силы женского сердца. Пусть жёны министров, дипломатов, политиков проникнутся этими мыслями. Пусть настоящий призыв найдёт отклик во всяком чутком женском сердце, и пусть огнём своего сердца она зажжёт огонь в сердце мужчины, чтобы утвердить на планете Мир Красоты и Любви к Прекрасному».
«Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!»17
«Да будут Благословения Матери Мира над Вами»18.
1 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 39.
2 Письма Елены Рерих. Т. 2. 9.08.1937.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Братство. 282.
7 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 221.
8 Н.Д.Спирина. Отблески. 1992. Екатеринбург, 1997. С. 32.
9 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. С. 10.
10 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. С. 41.
11 Письма Елены Рерих. Т. 1. 7.10.1930.
12 Там же. 17.08.1934.
13 Там же.
14 Письмо М.Н.Германовой. Цит. по: Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. С. 36.
15 Там же.
16 Письма Елены Рерих. Т. 1. 31.05.1935.
17 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. С. 42.
18 Н.К.Рерих. Держава Света. М., 1999. С. 316.