Жизнь есть служение эволюции. Надземное, § 305 |
Расскажу о том опыте, который наработан мною в сельской школе. Наша Рериховская группа продолжительное время работает с выставками репродукций картин Н.К. и С.Н. Рерихов в областной филармонии г. Ярославля. Как-то на выставке ко мне подошла женщина и спросила: «Не можете ли вы побывать в нашей школе? Мы находимся далеко от города, возможности вывезти детей куда-либо у нас нет. А нам очень понравилась ваша выставка». Это была директор одной из сельских школ под Ярославлем. Мы откликнулись, и вот уже два года я веду в школе уроки истории Культуры, для которых были отданы классные часы. Работаю на добровольных началах.
Все мы понимаем, что работа с детьми будет намного эффективнее, если она поддержана педагогическим коллективом школы. В нашем случае радостно то, что мы имеем полную поддержку от директора и завуча по воспитательной работе. Специально для проведения выставок была отремонтирована рекреация третьего этажа, где получился своеобразный выставочный зал, — там и проходят наши беседы с учениками.
По нашему предложению в этом году школу планируют радиофицировать. Это решение было принято после того, как мы подарили школе цикл радиобесед о Живой Этике и о Светочах Мира, подготовленных Сибирским Рериховским Обществом. Мы также подарили школе видеофильмы студии СибРО «Мы к Природе идём», «Зелёные гости» и другие, передали туда и ряд прекрасных отечественных художественных фильмов, как, например, «Повесть о настоящем человеке».
К сожалению, понятие «этика» часто путают с понятием «этикет», когда обучают правилам культурного поведения (как вести себя в обществе, как держать ложку, вилку и т.д.). Но уроки этики предполагают обучение искусству мыслить, искусству творить взаимоотношения с окружающими нас людьми.
Хочу подчеркнуть один важный момент: независимо от темы урока, важно не только то, о чём мы говорим, но и как говорим; важно, как мы выглядим, насколько мы сами убедительны для учеников, когда говорим о красоте, культуре и других подобных вещах.
Для ребят вначале было необычным то, что я к ним обращаюсь на «вы». За два года они к этому привыкли, и это их в какой-то степени обязывает к соответствующему поведению.
Одна из первых тем, которую я рассматриваю с детьми начальных классов, — это тема подвига. Когда рассказываю им о том, что ни в одном языке мира, кроме русского, нет аналога слову «подвиг», — вижу, как это впечатляет их, радует, побуждает задуматься о том, что подвиг — это не простое слово, оно имеет очень высокий смысл. Из практики скажу: примерно до пятого класса дети откликаются и охотно рассуждают на тему подвига, а в седьмом-восьмом классах, как это ни прискорбно, уже начинают стесняться говорить об этом. Кто как не мы, взрослые, в этом повинны?
Чтобы подвести школьников к понятию общего блага (само это выражение, как таковое, мало что значит для них), использую такой приём. Говорю: «Вы знаете слова: ''знание'', ''дружба'', ''радость'', ''страдание'', ''участие'', ''труд'' — и понимаете, что они обозначают. Мы познаём, дружим, радуемся, страдаем, трудимся. А теперь добавим маленькую приставку ''со'' к этим словам, и что мы получаем?» Они читают вслух: со-знание, со-дружество, со-радость, со-страдание, соучастие, со-трудничество. Обсуждаем вместе эти понятия и приходим к выводу: со-вместно творить добро — вот цель нашей жизни, это и есть жизнь для общего блага.
В этом году мы начали работу по приобщению школьников к классической музыке. Они сами слушают и выбирают музыку, я не могу им сказать: это не слушайте, а слушайте это, — кто такое навязывание воспримет? Насилием ведь ничего достичь нельзя. Хочется, чтобы дети сами пришли к каким-то выводам. Перечитала много специальной литературы и провела беседу о рок-н-ролле, рок-металле и его истоках. Ссылаясь на исследования учёных, рассказала о том, что многие современные музыкальные ритмы были заимствованы у африканских племён, где они использовались во время совершения ритуальных действ, часто имевших определённый магический смысл. Говоря о печальных последствиях увлечения музыкой, построенной на жёстких ритмах и грубых гармониях, учёные уже давно бьют тревогу: среди молодёжи участились случаи нервных расстройств, потери рассудка, самоубийств.
Мы предложили школьникам абонементы в филармонию — у нас в Ярославле замечательный симфонический оркестр. Два раза в месяц в течение года ученики организованно выезжали туда на детские симфонические концерты. Мы очень волновались, ведь, помимо умения слушать и воспринимать музыку, в таких местах нужна соответствующая культура поведения. Первые поездки были очень сложными, но сейчас никаких замечаний к детям нет.
Л.А.Филиппова проводит занятие по сказу Н.Д.Спириной «Две свечи»
Ещё в самом начале нашей работы мы подарили школе магнитофон и кассеты с записями классической музыки, а на сегодняшний день все классы школы уже имеют магнитофоны и регулярно слушают эту музыку.
В старших классах я проводила беседу «Сыны России — защитники отечества». Долго думала, как об этом говорить, помогла статья Николая Константиновича Рериха «Оборона». На доске пишу крупно слово «ЗАЩИТА», прошу одиннадцатиклассников разобрать это слово по составу. Разбирают: за — приставка, щит — корень, а — окончание. «А теперь, — говорю им, — представьте, что каждый из вас держит щит. Для чего он нужен? — Чтобы защищать, оборонять». И читаю слова Рериха: «Оборона Родины есть долг человека. Так же точно, как мы защищаем достоинство матери и отца, так же точно — в защиту Родины приносятся опыт и познания». Привожу им примеры из времён войны и постепенно перехожу к Знамени Мира, к охране культурных ценностей.
На всех наших выставках вывешиваем большое Знамя Мира. А для занятий у меня есть Знамя Мира маленького размера, привезённое из г. Нягани. Я закрепляю его специально невысоко, так как заметила, что дети 3 – 4 классов хотят к нему прикоснуться. Расскажу о таком случае.
На одном из занятий маленький мальчик Серёжа Донцов поднимает руку и просит рассказать о Знамени Мира. Объясняю, что есть Знамя, которое в войну вывешивали на эшелонах, на госпиталях, оно оберегало жизнь людей. А Знамя Мира охраняет библиотеки, музеи — всё самое ценное, что у нас есть, всю ту красоту, которую мы видим и любим. «А я про другое Знамя знаю», — говорит Серёжа. Он вышел и рассказал: «Когда была война, шли бить фашистов, чтобы Родину защищать. И мой прадедушка, Иван Донцов, когда уходил, целовал Знамя. Можно я это Знамя тоже поцелую?» И ребёнок встал на колени и поцеловал Знамя Мира...
У этих ребят я так многому учусь! Ведь этот ребёнок сразу понял суть, что это Знамя тоже будет защищать нашу Родину.
Ещё расскажу об одном мальчике, Илье Пророкове. Повезла я ребят на родину Сергия Радонежского, в Варницы. Когда возвращались обратно, Илья сказал: «Я ведь думал, что Сергий — это сказочный герой, а он, оказывается, на нашей земле жил». И попросил у меня что-нибудь почитать о Сергии Радонежском. Я принесла всё, что у меня было, в том числе книгу «Знамя Преподобного Сергия Радонежского». Илья всё прочитал, недавно подходит ко мне и говорит: «Представляете, мне папа четыреста рублей дал». Для семьи, где отец работает скотником, а мать — поваром в детском саду, это большая сумма. Я спросила, что он приобрёл на эти деньги. «Мы ездили в Троице-Сергиеву Лавру, и я купил книгу про Сергия».
Перед моим отъездом в Новосибирск отец мальчика захотел со мной встретиться. Он пришёл посоветоваться, как быть: «Илья все математические олимпиады выигрывает. На физтех хотел пойти, готовился, уже на курсы ходил. И представляете — говорит мне, что будет поступать в университет на факультет культурологии! Я понял, что он решил это после того, как вы с ними два года занимались». Встретившись с Ильёй, я сказала, что это серьёзный выбор, и он остаётся за ним. А он мне отвечает: «Помните, вы нам говорили, что Николай Константинович на два факультета поступал? Я тоже на физтех и на культурологию буду поступать». Вот так и поговорили.
На базе школы, где я работаю, часто проводятся районные педагогические семинары. В этом году прошли три семинара для директоров и завучей школ. Меня просят выступать на этих совещаниях. Каждую встречу с учителями и воспитателями я обычно начинаю со слов Наталии Дмитриевны: «Когда в тёмную комнату вносят зажжённую свечу, становится светло, тьма отступает». Развивая эту мысль, продолжаю уже об их труде, о том, что учителю заповедано нести свет детям, а люди издревле знали: заповедь должна выполняться неукоснительно, и часто — вопреки всем трудностям. Именно учитель несёт огонь своего сердца детям. Напоминаю о том, что мы сеем, а когда и какое семя вызреет, мы, может быть, и не увидим, но это будет, урочный срок придёт. Педагог есть добрый наставник в воспитании идеалов этики, красоты. Именно он вручает детям чудесный ключ от врат сокровенных в страну жизни — страну культуры и знания.
По материалам педагогической секции СибРО, 28 апреля 2007 г.