Когда все усилия приложены, тогда приходит и Помощь. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
Из радиопередачи (цикл «Светочи Мира»)
О значении великого понятия ПОМОЩИ Учение Живой Этики говорит: «Устремите себя на руководящую мысль о помощи человечеству. Думайте ясно, что вы делаете не личное, не групповое, но абсолютно полезное дело. Делаемое вами без времени, без ограничений пространства является трудом на соединение миров»1.
«Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом и в великом. Помощь есть стук в будущее. Не знаете, где капля, чашу переполнившая! ...Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где мысль может пролететь. (...) Так поймём, что каждый час, отнятый у себя, отнесён будет в будущее. (...) Сердце, пылающее помощью, — Наше сердце»2.
«Нужно помогать везде и во всём. Если препятствия к помощи будут заключаться в разделении политическом, или национальном, или кружковщине, или в веровании, то такие препятствия недостойны человечества. Помощь во всех видах оказывается нуждающимся. Нельзя смотреть на цвет волос, где грозит опасность. Нельзя расспрашивать о веровании, когда нужно спасать от пожара. Все Заветы указывают насущность безусловной помощи. Ту помощь можно считать вдохновением истинным»3. «...Помощь утверждается в действиях»4.
Святой Николай воспринимается как воплощённая Помощь, олицетворённая в одном человеке, который стал земным ангелом для людей.
«У всякой бабы свой сказ про Николу», — пишет в своей книге «Звенигород окликанный» Алексей Ремизов. И не только у бабы. Если бы собрать все сказы про Николу, начиная с первого его выявления как скорого помощника и заступника всех, в своих нуждах и бедах к нему обращающихся, получилось бы немало томов удивительных и умилительных рассказов о его чудесах. Но самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания. Но ближе всех он русскому народу; здесь он свой; и храмы в его честь воздвигнуты на Руси во множестве. Предельно кратко выражено это отношение к Николе Милостивому в диалоге двух простых мужичков, приведённом у Ремизова: «А що буде, як Бог помре?» «А Микола святый на що?» — Здесь выражена непоколебимая убеждённость, что даже в таком невообразимом случае, как «Бог помре», Никола всё равно останется и не оставит.
Читая Житие и деяния святителя Николая, поражаешься невероятному многообразию оказываемой им помощи. В самых различных бедах, напастях, гибельных ситуациях и смертях проявлялась великая духовная мощь, мощь любви в её божественной сущности, преодолевающая физические законы естества.
Святой Николай был предназначен Свыше для этого подвига, и когда однажды он захотел уединиться в монастыре и подвизаться там в молитве и безмолвии, глас Божий повелел ему идти в мир «на служение людям для их спасения». И, совершая подвиги милосердия, он при этом так избегал человеческой славы, что старался где только возможно «утаить себя даже и от того, кому благодетельствовал».
Старинное Житие святителя Николая заканчивается такими словами: «Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобождённых домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим многие исцеления, слепым — прозрение, хромым — хождение, глухим — слух, немым — дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, тёплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает и восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения».
Но святой Николай не только милостивый заступник, но и грозный «наказатель» обижающих, «обличитель всякой неправды». Он — «очень строгий святой», — говорят о нём иконописцы.
Где только мог, он восстанавливал справедливость, являлся в снах и вразумлял тех, кто допускал несправедливые приговоры. Так, один богач заподозрил своего слугу в том, что тот присвоил его золото, велел бить его и заковать в оковы. Слуга горько плакал и молил святого Николая помочь ему. И святой явился ему во сне и обещал избавление, и оковы спали с его ног. В ту же ночь святой явился к его господину, указал, где лежало золото, и велел освободить слугу, что тот и сделал. Также спас он от казни трёх невинных людей, вырвав занесённый над их головами меч из руки палача.
От нападений врагов спасает чудотворец и людей, и города. Так спас он в древности город Можайск, и в память об этом чудесном заступничестве был создан особый образ «Николы Можайского» с мечом в правой руке и подобием города — в левой.
Многократно прекращал он губительные бури на море и спасал тонущие корабли. В Житии красочно описывается подобный чудесный случай.
«Однажды путники, плывя на корабле из Египта в Ликийскую страну, подверглись сильному морскому волнению и буре. Паруса были уже изорваны вихрем, корабль содрогался от ударов волн, и все отчаялись в своём спасении. В это время они вспомнили о великом архиерее Николае, которого они никогда не видели и только слышали о нём, что он — скорый помощник всем, призывающим его в бедах. Они обратились к нему с молитвою и стали призывать его на помощь. Святитель тотчас явился перед ними, вошёл на корабль и сказал: "Вы призывали меня, и я пришёл на помощь к вам; не бойтесь!" Все видели, что он взял кормило и стал управлять кораблём. Подобно тому, как некогда Господь наш Иисус Христос запретил ветрам и морю, святитель тотчас повелел буре прекратиться, памятуя слова Господа: "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит". Так верный слуга Господа повелевал и морем, и ветром, и они были ему послушны».
Там же, в Житии, рассказывается, как святой Николай вернул родителям утонувшего ребёнка. Однажды некий киевлянин плыл в ладье по Днепру с женой, которая держала на руках их ребёнка. По дороге она задремала, уронила ребёнка в воду, и тот утонул. Отчаянию родителей не было предела. Отец решил, что это наказание за его грехи и горько в них каялся перед Богом и святым Николаем. Святитель откликнулся на горе безутешных родителей и совершил дивное чудо. «Ночью он взял из реки утонувшее дитя и положил на хорах храма святой Софии живым и невредимым», где его утром и нашли.
В древнерусских народных духовных стихах святитель Николай именуется «кормитель-поитель нищей братии» и призывается сойти «с небесных высот на сыру нашу землю грешную». «Твои велики чудеса — у нас на святой Руси. В бедах и напастях ты сохраняешь, по морю плаваешь, врагов прогоняешь, в лесе заблудящиих на путь наставляешь. Во тюрьмы сидящих всегда посещаешь, в болезни лежащих ты исцеляешь».
Ремизов пишет: «Русский народ сказкой сказал о Николе: свою веру, свои чаяния, свою правду. Мудрый разделитель доли, заступник даже перед неумолимой Судиной, помощник в беде — ведь не всякий может вынести свою долю! — и в трудах: ведь не всякий может поднять назначенное судьбой!»
В одной из притч рассказывается, как явился Николе на коне с серпами в руках Ангел Господен. «Время жатвы пришло, пробудись, стань и иди на свою землю!» «В страхе проснулся Никола, поклонился гробу Господню, где неустанно молился за род христианский, и, по морю ходящий, яко по суху, отошёл на Русскую землю. Не узнал Никола свою Русскую землю. Вырублена, выжжена, развоёвана, стоит она пуста-пустёхонька, и лишь ветры веют по глухим степям — и не найти на ней правды. Уязвился сердцем Святитель, поднял посох и, скорый на помощь, пошёл по Руси.
Шёл из города в город, из деревни в деревню, с Волги-реки на Москву-реку, с Днепра на Поморье — заушал нечестивцев ариев — беззаконных правителей, забывших слово Божие, карал лежебок-тунеядцев и расточителей, не радеющих о своей родине, освобождал невинно заключённых в темницы, останавливал меч, занесённый над головою напрасно осуждённых на казнь, воскресил двух разрубленных отроков, одарил нищих детей погремушками, обошёл полевые межи, вывел к солнцу буйное жито, поправил яровые зелёные всходы, покрыл травой обогретую землю; и где вымокло, там подсушит, и где высохло, там дождём польёт; надоело коням стоять во дворе — выгнал в поле, в ночное — городи городьбу! А осень настала, загнал Угодник с поля коней и пошёл под дождём по трудным дорогам: там телега увязнет, там лошадь не вытащишь, — на всё надо помощь! Без него как без рук — не поднять мужику полевые работы. Всё, что сиро и слепо, одному ему видно. Попроси — выручит, всё скажет Спасу, самого Илью умилостивит: не поляжет от града рожь наземь — живи не тужи!
В лапотках, седенький, с посохом, ходит так Угодник по Русской земле с вешнего Николы всю весну, лето и осень до самой Никольщины»5.
От III века нашей эры и до сего дня не иссякает поток животворной помощи, исходящей от святителя Николая. И она не прекратится до тех пор, пока люди будут призывать её.
В одной из газет 1992 года («Литературный Иркутск», сентябрь) врач-хирург рассказывает, что во время одной из производимых им операций у больной произошло сильное кровотечение, которое не могли остановить, и она истекала кровью. В отчаянии хирург воскликнул: «Николай Угодник, помоги!» И внезапно кровотечение прекратилось. С тех пор он никогда не приступает к операции, не помолясь святому Николаю, и приучил к этому же всех своих ассистентов и сестёр.
Для Николы нет ни больших, ни малых дел помощи. Он не мерит малое и великое действо. Там, где нужда, там и помощь нужна. Великое сердце откликается на всё. В этой же газете рассказывается, как во время войны в 1941 году он помог больной женщине донести до дома, где находились её голодные дети, мешок картошки в момент наступления врагов на деревню, явившись ей в виде незнакомого старика, когда она в отчаянии призвала его; оказав помощь, он тут же мгновенно исчез.
Навсегда врезался в память очевидцев случай, происшедший в городе Харбине (Китай) в мою бытность там. На харбинском вокзале находилась в зале ожидания большая прекрасная икона святого Николая; перед ней всегда горели свечи, которые ставили путешественники, прося благословить их на поездку. Свечи продавали монах или монашенка из местных монастырей. И вот однажды пришёл к иконе простой китаец, стал покупать свечи в большом количестве, ставить их перед образом и класть земные поклоны. Люди заинтересовались и стали расспрашивать китайца о причине такого почитания. На ломаном русском языке он поведал, что незадолго до того он переплывал во время бури реку Сунгари, на которой стоит город, лодка перевернулась и он стал тонуть. И тут он вспомнил, что когда-то был на вокзале и видел там изображение чудного старца, перед которым молились люди, и в порыве отчаяния воскликнул: «Старика вокзала, помогай!» И тут же ощутил под ногами дно. И вот пришёл возблагодарить «старика с вокзала» и воздать ему поклонение.
Николай Рерих в книге «Врата в будущее» пишет: «Малыш тянется опустить в почтовый ящик письмо. Прохожий хочет помочь ему и видит на домодельном конверте каракули: "Николе Чудотворцу". Спрашивает:
"Что это?"
"Мама помирает, а никто не хочет помочь".
И таким путём сердце малыша молит Николу Чудотворца, который и помог»6.
И вот такой молитвой кончаются «Николины притчи» в книге Алексея Ремизова «Звенигород окликанный». Закончим ею наш рассказ и мы:
Милостивый наш Никола,
где бы Ты ни был,
явись к нам!
Скажи Спасу о нашей тяжкой страде...
заступи, защити русскую землю!
Благослови русский народ великим
благословеньем своим
на новую грядущую жизнь!
19 декабря 1993 г.
1 Община. 137.
2 Иерархия. 434.
3 Аум. 452.
4 Агни Йога. 625.
5 Ремизов A.M. Сочинения: В 2 кн. Кн. 1: Звенигород окликанный. М., 1993.
6 Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 60.