Пока человек не развил в себе совершенного чувства справедливости, ему предпочтительнее ошибаться вследствие избытка снисходительности, чем совершать малейшую несправедливость. Письма Мастеров Мудрости, 108 |
Из радиопередачи «Николай Константинович Рерих»
В книге «Мир Огненный» говорится: «Люди, принявшие на себя Великое Служение, могут быть названы "Небесным камнем". В стремлении они преисполняются светом. Они прободают низшие слои и заключают в себе алмаз-адамант. Но не легко быть алмазом, и нужно утвердиться в свете, чтобы преодолеть тьму. Не знает покоя Великое Служение, на бессменном предстоянии укрепляется дух. Много земных малых правд нужно покрыть куполом великодушия. Нужно покрыться Светом, идущим от Иерархии»1.
Эти слова приходят на ум, когда мы говорим о Николае Константиновиче Рерихе. Достаточно ознакомиться с его биографией, чтобы понять, что вся его жизнь была этим Великим Служением, которое осуществлялось с поразительным постоянством и красотой. Именно, Служение никогда не прерывалось и проявлялось неслыханно красиво. И как уместно это сравнение с «небесным камнем», метеором, пронзающим мрак ночного неба с несломимой стремительностью и отдающим свой огонь земным, плотным слоям. Он падает на землю и несёт для неё заключённый в нём «алмаз-адамант».
«...У Гуру нет ни одной личной мысли, всё решительно направлено и отдано на служение общему благу»2. Так писала о нём Елена Ивановна Рерих.
Теперь уже общеизвестна исключительная многогранность его деятельности. И в какой бы сфере он ни проявлялся, в своём стремлении послужить общему благу он преисполнялся светом и наполнял им плоды своего труда. Мы знаем, какое благотворное действие производят его картины на тех, кто их воспринимает. Они не только возвышают дух и открывают глаз на красоты мироздания, но и несут в себе дар целительный. Его книги — это мощные призывы к свету, мудрые и вещие. Одни названия их говорят за себя: «Пути Благословения», «Твердыня Пламенная», «Держава Света», «Священный Дозор», «Сердце Азии». В них Николай Рерих касается самых основных граней жизни, высветляет их, даёт правильную точку зрения на всё происходящее в нашу сложнейшую эпоху. Нет той сферы, которой бы ни коснулась его возвышенная и возвышающая мысль. Его книги можно читать и перечитывать всю жизнь и находить всё новые и новые аспекты затрагиваемых вопросов. Его благородное мышление поднимает и нашу, во многом заземлённую, мысль. Нам открываются новые горизонты, мы начинаем смотреть на мир новыми глазами с оптимизмом, и радостью, и надеждой. Не утрачены Основы, на которых держится мир, и мы продолжаем жить уже в новом измерении, и в нас начинают проявляться доселе дремлющие потенциальные силы. Мы начинаем творить себя и жизнь свою заново.
Не знает покоя Великое Служение. Общественная деятельность Николая Рериха не может быть названа по существу иначе, в чём бы она ни выражалась. С самого её начала он открывал глаза соотечественников на великое значение древнерусского искусства — на иконы, фрески, зодчество. На насущную и неотложную необходимость сохранения памятников старины и невосполнимость утраты этих памятников. Он запечатлевал древние храмы и башни на своих полотнах, предприняв для этого паломничество по святым местам. И впоследствии часть этих уникальных сооружений сохранилась лишь на его картинах. Он прославлял русское оперное и балетное искусство за рубежом своими декорациями к постановкам Дягилева. Впервые в истории человечества он провозгласил на весь цивилизованный мир абсолютную необходимость спасения созданий человеческого гения во время войн и вооружённых конфликтов путём заключения конвенции по охране их и создал великий памятник культуры — Пакт и Знамя Мира. Он так поднял в своих провозглашениях значение Культуры, как это никто до него не делал. Его формулы определения культуры и искусства останутся на века. Пока человечество ещё только начинает до них дорастать. Гиганты идут впереди, люди за ними — постепенно, и едва поспевают. Но сами обстоятельства жизни планетной подталкивают нас поспешать, иначе многое, очень многое, будет безвозвратно потеряно. Нельзя отставать в тёмную ночь от несущего впереди факел зажжённый, иначе заплутаемся и свалимся в пропасть, а их на нашем пути немало. Вождь культуры — так именуют Рериха. Много уже было об этом сказано — остаётся напоминать, повторять, следовать.
Земные малые правды покрывал он куполом великодушия, вмещая наши недостатки и слабости, снисходя до них, говоря с нами по сознанию, находя самые простые и вразумительные слова, лишь бы достучаться до нас, до наших сердец. Откликнувшиеся на его призывы духовно богатеют ежечасно. Энтузиазм и вера в будущее, которое наступит непреложно, как восход солнца, помогают делать трудности преодолимыми и способствующими нашим достижениям; дают правильную оценку ценностям земным и надземным: тем, которые время обратит в прах, и тем, которые присущи всем мирам и сферам бытия, начиная с жизни каждого дня и кончая космическими проблемами. Николай Рерих — представитель синтетического мышления; этому строю мысли присущи необъятность, неограниченность ничем, выход в космическое пространство. Нет пределов, нет канонов, нет запретов на свободное, непредубеждённое мышление. И главное — нет страха. Страха нарушить нечто привычное, устоявшееся, положенное ещё нашими дедами и прадедами. Дедовский кафтан новому человеку не по плечу в его продвижении к новым рубежам, к безграничности. Ко всему этому ведёт нас Рерих в своих книгах, картинах, борьбе за ту Культуру, которая, по его утверждению, есть почитание Света.
24 октября 1993 г.
1 Мир Огненный. II. 201.
2 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 17.12.1930.