Именно самоотверженность есть залог успеха. Потому если устремление … искренно, то все придет. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
В акафисте Преподобному Сергию есть такие удивительные слова: «Радуйся, дивный подражатель совершенства Отца нашего Небесного». И в Евангелии сказано: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный». Сергий выполнял это указание Христа так, что результаты этого претворения священной заповеди в жизнь дали новую жизнь целому народу, павшему духом и не чаявшему освобождения от угнетателей родной земли.
С чего начал он строить духовную культуру, без которой нет возрождения нации? Он начал её с себя, со своего личного примера. Вспоминая о том, что он делал, как поступал, мы начинаем понимать жизненный смысл слов «духовная культура». Начинаем понимать, что это не просто красивые слова, но красота, внесённая в жизнь. Ему стали подражать, а это и есть начало пути к победе, к достижениям духа, к возрождению.
Человек не может ни подниматься, ни падать один. По закону вселенской взаимосвязи он всегда кого-то тянет за собой. И чем сильнее и масштабнее человек, тем больший круг людей он захватывает своим влиянием. Сергий охватил всю Русь. Он не наставлял и не проповедовал; он жил внешне незаметно, но внутренне так мощно, что к нему потоком шли люди. Шли, напитываясь, каждый по мере своей вместимости и соответствия, огнём его духа, его веры, его мужества, его любви. Жившие согнутыми, придавленные долгие годы угнетением и страхом, они стали расправлять спины, стали ощущать свою силу. И наконец они стали верить в победу. И она пришла.
Полное отсутствие властолюбия привело Сергия к духовной власти небывалой силы. Напрочь лишённый честолюбия, он прославился на века. Он не имел ни в малейшей степени чувства собственности, но Обитель его богатела с каждым днём. Предстоя постоянно перед Ликом Всевышнего, он принимал участие во всех земных делах, и они неизменно процветали. Он подражал совершенствам Наивысшего, и ему тоже стали подражать. Создалась целая плеяда его учеников — монахов, которые, в свою очередь, начали создавать очаги духовной культуры. В те времена именно монастыри являлись рассадниками грамотности и просвещения. К ним тянулись, около них селились, учились простые люди. Так формировалась Русь.
Академик Ключевский, выдающийся историк, глубоко понимавший исторические закономерности, в своей статье о Сергии Радонежском убеждённо утверждал: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».
Вместе с ним верим в это и мы.
Перед Восходом, 1993, № 1