Именно, когда мысль прочувствована, она может творить. Мир Огненный, ч.3, 155 |
«Круглый стол» Сибирского Рериховского Общества
Это была первая книга Николая Рериха, которую я прочитала. До тех пор я знала его только как художника; эта книга приобщила меня к нему как к писателю, ознакомила с новой гранью его творческой деятельности. Сам Николай Константинович не делил своего творчества на разделы — художник, писатель, поэт, учёный, путешественник. Всё это было для него едино и неделимо. И, постигая одну из граней этого неделимого, мы начинали лучше понимать и другие аспекты его деятельности.
В этой книге — «Пути Благословения» — автор ведёт нас благими путями к свету и к той радости, которую никто и ничто не может у нас отнять.
Слова, призывы и утверждения Рериха в этой книге напоминают горные вершины его гималайского цикла картин. И то, и другое, по его выражению, «ступени ко храму».
Поражает красота названий книг Рериха: «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Священный Дозор», «Сердце Азии»... Какая чувствуется глубина и высота в этих наименованиях; и чем больше в них вдумываешься, тем больше они восхищают. Они — как ступени к вершинам духа, как вдохновенные призывы к Миру Света.
Открываешь книгу «Пути Благословения», и сразу поражают слова, запоминающиеся потом на всю жизнь: «"Истинно, истинно! Красота есть Бог! Искусство есть Бог. Знание есть Бог. Вся слава, всё великолепие, всё величие есть Бог. Истинно, истинно!" — воскликнул индусский Святой, возвращаясь из состояния Самадхи», из состояния озарения, прозрения в Правду Мира.
Рерих говорит о том, что красота и мудрость — не роскошь, не привилегия, но они суждены всем нам, на всех путях нашей повседневной жизни. Лишь бы не забыть об этом за суматохой мелких дел. И книги Николая Рериха помогают не забыть. Он твёрдо утверждает, что на развалинах старого мира «уже возникает новая жизнь», что «новый мир идёт!» и камнями основания храмов нового мира будут красота и мудрость, искусство и знание.
Первая статья говорит об искусстве — подлинном и мнимом; о том, что «его убедительность кроется в путях его возникновения». Из рассудка ли, из надуманности и условности моды возникает оно или из сердца, из глубин духа? И только подлинное искусство сможет объединить людей.
В этой книге помещена поэма в прозе о красоте земли Русской и о любви к этой земле — «Неотпитая чаша». И именно теперь, когда Россия во мгле и требует утверждения своего будущего, необыкновенно значимо звучат в этой поэме слова великого патриота и провидца о нашей Родине: «...Пройдёт испытание. Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные.
Точно неотпитая чаша стоит Русь».
Повесть «Пламя», помещённая в этой книге, отчасти автобиографична. В ней просматриваются некоторые детали из биографии Рериха, особенно в описании северного острова, где он жил с семьёй перед отъездом в Европу и Америку. В этой повести он рассказывает об алом пламени, которое вспыхивает в душе человека при столкновении его со злобой, подлостью, клеветой, непониманием. «...Бойтесь алого пламени, — призывает он. — Оно выедает все ценные условия восхождений и ясного сознания. Это пламя — пламя судороги, припадка, но жить и созидать среди этого пламени нельзя». И вот его герой начинает бороться за то, чтобы его пламя изменило цвет, стало голубым. «Хочу радоваться, — говорит он. — Мы окружены чудесами, но, слепые, не видим их. Мы напоены возможностями, но, тёмные, не знаем их. Придите. Берите. Стройте».
И кончается эта повесть дивными словами из «белой книги», как называет здесь автор Бхагавад-Гиту: «Знай, что то, которым проникнуто всё сущее, неразрушимо. Никто не может привести к уничтожению то Единое, незыблемое.
Преходящи лишь формы этого Воплощённого, который вечен, неразрушим и необъятен.
Поэтому сражайся. (...) Взирай лишь на дело, а не на плоды его. Да не будет побуждением твоим — плоды деятельности.
Отказываясь от привязанности, оставаясь одинаково уравновешенным в успехе и в неудаче, совершай деяния в слиянии с Божественным».
Искусство и знание. Значение этих великих, созидательных понятий утверждает Николай Рерих в статье «Адамант»; говорит «о вечном и обновлённом значении этих понятий». «Среди ужасов, среди борьбы, среди столкновений народных масс сейчас более всего на очереди вопрос знания, вопрос искусства», — эти слова Рерих написал как будто сейчас, а не в 1920 году. «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства». «Единственная опора жизни — искусство и знание. Именно в наши трудные дни, в наше тяжёлое время будем твёрдо помнить об этих светлых двигателях». «Искусство — сердце народа. Знание — мозг народа», — говорит он.
В статье «Одеяние духа» Николай Рерих говорит о человеческой ауре и о её цветовой гармонии с окружающей жизнью. «Человек носит вечное цветное одеяние духа. Человек помыслами сам окрашивает свою драгоценную одежду в избранные им самим цвета. Человек ищет соотношение себе в окружающей жизни. (...) Вашей лучшей аурой вы притянете себе лучшие излучения. (...) Всё должно быть жизненно. Всюду должно быть сцепление обоюдной помощи».
В статье «Действие» даётся чрезвычайно актуальное указание, как сократить «апофеоз суеты наших дней... этот пустой водоворот, эту бесполезную трату сил и возможностей». Оно дано в предании о том, как «однажды великий Акбар провёл черту и спросил своего мудреца Бирбала, чтобы тот сократил её, не урезывая и не касаясь концов её. Бирбал параллельно провёл более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Мудрость заключается в проведении более длинной линии.
Когда видите апофеоз суеты наших дней, иногда чувствуете бессилие сократить этот пустой водоворот, эту бесполезную трату сил и возможностей. Только представляя более длинную черту истинного действия и деятельности, мы можем уменьшить ужас нашего времени — триумф суеты».
Именно к такой деятельности и призывает нас Живая Этика.
29 сентября 1991 г.