Сердце, пылающее помощью, – Наше сердце. Иерархия, § 434 |
Доклад, прочитанный на Всесоюзной общественно-научной конференции, посвящённой 160-летию со дня рождения и 100-летию со дня ухода Елены Петровны Блаватской
В книге «Голос Безмолвия», выпущенной в Новосибирске в 1991 году, помещены три отрывка из «Книги Золотых Правил» сокровенных индусских писаний: «Голос Безмолвия», «Семь врат», «Два пути», которые были первоначально опубликованы Еленой Петровной Блаватской на английском языке и затем переведены на русский Еленой Фёдоровной Писаревой.
В своём вступлении к этой книге Елена Писарева говорит, что ей выпало счастье передать на русском языке это замечательное произведение. Эти «жемчужины восточной мистики» были в своё время предназначены в качестве духовного руководства только «чела» — избранным ученикам восточной оккультной школы в Индии. Блаватская, публикуя эти указания, предварила их словами: «Посвящается немногим». Почему же она дала их многим людям? Прежде всего потому, что они были близки ей самой и она помнила их наизусть; потому, что она сама познала этот путь, шла по нему, исповедовала его. И, посвящая его немногим, она знала, как этот путь высок и какие нужны и духовные накопления, и волевые усилия, чтобы этим путём идти. Но она смотрела далеко вперёд, в будущее человечества, и знала, что в процессе эволюции все к этому пути придут, что в людях заложены зачатки всех божественных способностей, которые разовьются в далёком будущем естественным образом.
Процесс этот очень длителен, но есть такие нетерпеливые души, которые ищут убыстрённого движения вперёд, к сияющим манящим Высотам; которых земные прельщения уже не удерживают. Вот им она и давала возможность приобщения к сокровенной мудрости Востока, чтобы, познав её, они могли продвигаться к духовным вершинам. Велика должна быть признательность устремлённых путников к той, которая открыла им двери в этот заповедный мир.
Сейчас настало время, когда духовный путь должен быть открыт всем, чтобы удержать планету от конечной гибели. Человечество — это сознательная часть планеты, её мозг и сердце. Куда вовлечёт оно планету Земля? Потому то, что раньше давалось лишь немногим избранным ученикам тайных мистических школ, теперь изложено в книгах Живой Этики в форме, доступной всем, кто хочет эту мудрость воспринять и приложить усилие к тому и кто начнёт перестраивать свою и планетную жизнь согласно этим извечным законам Бытия. Раньше эти положения излагались в форме, доступной лишь специально подготовленной духовной элите, теперь — в доступной форме в виде книг Живой Этики для каждого пробудившегося и ищущего духа, а таких сейчас множество, и число их всё умножается. Таково веление времени.
С чего-то надо начинать тот высокий путь, который описан в «Голосе Безмолвия». Начинать идти верхним путём, не выходя из жизни, преодолевая все житейские трудности и невзгоды, и возрастать духовно в процессе этого преодоления.
В указаниях, данных через Блаватскую, мы находим то, что необходимо и нам на нашей данной ступени развития и что мы можем начать осуществлять уже теперь.
Знакомясь с этими текстами, мы ещё раз убеждаемся в том, что основы всех религий и духовных учений едины и все они излагают одни и те же неизменные божественные законы, по которым построена жизнь Вселенной. Но даются они в форме применительно к эпохе и условиям данной среды. Так мудро и терпеливо ведут нас наши Старшие Братья по пути эволюции, по пути, уходящему в Беспредельность.
Живая Этика есть ключ ко всем Писаниям прошлого, открывающий современному сознанию смысл сокровенных Учений прежних веков.
Рассмотрим некоторые положения «Голоса Безмолвия» в сопоставлении с Учением Живой Этики.
Особое внимание обращают на себя данные в отрывке «Два пути» «Учение Ока» и «Учение Сердца». Там говорится: «...Научись отличать истинное от неистинного, преходящее от пребывающего. И стремись более всего отделять знание ума от душевной Мудрости, "Учение Ока" от "Учения Сердца". (...) ...Даже неведение лучше, чем головное познание без душевной Мудрости, которая одна может осветить и направить его. (...) ...Вознесись над иллюзиями, ищи Вечное и Неизменное, не доверяя прихотливым влечениям ума своего. (...) Стремись... сочетать свой ум и свою душу в одно.
Избегай неведения, но избегай одинаково и иллюзий»1.
Почему при вступлении на путь духа Учитель именует его «Учением Сердца»? В Живой Этике этот путь называется чувствознанием и даются объяснения к этому. «Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонений? Честный человек назовёт сердце. Не назовёт он мозг или рассудок. Лишь глупый человек будет полагаться на условные рассудочные заключения. Сердце, оно наполнено чувствознанием. (...) Чувствознание... следствие духовной дисциплины, при понимании значения сердца»2.
«К Великому Началу устремлён дух, познающий Вечность, и в нём заложено зерно понимания Космоса. К малой действительности Майи направлен дух, воспринимающий только привычное ему ["Учение Ока"]. (...) Отсутствие вмещения не помогает ему открыть книгу жизни»3.
Как добиться успеха на этом пути? Живая Этика говорит: «Чувствознание развивается через искание новых путей, потому подвижность — признак чувствознания. ...Решительное отречение от старых привычек и устремлённое искание — основы успеха»4.
«Тонкость чувствознания устремляет дух к высшим сферам; как крылья чувствознание возносит дух»5.
«Чувствознание есть зажжённый огонь сердца»6.
Закон кармы, закон причин и следствий, и связанная с ним доктрина перевоплощения — в числе главных основ Учения Живой Этики. Будда говорил: «Я не учу ничему другому, как только карме». Все религии говорят о воздаянии за добрые или злые дела. Можно называть это гневом Божьим или милостью Божьей, или счастливой или несчастной судьбой, или роком, но суть остаётся та же.
И в «Книге Золотых Правил», отрывки из которых помещены в «Голосе Безмолвия», говорится, что «ни единое усилие, даже самое ничтожное, направленное к добру или злу, не может исчезнуть из мира причин. (...) "Жестокое слово, произнесённое в прежних жизнях, не уничтожается, а возвращается снова и снова". (...)
Ты можешь создавать "ныне" условия для твоего "грядущего дня". В "Великом Странствии" причины, посеваемые ежечасно, несут в себе каждая — жатву последствий, ибо неуклонная справедливость управляет миром. ...Она приносит смертному или счастье жизни, или горе жизни, неизбежную Карму всех его прежних мыслей и поступков»7.
«...Мудрые знают, что плоды Кармы не могут быть устранены. "...Научай не создавать новых причин, но волне последствий... ты не должен ставить преград, дабы завершился её естественный бег"»8.
С огромной силой говорится в «Книге Золотых Правил» о сострадании.
«Если скажут тебе, что стать Архатом возможно, лишь перестав любить всё существующее, скажи им, что это — ложь.
Если скажут тебе, что достигнуть освобождения можно, лишь возненавидев мать свою, пренебрегая сыном своим и отрекаясь от отца своего, отказываясь от сострадания к людям и зверям, — скажи им, что лжив их язык»9.
«Да внимает душа твоя каждому крику страдания»10.
«Можешь ли ты вырвать из сердца своего божественное сострадание? Сострадание — не качество. Оно — Закон Законов, вечная Гармония, Сама Мировая Душа, беспредельная вселенская Сущность, Свет пребывающей Правды, лад всех вещей, Закон вечной Любви.
Чем более ты сольёшься с ним, растворив своё бытие в Едином Бытии, чем более Душа твоя войдёт в единение со всем сущим, тем полнее превратишься ты в совершенное сострадание»11.
«"Буддами Сострадания" называются те Бодисаттвы, которые, достигнув состояния Архата, то есть пройдя весь тайный путь Отречения, отказываются от блаженства Нирваны... чтобы не лишить себя возможности помогать человечеству, насколько карма позволяет такую помощь. Они предпочитают оставаться невидимо [в духе] в мире и содействовать спасению людей, влияя на то, чтобы те следовали Доброму Закону, иначе — направлялись бы на путь праведности. Эзотерический северный буддизм признаёт подобные великие характеры святыми и молится им, как христиане молятся своим святым»12.
К тому же великому качеству призывает и Живая Этика.
«Я Говорю вам, пусть пламя сердца вашего пылает огнём сострадания.
В сострадании заложена великая жемчужина Тайного Знания.
Все Бодисаттвы, все святые, все подвижники устремлялись по этому пути»13, — говорится в книге «Зов».
«Сострадание не плачет, но помогает»14.
«Сострадание имеет корни лишь в сердце»15.
За состраданием следует милосердие. «Сей добрые дела и ты пожнёшь их плоды. Бездействие в деле милосердия преобразуется в действие смертоносного греха. Так говорит Мудрый»16.
Об одном из великих понятий — о смирении — в «Книге Золотых Правил» говорится очень глубоко и лаконично:
«Достигай смирения, если желаешь приобрести Мудрость.
Умножь смирение, если Мудрости ты уже достиг»17.
Об этом, может быть одном из наиболее не понятых людьми качеств, Живая Этика даёт подробные разъяснения.
«Люди исказили понятие смирения; оно так нужно в отношении Иерархии, но люди для удобства сделали из него ничтожество»18.
«Хуже всего понимать смирение как ничтожество. Смирение есть достойное несение Служения»19.
«Одно из великих понятий часто толковалось неправильно — именно великое понятие смирения. Оно толковалось как непротивление злу, оно толковалось как добросердие, как милосердие, но мало принимали самоотречение как смирение. Между тем только самоотречение и самоотверженность дают понятие смирения. Воистину, Мы видим великанов духа и героев, отдающих себя на смиренные труды на благо человечества. Мы знаем великие опыты, производимые в лабораториях смиренно на благо человечества. Мы знаем великие огненные опыты отдавшихся смиренно на благо человечества. Мы знаем явление на пути к Миру Огненному, которое вдохновляло всё окружающее. Истинно, многообразно смирение, явленное самоотверженностью и самоотречением. Героизм есть проявление разных видов смирения. Так рекорды пространства заполняются великими действиями смирения. Неоценимы эти огненные полёты духа. Так, истинно, герои смирения испивают полную чашу яда на благо человечества»20.
Далее в этой же книге даётся формула: «Смирение есть спутник удачи»21 и разъясняется, что, когда общинник приписывает себе удачу в выполнении поручения, данного Иерархией и насыщенного Высшей Помощью, считает этот достигнутый успех своей заслугой и требует поклонения за достигнутое, «он этим закрывает рекорды пространства. (...) ...Лишь смирение духа и явление благодарности соответствуют удаче. Кто же дал все возможности? Кто же дал направление? Кто же явил всё добро? Лишь Иерарх, лишь Вождь, лишь Силы Светлые»22. «Не я, не моё, но Твоё, Владыка!» — так написано на каждом кольце доспеха общинника-удачника. «Так запомним о смирении, когда желаем быть истинными удачниками»23.
Вот так разворачивается перед нами глубинный смысл кратких изречений о качестве смирения, данных в «Книге Золотых Правил».
В ней также предупреждается о нашем злейшем враге, единственном, могущем нас погубить, — о нашей самости. «Закали свою душу против обольщений своей самости; заслужи для неё наименование "Алмазной Души"»24. «...Из крепости души своей изгоните всех врагов своих: честолюбие, гнев, ненависть, до последней тени личного желания»25. «Овладей своими помыслами, если желаешь переступить порог, о стремящийся к совершенству!»26
В книгах Живой Этики мы также находим немало предупреждений против самости. «...Когда дух направляется в сторону эгоизма, может произойти смерть духа»27. «...Каждое явление самости есть явление гибели»28.
И перечисленные в «Книге Золотых Правил» враги души также порождены самостью.
Для того чтобы достигнуть Мудрости и Освобождения, эта книга призывает покинуть безвозвратно восемь жестоких бедствий. В примечаниях к ней поясняется, что «восемь бедствий» — это те «оковы, которые привязывают человеческую душу к иллюзии, следовательно, к временному, преходящему»29. Они таковы: 1. Желание чувственных наслаждений, рабство у своих страстей. 2. Отвращение ко всему, что заключено в некрасивые формы. 3. Закоснелость в личной гордости и невежестве. 4. Заблуждение относительно личного бессмертия. 5. Сомнение в вечности Жизни и Добра, материализм. 6. Желание Неба как продолжения здешней жизни. 7. Ложное убеждение в действительности внешнего религиозного культа. 8. Все виды эгоизма, личной корысти.
И в заключение — предупреждение, данное тем, кто стремится ускорить свой духовный путь. Карма с удесятерённой силой проявляется, когда человек встаёт на путь сильно ускоренной эволюции и происходит «быстрое переживание ранее созданной Кармы. ...При обыкновенных условиях душевного развития она растянулась бы на много существований. Глубокая искренность, соблюдение полной правды в мыслях, чувствах и поступках необходимы для движения по "узкому пути", иначе его не вынесешь, так как каждое нарушение этого основного закона Духа немедленно отражается на жизни ученика»30.
«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», — говорит Христос.
И этим немногим и посвящает свою публикацию Елена Петровна Блаватская.
9–11 августа 1991 г.
1 Голос Безмолвия. Новосибирск, 1991. С. 20-21.
2 Сердце. 334.
3 Беспредельность. 19.
4 Там же. 496.
5 Там же. 589.
6 Иерархия. 200.
7 Голос Безмолвия. С. 24.
8 Там же. С. 27.
9 Там же. С. 22.
10 Там же. С. 15.
11 Там же. С. 38-39.
12 Там же. С. 54.
13 Листы Сада Мории. Зов. 21.07.1922.
14 Община. 134.
15 Братство. 308.
16 Голос Безмолвия. С. 23.
17 Там же. С. 26.
18 Мир Огненный. I. 332.
19 Мир Огненный. III. 500.
20 Там же. 24.
21 Там же. 52.
22 Там же.
23 Там же.
24 Голос Безмолвия. С. 35.
25 Там же. С. 36.
26 Там же. С. 34.
27 Иерархия. 313.
28 Там же. 441.
29 Голос Безмолвия. С. 51.
30 Там же.