Не вечный странник, но гонец стремящийся – Наш путь. Озарение, ч. 2, гл. 6, п. 17 |
Н.К. Рерих. МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ. 1924
В этой беседе, в день великого праздника Пасхи, праздника воскресения духа, праздника, утверждающего бессмертие, вспомним основные заветы Христа наряду с заветами, данными духовными Учителями Света в разное время другим народам. Вспомним, что говорит об этом синтез всех религий — Живая Этика.
К моменту прихода Христа было утеряно и забыто понимание бессмертия души. Смерть, как конечное уничтожение, стояла в перспективе перед каждым, смысла в жизни не было. «И сидели люди во тьме и сени смертной, и свет воссиял им». Светом воссиявшим было воскресение Христа после трёхдневной смерти. Он попрал понятие смерти, и свет Истины, свет подлинного знания, снова воссиял людям.
«Христос воскрес, и мы воскреснем», — говорили уверовавшие во Христа. «Смерть, где твоё жало?!» — восклицали познавшие истину бессмертия; и смерть земная была им не страшна. Христианская вера была рождена на подвигах мучеников за веру. Под напором этой несокрушимой веры рухнул древний языческий мир. Людям было, после длительного забвения, возвращено их будущее; и в его перспективе они стали понимать, для чего жить и как жить.
Теперь снова, в новом витке спирали духовной эволюции, возвращается к людям познание бессмертия. И жизнь познавших начинает преображаться им на радость.
Понятие бессмертия души тесно связано с законом перевоплощения и кармы, законом причинно-следственной связи, образующей судьбу человека.
«Закон перевоплощения есть основа всех истинных учений. Если мы отбросим его, то всякий смысл нашего земного существования сам собою отпадает»1, — пишет Елена Ивановна Рерих.
Сравнивая основы религий, вспомним, как говорит об этом древнейший великий Учитель Индии Кришна:
«Мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых.
Ибо поистине не было времени, когда бы я, или ты, или эти владыки земли не были; воистину не перестанем мы быть и в будущем.
Как живущий в теле переживает детство, юность и старость, так же переходит он в другое тело. Сильный об этом не скорбит. (...)
Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые» (Бхагавад-Гита).
Готама Будда говорил: «Я не учу ничему другому, как только карме». Карма — следствие всего, совершённого человеком. Ответственность перед всем сущим и прежде всего перед самим собою. «Та настойчивость, которую проявил Будда, чтобы внушить своим ученикам сознание моральной ответственности, вытекающей из закона кармы, доказывает, что в этом заключался фактор первичной Истины, самодовлеющей и абсолютной, Истины, которая должна руководить всеми поступками человека»2.
Будда говорил: «Человек рождается согласно тому, что он создал. (...) Соответствие между плодом и семенем не только точно, но действие, как всякое доброе семя, возрастает стократно»3.
«Ни одно благое либо злое действие, как бы пустяшно оно ни было, как бы тайно ни содеяно, не минует точно уравновешенных весов кармы. (...) Буддисты говорят: ''...что человек посеял, то он и пожнёт''»4. Это же гласит и наша пословица: «Что посеешь, то пожнёшь!»
Не всегда следствие сразу следует за причиной. Всему свои сроки. «Бог правду видит, да не скоро скажет», — говорит народ.
Не всегда в том же самом воплощении человек пожнёт то, что посеял. Это может произойти и в одной из последующих жизней. «Человек посеявший — не тот самый, который жнёт, но он и не другой»5, — говорит Будда. При этом вспоминаются слова апостола Павла: «Не умрём, но изменимся». Закон кармы и закон перевоплощения неделимы, ибо один является логическим следствием другого.
Е.И. Рерих пишет: «...хотя закон перевоплощения был краеугольным в каждой древней религии Востока и, конечно, религия евреев не составляла исключения, но уже в дни Иисуса закон этот претерпел искажения от рук князей религии и сохранялся в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект. В Евангелиях, в словах самого Христа, мы имеем достаточно свидетельств о знании евреями этого закона. Так, в Евангелии от Матфея [говорится]: ''И спросили ученики Его: ''Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?'' Иисус сказал им в ответ: ''Правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришёл, и не узнали его, и поступили с ним, как хотели...'' Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе''.
В Евангелии от Иоанна [рассказывается]: "И проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «...кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но для того, чтобы на нём явились дела Божии...»" Действительно, как мог слепой от рождения быть наказан за свои грехи, если бы не существовал закон перевоплощения?»6
«...Лишь в шестом столетии по Рождеству Христову на втором Константинопольском Соборе была отменена догма о перевоплощении»7.
Учение Живой Этики полностью построено на законе перевоплощения. Оно базируется на доктрине вечной, непрекращающейся эволюции всего сущего в Космосе. А закон эволюции основан на прохождении духа через бесчисленное количество форм, в которые он облекается для приобретения опыта и обогащения сознания. И все указания о самосовершенствовании, данные в Живой Этике, имеют своей целью это успешное эволюционное движение и предостерегают против обратного направления — инволюционного. И Учитель показывает ученикам кольцо, на котором изображены две спирали, — как по одной можно подняться, так по другой можно опуститься. И становятся понятными слова Будды: «Человек есть процесс».
Что является основным фактором для создания кармы? Её породителем является мысль, за которой уже потом следуют слова и поступки. Помыслить во благо уже будет началом добрых и мудрых дел. Помыслить во зло — зарождением злых деяний. Бывает так, что мысль добрая или злая зреет долго; но если от неё не отречься и не заменить на противоположную, она неминуемо приведёт своего породителя и к соответственному действию. В Учении Живой Этики очень много внимания уделено этому кардинальному понятию в жизни и судьбе человека — значению мысли и контролю над ней.
«''Из трёх видов действия, — говорил Будда, — наиболее губительное не слово, не телесный поступок, но мысль''. С момента возникновения решения зла человек уже виновен — выявлено ли оно или нет»8.
Чрезвычайно показательна в этом отношении последняя, 10-я заповедь Моисея (они приведены в Библии). В отличие от остальных заповедей, предполагающих действия, она гласит: «Не пожелай!» «Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома его, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего».
В корне желания лежит мысль. И не с этого ли «пожелай» начинается нарушение и других заповедей этого великого законодателя: «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради».
В этой краткой беседе мы затрагиваем вопрос об основах религий, потому что только они, эти основы, и имеют значение для духовного прогресса человечества. Все духовные Учителя проповедовали именно их для познания и применения, и все они были идентичны; но затем, с течением времени, основы затемнялись и терялись, а зачастую и извращались в дальнейших надстройках и комментариях. И на этой почве возникают религиозные разногласия, порождающие фанатизм и нередко приводящие к религиозным войнам.
Битвы идут из-за формы, из-за буквы; и не поняты и забыты слова Христа: «Буква убивает, а дух животворит».
Елена Рерих пишет: «...слово религия заключает в себе понятие величайшего значения, но сейчас значение это человечеством утрачено. Именно, это есть связь человека с Высшим Миром, или Высшим Началом. Но эту великую и единую связь каждый пытается присвоить в своё исключительное владение, потому каждый народ обособил, ограничил и наложил клеймо изуверства, предав проклятию все прочие, непривычные ему, выражения её у своих ближних»9.
Эти различия выражаются в обрядах, ритуалах, канонах, наименованиях, архитектуре храмов и их убранстве и так далее. Всё это принимается за самое главное, и тут расхождения неминуемы.
В Откровении Св. Иоанна (Апокалипсисе)10 предсказывается: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...» Что же минует и что ляжет в основание нового неба и новой земли? В основание лягут основы, а разрушатся надстройки, скрывавшие эти основы. Все религии в своей первооснове едины.
Каждая религия — луч единого Солнца Истины, и этот луч посылается через великих Провозвестников в определённое время и определённому народу в той форме, в какой она ему соответствует по уровню его развития и национальным особенностям. И не отвлечённая мораль — заветы Учителей, а путь жизни.
Белый Лобнор
По картине «Указ Учителя»
Мы подошли к тому роковому времени, когда становится ясно, что не только знание, но именно применение основных законов Бытия, введение их в жизнь спасёт человечество и планету от конечной гибели и откроет путь эволюционного развития без тех препятствий и нагромождений, которые до сих пор тормозили продвижение по этому пути.
Будда утверждал, что «невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценимым, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы»12.
Но знание без применения нежизненно, так же как вера без дел мертва. «...Целые страны отпадали от Учения, когда оно, вместо жизненных применений, обращалось в отвлечённые трактаты»13.
«...Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут»14, — говорит апостол Павел.
В чём же закон Христов? В чём воля Отца Небесного, о которой Христос сказал, что кто будет исполнять её, «тот Мне брат, и сестра, и матерь». «''Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим'': сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: ''возлюби ближнего твоего, как самого себя''. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»15. Так говорит Христос.
Насколько важно применять заветы, данные для нашего спасения, неоднократно говорится в Евангелии. «Не всякий, говорящий Мне: ''Господи! Господи!'', войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»16, — говорит Христос.
В этом высказывании также даётся понять, что механическое повторение Имени не даёт желаемых духовных результатов. Будда не признавал никакой действенной силы за словесными формулами. «Выздоровление возможно лишь посредством внутреннего процесса работы над собою»17, — говорил Он. Будда порицал все ритуалы и другие внешние действия, цепляние за безжизненные формы.
Действительно, гораздо легче многократно повторять священное Имя или мантры, твердить молитвы определённое число раз, бить поклоны, чем проявить хотя бы в малой мере сочувствие к ближнему и возжечь в сердце подлинную любовь к Высшему. Этой подменой подлинного мнимым люди обманывают себя и обольщают других и уводят их с пути, указанного заветами Великих Учителей.
Исполняющего заповеди Христос уподобляет человеку, построившему дом свой на камне (на основе космических законов), и ни ветры, ни наводнения не могли его снести; а слушающего и не исполняющего — построившему дом на песке, и дом тот был снесён бурей жизни — «и было падение его великое».
«Условие Наше для сотрудников — полное желание приложить к жизни Наши основы, не теория, но практика»18, — говорит Живая Этика. К этому можно добавить указание из Агни Йоги, что «не ценно мозговое заучивание, но осознание и применение»19.
В своей общине Будда установил взаимопомощь. «Тот, кто хочет прислуживать мне, должен прислуживать больным»20, — говорил Он.
Христос утверждал, что помогающий ближнему помогает Ему. Это утверждение с необыкновенной силой выражено в словах Христа о страшном суде, где Он говорит тем, кто исполнял Его заповедь о любви к ближнему: «Я был голоден, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. ...Ибо то, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне»21.
Живая Этика говорит: «Путь жизни есть взаимная помощь»22. «Мочь помочь — счастье»23. «Любовь есть венец Света»24.
Дойдя до предела разъединения, которое подвело человечество к краю конечной гибели, люди начинают обращаться, как к единственному якорю спасения, к основам, к заветам Великих Учителей, к идее объединения, к идее мировой общины, которая должна осуществиться в грядущей эпохе Светлого века, Сатия Юги, предсказанной всеми пророчествами.
Заповедав мировую общину как эволюцию человечества, Будда предвидел её осуществление в далёком будущем, в век Майтрейи. Будда знал, «что ничто не существует вне сотрудничества», что во всём мире взаимосвязь; «что эгоистический гордец не может строить будущее, ибо, в силу космического закона, он окажется вне потока жизни, несущего всё сущее к совершенствованию...»25
В Учении Живой Этики целая книга посвящена общине. Там говорится: «Община-Сотрудничество может неслыханно ускорить эволюцию планеты...»26 «Будет процветать мировое обновление, сотрудничество, взаимопомощь, община»27.
Когда забываются основы, когда теряется путь, когда извращаются до неузнаваемости все духовные заветы прошлого, тогда приходит новый духовный Учитель, берущий на себя подвиг спасения планеты путём обновления сознания землян, и даёт новый импульс к возрождению. Он даёт Учение, содержащее синтез всех предшествующих религий в их чистом виде; Учение, говорящее на уровне современного развития сознания, достигнутого в данной эпохе.
«Ни одно учение не предусматривало развитие будущего с такой ясностью, как буддизм, — пишет Елена Рерих. — Наряду с почитанием Будды в буддизме развито почитание Бодхисаттв — будущих Будд»28. Надо сказать, что «слово ''Будда'' не есть имя, но означает состояние ума, достигшего высшей точки развития; в буквальном переводе — ''познавший'', или тот, кто овладел совершенным знанием — мудростью»29.
Готама Будда, устремляя все возможности к утверждению эволюции, заповедал своим ученикам почитать Будд будущего более, нежели Будд прошлого.
«По словам предания, Благословенный утвердил своим преемником Бодхисаттву Майтрейю.
И сказал Благословенный Ананде [своему ученику]: ''Я не первый Будда, который пришёл на Землю, также не буду я последним. В должное время другой Будда восстанет в мире, Сокровенный, высшего озарения, одарённый мудростью, счастливый, вмещающий всю Вселенную, несравненный Вождь народов, Повелитель Дэв и смертных. Он откроет вам те же вечные истины, которые я преподал вам. Он установит свой Закон, преславный в его началах, преславный в его апофеозе и преславный у цели в духе и слове. Он возвестит праведную жизнь, совершенную и чистую, какую проповедую сейчас и я. Его ученики будут исчисляться тысячами, тогда как мои лишь сотнями.
...Имя Его будет Майтрейя. ...Как указывает Его имя, — Будда Сострадания и Любви''»30.
В книге «Община» приводится такая притча: «Однажды женщина остановилась между изображениями Благословенного Будды и Майтрейи, не зная, кому принести почитание. И изображение Благословенного Будды произнесло: ''По завету Моему почитай будущее. Стоя в защите прошлого, устреми взгляд на восход''»31.
«Не видим конца цепи Учителей...»32 — говорится в этой же книге.
Порадуемся тому, что мы имеем Учение Живой Этики, данное нам Владыкой Майтрейей через Елену Ивановну Рерих на нашем языке, в нашу страну и через Россию всему миру как дар великого сострадания «ко всему обнищавшему человечеству», как «утверждение новых начал». «Ядовитые времена пройдут, — говорит Он, — и вы, обновлённые, войдёте новой дорогой в Новый Мир».
Радиопередача из цикла «Беседы о Живой Этике»
7 апреля 1991 г.
1 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 427 (3.12.1937).
2 Рокотова Н. Основы Буддизма. Новосибирск, 1990. С. 52.
3 Там же. С. 53.
4 Там же.
5 Там же. С. 50.
6 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. С. 177 – 178 (8.02.1934).
7 Там же. Т. 2. С. 57 (17.10.1935).
8 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 26.
9 Письма Елены Рерих. Т. 2. С. 203 (25.05.1936).
10 Иоан. 21: 1.
11 Спирина Н.Д. Перед Восходом. Новосибирск, 2013. С. 142.
12 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 18.
13 Там же. С. 66.
14 Посл. к римл. 2: 13.
15 Матф. 22: 37 – 40.
16 Там же. 7: 21.
17 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 38.
18 Община. 65.
19 Агни Йога. 527.
20 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 23.
21 Матф. 25: 35, 40.
22 Община. 5.
23 Листы Сада Мории. Зов. 15.10.1921.
24 Иерархия. 281.
25 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 16.
26 Община. 72.
27 Там же. 143.
28 Рокотова Н. Основы Буддизма. С. 64.
29 Там же. С. 13.
30 Там же. С. 64 – 65.
31 Община. 95.
32 Там же. 60.
33 Спирина Н.Д. Перед Восходом. С. 22.