Меньше всего Нас занимают словесные утверждения. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия. Община, 179 |
Радиопередача из цикла «Беседы о Живой Этике»
Великая Матерь!
Ты царишь Одна, везде, всегда и во всём.
Ты повелеваешь пределами Неба и Земли.
Ты Своим Светом освещаешь всё сущее.
Ты Своею Любовью согреваешь всё живущее.
Ты Своею Мудростью награждаешь всё растущее.
Ты Милостивым Оком стережёшь
все Твои творенья.
Ты Истинная, Добрая и Сострадательная Матерь
всего человечества.
Сегодня мы поговорим о женщине — о её значении и назначении в свете Учения Живой Этики.
Только поняв и то и другое, женщина сможет подняться на предназначенную ей высоту и выполнить своё космическое назначение.
Три великих назначения имеет каждая женщина: быть матерью, быть спутницей мужчины и быть охранительницей вечных ценностей, созданных её детьми.
Начнём с самого Наивысшего.
Высочайшее понятие всех религий и всех народов есть Матерь Мира — Великое женское созидательное Начало во Вселенной. Вот как обращается к ней Живая Этика: «Матерь Мира — великая творческая сила в нашей сущности. Ты жила в культах древних как земля, как солнце, как огонь, как воздух, как вода. Ты всему Дательница, Ты всему откровение Дающая! Ты, Явившая человечеству великое радостное познание Матери; Ты, Указавшая подвиг и Сокрывшая Лик Свой; Ты, Давшая нам явление пространственного Огня; Принявшая на плечи Твои тяжесть человеческих действий; Тебе появим мольбы вернуть нам нашу утерянную улыбку. Яви нам овладение священной Огненной Силой!»1
«Советую произносить Имя Матери Мира не как символ, но как мощь дающую»2.
Николай Рерих говорит: «Матерь Мира. Сколько необыкновенно трогательного и мощного слилось в этом священном понятии всех веков и народов.
Космическими волнами приближается это великое понятие к человеческому сознанию»3.
Матерь Мира есть воплощение великой вселенской материнской любви. Рерих приводит трогательную легенду о Ней: «Обеспокоился Апостол Пётр, ключарь Рая. Сказывает Господу: "Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю".
И сказал Господь: "Пойдём, Пётр, ночным дозором".
Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души.
Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: "Ш-ш! не мешай!"»4
«Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины»5, — пишет Елена Ивановна Рерих.
Как в большом, так и в малом. От космической концепции женского начала мы переходим к матерям нашей планеты Земля.
В Индии говорят: «Каждая женщина есть матерь мира».
С этим древнейшим утверждением перекликаются сказанные о женщине слова нашего современного писателя Валентина Распутина. Он пишет о «носимом в себе женщиной прообразе богородичного склада». «Мироткущая» — так издавна называли женщину. Призванная давать жизнь, она призвана была создавать вокруг себя такие условия, такой мир, чтобы произведённая ею новая жизнь могла развиваться правильно. «Охранительность — вот сущность женщины».
Елена Ивановна пишет: «...Грядущая эпоха будет не только эпохой Великого Сотрудничества, но и эпохой женщины»6. На Востоке эта «эпоха обозначена как эпоха Майтрейи или Великого Сострадания и провозглашения Матери Мира»7.
Истинно, женщина — «Мать и Хранительница мира»8.
«И если высока роль женщины как матери, то, именно, матери не семьи только, но матери и Великой воспитательницы сознания народов!»9
Далее она пишет: «...Исключительная любовь к своему собственному ребёнку рассматривается как один из видов животного эгоизма»10.
«Пусть каждая женщина раздвинет пределы своего очага и вместит очаги всего мира. Эти бесчисленные огни укрепят и украсят её собственный очаг.
Зная, что ограничение ведёт к разрушению, но каждое расширение даёт созидание, всеми силами устремимся к расширению нашего сознания, к утончению мысли и чувств, чтобы этим творческим огнём зажечь наши очаги»11.
«Пусть теперь женщина — Матерь Мира скажет: "Да будет Свет" и утвердит свой огненный подвиг.
Каков же будет этот Свет и в чём будет заключаться огненный подвиг? В поднятии знамени духа, на котором будет начертано — Любовь, Знание и Красота.
Да, лишь сердце женщины-матери может собрать под это знамя детей всего мира, без различия пола, рас, национальностей и религий»12.
Роль женщины в семье невозможно переоценить.
«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчёты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину. Когда расчётливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце. Истинно, когда злоба измельчает решение разума, только сердце находит спасительные исходы. А где же то сердце, которое заменит сердце женское? Где же то мужество сердечного огня, которое сравнится с мужеством женщины у края безысходности? Какая же рука заменит успокоительное прикосновение убедительности женского сердца? И какой же глаз, впитав всю боль страдания, ответит и самоотверженно, и во Благо? Не похвалу женщине говорим. Не похвала то, что наполняет жизнь человечества от колыбели до отхода»13.
«...Женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия о значении знания, культуры и государственности в своей семье»14.
«Вопросы самоусовершенствования и народного здравия очень связаны. Призовём женщину к тому и другому. Оба задания нуждаются не столько в государственном приказе, сколько в семейном.
Нельзя приказать чистоту мысли, даже нельзя приказать чистоту слова. Нельзя приказать здоровую чистоту дома, лишь просвещение утвердит здравие духа и тела»15. Так говорит Живая Этика.
Велика и прекрасна роль женщины — жены, вечной спутницы мужчины. Это её назначение Николай Константинович Рерих выразил в четырёх словах посвящения своих книг Елене Ивановне Рерих: «Жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Именно Елена Ивановна являлась высоким примером, конкретным воплощением этого предназначения женщины. Жена — это друг, это спутница на всех путях мужчины, его вдохновительница, его Муза. И этот великий художник говорил, что его картины следовало бы подписывать двумя именами — мужским и женским.
В своей статье «Лада» (так именовали близкие Елену Ивановну) Николай Константинович даёт её облик: «Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил, — на всё это готова Елена Ивановна. (...) На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. (...) Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера.
И живёт Елена Ивановна в постоянной неустанной работе».
Если бы издать все написанные ею письма, «то получилось бы много томов. Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются её помощью, прилетающей на крыльях аэропланов. (...) Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. (...) Велика радость — давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса»16.
«Правда, справедливость, постоянный поиск истины и любовь к творящему труду — преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного духа. И весь дом, вся семья — всё строится по тем же благодатным началам.
Болезненно ощущается всякое невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения и физические, и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера истинно трудовою, — и всё на пользу человечества. Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей молодёжи».
«...Сказано, — пишет Елена Рерих, — "как Учитель творит через учеников, так женщина творит через мужское начало. Потому женщина возвышает мужчину". Следовательно, женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою. Помните картину Н[иколая] К[онстантиновича] "Та, которая ведёт" ["Ведущая"]. Так женщина должна занять место, суждённое ей. Она должна стать не только полноправной сотрудницей в устроении всей жизни, но и вдохновительницей на жизненные подвиги. Величайшая задача состоит в том, чтобы одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте. Но начать нужно именно с перевоспитания самих себя, потому и призыв к женщинам должен быть прежде всего призывом к самоусовершенствованию, к сознанию своего достоинства, своего великого назначения...»17
«Настаёт великая эпоха женщины. Именно женщине предстоит совершить подвиг двоякий — поднять себя и поднять своего вечного спутника мужчину»18.
«Поверх труда мужского стоит явление женщины. Она ведёт, она вдохновляет, она руководит на всех путях, являет пример синтеза. Можно удивляться, насколько быстро входит она в любую область»19, — говорит Живая Этика.
Женщина — жизнь дающая — особо сильно проявляет психическую энергию, великую творческую и созидательную мощь.
В Живой Этике сказано: «Почему при опытах над психической энергией участие женщины так нужно? Почему женский уход за цветами так благотворен? Почему при болезнях прикосновения женщины так целительны?
Можно назвать множество явлений, когда именно женщина может дать особое напряжение психической энергии»20.
«Настоящая эпоха недаром называется эпохою Матери Мира, она выдвигает особую деятельность женщин как носительниц культуры, — говорит Николай Рерих. — И в то же время эта почётная миссия накладывает на женщин и особую ответственность как на хранительниц не только семьи, рода, государства, но и мира.
Только в женских руках мир, к которому тянется всё человечество, будет осознан как творящее, бодрое будущее, в котором появится истинное сотрудничество. (...)
...Приходят сроки, когда человечество обязано выявить все свои духовные силы и возможности. Женщины, опоясанные силой любви, венчанные венцом подвига, как светлый дозор, как рать непобедимая, ополчаются против тьмы и зла и придут на помощь человечеству, которое находится в небывалой ещё опасности»21.
«Женщина — мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить всё великое значение культуры мысли и знания.
Женщина — вдохновительница красоты — знает всю силу, всю синтетическую мощь красоты»22.
Николай Рерих пишет: «Перечислять совершённое и вдохновлённое женщиной значило бы описать историю мира. Если мы говорим о внесении Прекрасного во всю полноту жизни, если мы знаем, что суждённая эволюция покоится на краеугольных камнях Красоты и Знания, то кто же будет верным союзником этих основ в глубине человеческого сознания?
Прекрасное предание говорит о наступившей эре Матери Мира. Под многоразличными покровами человеческая мудрость слагает всё тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения. И опять на новую гору должна идти женщина, толкуя близким своим о вечных путях»23.
«Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного?»24
Он обращается к женщинам: «Женщины... вы соткёте и развернёте Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте. Вы научите их благословенной иерархии знания. Вы скажете малым о творчестве мысли. Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига. Вы первые скажете малым о преимуществе духовных ценностей. Вы произнесёте священное слово Культура.
Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!
Привет и поклон вам!»25
Знамя Мира на картине Н.К.Рериха «Орифламма» («Владычица Червонно-Пламенная») женщина держит в руках как покров, охраняющий всё самое прекрасное, созданное её детьми. Мы вспоминаем, как в православии высоко чтится праздник Покрова Богородицы, защищающей людей от бед, напастей и разорений.
Созвучно с этой картиной стихотворение Н.К.Рериха «Владычица Знамени Мира»26.
Владычица Червонно-Пламенная!
Владычица Знамени Мира!
К Тебе, Владычица, мы прибегаем. Кто же
поднимет Знак Мира, Знак Сохраненья
Высших Сокровищ?
Кто же, кроме Тебя, придёт к нам, помочь
Знамя поднять, знак созиданья народам?
Бурно море и губительны вихри, но Ты Знамя
поднимешь
и наполнишь сердце людское сознаньем о священном
Хранении Духа. Ведь Ты знаешь, насколько нельзя
отложить этот Знак. Ведь Ты знаешь, сколько
уже разрушений землю унизило. Знаешь Ты
все поношения самого лучшего, самого нужного
людям. Если стадо не знает опасности, то ведь Ты,
Пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.
И ветры нагорные всюду Приказ принесут Твой:
сохранить, и строить, и складывать Светлое Завтра.
Твой Пламень Червонный тьму разгоняет. Дыхание
Твоё исцеляет все раны, и Рука Твоя разве не строит,
легко прикасаясь к созидательным камням творенья?
Вот мы
и просим Тебя поднять этот Знак
Триединости Мощной.
Знаем мы, что Ты не откажешь, ибо противно Тебе
разрушенье и уничтоженье прекрасных начал. Ты
не терпишь хаоса, Ты не терпишь смятения,
и потому Ты поднимешь, и сохранишь, и укажешь
народам Знак Охраненья мирных прекрасных
Сокровищ! Знак Путеводный для каждой творческой
Мысли! Знак Утвержденья и Света.
Помоги, Владычица Знамени Мира!
Елена Ивановна призывает: «...Женщины должны без промедления приступить к самосовершенствованию на всех путях... Многое... женщинам нужно изжить... начнём воспитывать в себе сознание своего достоинства и мужественно научимся опираться на свои силы и знание, чтобы приобщиться и принять свою долю ответственности в великом строительстве на Общее Благо»27.
«Своими руками женщина всех племён и верований поможет слагать ступени эволюции.
Нельзя промедлить!»28
К Звезде
Мы придём и встанем пред Звездою,
Скажем Ей: «Мы долго шли к Тебе
В знойный полдень и ночной пургою,
Вверив дух начертанной судьбе».
И ответит нам Звезда с улыбкой:
«Я ждала вас долгие века,
И Мои лучи над жизнью зыбкой
Озаряли вас издалека».29Н.Д. Спирина. Из сборника «Перед Восходом»
Радиопередача из цикла «Беседы о Живой Этике», 27 июля 1990 г.
1 Беспредельность. 38.
2 Там же. 9.
3 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 34.
4 Там же.
5 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 1.03.1929.
6 Там же. 8.03.1935.
7 Там же.
8 Там же. 31.05.1935.
9 Там же.
10 Там же. 17.04.1934.
11 Там же. 7.10.1930.
12 Там же.
13 Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 220.
14 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. 17.05.1937.
15 Аум. 425.
16 Рерих Н.К. О Вечном... М., 1991. С. 272.
17 Письма Елены Рерих. Т. 1. 17.08.1934.
18 Там же.
19 Братство. 282.
20 Аум. 428.
21 Рерих Н.К. Держава Света... С. 251-253.
22 Письма Елены Рерих. Т. 1. 7.10.1930.
23 Рерих Н.К. Держава Света... С. 39.
24 Там же.
25 Там же. С. 41-42.
26 Рерих Н.К. Стихотворения. Проза. Новосибирск, 1989. С. 199.
27 Письма Елены Рерих. Т. 2. 9.08.1937.
28 Аум. 416.
29 Спирина Н.Д. Перед Восходом: Стихи разных лет. Новосибирск, 1992. С. 24.