Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её. Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934 |
Я очень счастлива приветствовать конференцию, посвящённую 110-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих и дальнейшему исследованию наследия семьи Рерихов, и особенно потому, что, занимаясь много лет изучением этого духовного богатства, я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться этот кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки.
Признательность проистекает из признания. Эта конференция, посвящённая Елене Ивановне, — выражение признательности той, которая дала человечеству так много, что на века ему хватит изучать и применять её наследие. Но не только книги и письма оставила она, но сам образ её и подвиг её жизни — это тот образец, тот идеал, в котором люди так нуждаются. Можно погасить свечу, но Свет Утренней Звезды потушить невозможно. Она предвестница Восхода, она — предтеча наступления нового Дня в истории планеты. Урусвати!
Девочка, тайком несущая к себе тяжелый том Библии; девушка, мечтающая об Общем Благе; женщина — жена и вдохновительница Николая Рериха, который писал о ней, что она «прозревала на всех путях наших. Нашла водительство духа и укрепила путь наш». Мать, давшая миру двух замечательных сыновей; автор книг о Будде, о Сергии Радонежском; собравшая и издавшая Криптограммы Востока; переводчица сложнейших философских текстов Е.П.Блаватской и писем Махатм («Чаша Востока»); автор двух томов изданных писем и огромного количества неизданных; и, наконец, посредница между нами и Великими Учителями, давшими через неё свет Знания людям.
Чтобы понять полученное, надо понять эпоху, в которой мы живём, и страну, на языке которой и для которой в первую очередь было дано Учение Живой Этики (Агни Йога).
Оно переводит отвлечённую мораль на научную практическую основу и доказывает, как это неотложно необходимо для спасения человечества и планеты.
Оно объединяет все религии и йоги, вскрывая их общую первооснову, исходящую из непреложных космических законов.
Оно устремляет к дальним мирам как к пути суждённому, выводя землян из их колыбели.
Оно помогает осмыслить земную жизнь как этап на беспредельном пути эволюции человеческой бессмертной сущности.
Оно излагает законы психической энергии, всеначальной энергии, которая сочетается со всеми проявлениями жизни, указывает на последствия её накопления или растраты, открывая пути к её осознанию и применению.
Оно призывает к созданию Общины Мира, к объединению всех народов, независимо от их расовой или национальной принадлежности, на основе Общего Блага.
Оно призывает к перерождению сознания, к той перестройке, которая должна начаться, прежде всего, с каждого человека в отдельности.
Оно говорит о значении мысли как первоосновы всей жизни.
Елена Ивановна пишет: «Учение Живой Этики не носит печати определённой национальности, потому оно и приложимо всюду и всегда». «Учение прежде всего прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному ученичеству». «Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению».
В книге «Сердце» (155) говорится: «Много оккультных книг, но большинство из них не может быть полезно сейчас. Причина главная в том, что они всюду предпосылают лишь каких-то особо избранных. Но Наше Учение имеет в виду всех, всех, всех! Лишь эти зовы ко всем могут заменить отвлечённую этику Учением Жизни».
В моём кратком выступлении нет возможности изложить хотя бы сжато содержание книг Живой Этики. Эту тему продолжат другие докладчики.
Мы же ещё раз воздадим признательность той, которая воплотила в себе всё то, что было написано ею и через неё. И пусть освещает работу нашей конференции Свет Утренней Звезды — Урусвати!
11–12 февраля 1989 г.