Там, где нет величавой простоты, там нет и красоты, значит, нет и Высшего Присутствия. Рерих Е.И. Письмо от 01.08.1934 |
Качество, о котором помнят лишь подвижники, работники на Общее Благо. Много добра творили они явно, но неисчислимо больше — тайно. Именно неисчислимо, так как нет таких мер, которыми можно было бы измерить их незримые благодеяния и последствия благих дел. Анонимность есть признак подлинного самоотверженного служения. Анонимность — щит против честолюбия, тщеславия, корысти. Высшая степень анонимности — по отношению к самому себе — сформулирована в Евангелии словами «пусть твоя правая рука не знает, что делает левая». Не только не разглашать о сделанном добре, но и самому как бы не знать о нём, забыть, не думать. В этом заключается высокое благородство духа, в противовес фарисейской вульгарности, кричащей на перекрёстках о своей благотворительности. Важен плод, важен результат; имеет значение лишь то, что остаётся. «В Музеях вы видите много анонимных произведений искусства. Имя, как лист отсохший, унесено вихрями времени. Но живёт Прекрасное, оно лишь умножается временем»1. Что важнее — имя творца или его произведение? Что производит благое воздействие, что нужно людям? Станет ли творение хуже оттого, что имя создателя неизвестно? Станет ли доброе дело менее добрым оттого, что оно анонимно? «Истинно, самоотречение является одной из форм Прекрасного»2. В сознательной анонимности кроется отречение от себя во имя Общего Блага и слияние своего отдельного «я» с этим великим понятием. Потому анонимность так прекрасна.
21 июня 1945 г.
1 Рерих Н.К. Прекрасное // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 27.
2 Там же.
***
...В строительстве Космоса начертана самоотверженность. Именно самоотверженность ведёт свет духа к Беспредельности.
Беспредельность, 413