…Должна быть проявлена вся мера великодушия. Царь духа тот, кто первый протягивает руку. Рерих Е.И. Письмо от 07.01.1938 |
«В далёких странах, за великими озёрами, за горами высокими, там находится священное место, где процветает справедливость. Там живёт высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества. Зовётся это место Беловодье»1, — записал Н.К.Рерих в своём путевом дневнике. Такие легенды о Беловодье послужили сюжетом для нескольких его картин Алтайского цикла.
На поиски этой Страны Счастья алтайские староверы шли целыми семьями. «...В самом конце прошлого (XIX) столетия в Беловодье была отправлена экспедиция из уральских казаков-староверов, но они пошли неправильным путём и не нашли Беловодского Царства»2. Существовали «специальные путеводители, так называемые "путники", где на крестьянском наречии искажёнными географическими названиями указывалось направление»3 в эту заповедную Страну. В книге «Уймонские староверы» упоминается об одном из таких описаний, хранящихся в Верхнем Уймоне, в Музее старообрядческого быта: «На Беловодье надобно ехать до города Бийска... до деревни Устюбы. Потом путь пойдёт через горы каменные, снеговые. И тут есть деревня Уймон, есть и люди тут, которые поведут дальше...»4
Н.К.Рерих упоминает в своих записях некую «замечательную книгу», содержащую «сведение о том, что в 1925 году на Волге, в городе Костроме, скончался старец, в бумагах которого нашли путь к святыням светлых Обителей Гимавата. И староверы сибирские по-прежнему идут в священное Беловодье; стремятся к высшему общению с Богом»5.
На картине Н.К.Рериха «Песнь о Шамбале. Танг-Ла» (1943 г.) изображён такой паломник. Человек в древнерусской одежде, напоминающий собой Садко, нашёл легендарное Беловодье, он добрался до перевала Танг-Ла и оттуда созерцает прекрасный горный хребет. «На фоне величественного заката, освящённая последним Лучом, сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окружённая снеговыми гигантами»6, — пишет Елена Ивановна Рерих. Чуть ближе — река с белой водой. «Впереди, на тёмной пурпуровой скале сидит сам певец...»7 Он понимает, что там, за этой таинственной и чудесной, а теперь и такой близкой грядой находится Страна мечты, Страна Справедливости и Знаний. И песнь его ликующего сердца слышат святые обитатели Беловодья.
Елена Ивановна Рерих, очень любившая эту картину, видела в этом певце Николая Константиновича. Она назвала его «Певцом Священных Гор». «Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале»8, — пишет она в письме сотрудникам после ухода Николая Константиновича. Как известно, «Беловодье» и «Шамбала» — слова-синонимы.
«Оттуда» (1935 – 1936 гг.). Есть две версии описания этой картины. По одной из них — здесь изображена Елена Ивановна Рерих. Она идёт Оттуда, из Шамбалы, из Беловодья, и несёт людям Чашу Знаний. Согласно второй версии, на картине изображена «беловодская женщина». Жители Верхнего Уймона рассказывали Н.К.Рериху: «Дед Атаманова и отец Огнёва ходили искать Беловодье. "Через Кокуши горы, через Богогорше, через Ергор — по особой тропе. А кто пути не знает, тот пропадёт в озёрах или в голодной степи. Бывает, что и беловодские люди выходят верхом на конях по особым ходам по Ергору. Также было, что женщина беловодская вышла давно уже. Ростом высокая, станом тонкая, лицом темнее, чем наши. Одета в долгую рубаху, как бы в сарафан"»9. «Ликом строгая и темнее наших. Ходила по народу — помощь творила, а затем ушла назад в подземелье. Тоже приходила из Святой Страны»10.
Подобные легенды Н.К.Рерих слышал не один раз. Ещё до его посещения Алтая караванщики Хотана рассказывали ему: «Вы слышите, какие пустые подземные переходы мы пересекаем? Через эти проходы люди, которые их знают, могут добраться до дальних стран. (...) Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю... Только очень редко некоторые из них появляются снова на земле. На наши базары такие люди приходят со странными, очень древними монетами, но никто не может даже вспомнить то время, когда здесь пользовались такими деньгами». Далее Николай Константинович пишет: «Я спросил их, сможем ли мы тоже увидеть таких людей. И они ответили: "Да, если ваши мысли высоки и общаются с этими святыми людьми, потому что на земле только грешники, а чистые и мужественные уходят к чему-то более прекрасному"»11.
Ещё одна картина вдохновлена темой Беловодья: «По Ергору едет всадник». Николай Константинович писал, что путь в Беловодье лежал «через Ергор по особой тропе. (...) Не вернётся ли чудь подземная? Не седлают ли коней агарты, подземный народ? Не звонят ли колокола Беловодья? По Ергору не едет ли всадник? На хребтах— на Дальнем и на Студёном — пылают вершины»12.
Картина написана в 1927 году, сразу после посещения Алтая, возможно в Монголии, в Урге, где была длительная остановка.
«Странник Светлого Града» (1933 г.) по сюжету перекликается со всеми картинами о Шамбале и Беловодье. Так, в картине «Оттуда» женщина вышла из Святой Страны, чтобы «помощь творить» и поделиться добытыми знаниями, а здесь странник ещё только идёт за ними. Духовный голод и поиск совершенства толкают его в путь.
Николай Константинович Рерих так говорит об этих странниках: «Идут паломники в Шамбалу, в Беловодье. Никакие пропасти не остановят стремление духа. Знают и Пресвитера Иоанна и Гессар-Хана и Владыку Шамбалы. За белыми горами звонят колокола обителей. Среди духовных движений, родившихся за последние годы, особенно звучат странники "Светлого Града". О хождении их повествует Брат Алексей в своих поучениях. "Меж болот мирской неправды, среди дебрей ложного знания, минуя скалы человеческой глупости, обретёшь равнину исканий и восемь дорог к ней. А посреди — озеро живой воды"»13. Как говорится в Записях Бориса Николаевича Абрамова, путь странника «лежит в чудесный Город, где все путники... найдут свою мечту, воплощённую в действительность, где люди живут для радости, счастья и красоты»14.
«Звенигород» (1933 г.). После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рерих планировал вернуться на Алтай и поселиться в Верхнем Уймоне. Он мечтал о строительстве Звенигорода, который бы стал центром Знания и Культуры. И в этой картине он отразил идею создания города Будущего, центра Новой Страны. В Тонком мире он уже построен; мы видим, как на картине святые выносят из храма макет будущего города. 13 мая 1924 года Е.И.Рерих записывает: «После станет ясно, как строить Зв[енигород]. Вы уже имеете размеры высот и как расположить ступени... Итак, вы имеете ступени жизни. Внизу город новой эпохи, над ним Храм человеческих достижений и место встречи земли с духом»15.
«Придёт время Моё, — говорит Учитель, — и изменится жизнь на Земле. Благоденствие и мир вернутся на Землю. Утвердится кооперация всех и во всём. Исчезнет вражда. Прекратятся войны. Все народы планеты составят одну дружную семью. Преобразится и расцветёт сад земной. Помилованы будут животные. Изменятся люди. Ложная наука заменится истинной. (...) Очищена будет планета от всякого сора. Преобразится сознание человеческое. Наступит царство Света. Ему же не будет конца»16.
«Ковка меча (Нибелунги)» (1941 г.).
Н.К.Рериха издавна интересовали пути миграции кочевых племён. Проходя по Алтаю и Монголии во время экспедиции, он слышал множество легенд, в которых отразились следы великого переселения народов. «В пределах Алтая, — пишет Н.К.Рерих, — можно... слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племён упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесённых далеко на запад»17. Под впечатлением этих легенд Николай Константинович пишет картину «Ковка меча (Нибелунги)».
Картина создана в год нападения фашистов на Советский Союз, и здесь ковка меча может быть понята как символ «ковки» будущей победы над фашистской Германией. Возможно, что на картине изображены те самые «"курумчинские кузнецы" — странные, непонятные народы, которые не только прошли, но и жили в пределах Алтая и Забайкалья»18. Это были искусные мастера изделий из золота, бронзы, серебра. На полотне мы видим, как ночью, в каменной пещере, при свете огня два кузнеца куют меч — меч победы. Лицо одного из них сурово и мужественно. Они куют меч, чтобы встать на защиту родной земли. «Настрой картины суровый, мужественный и героический. Год создания картины (1941) придаёт ей не только историческое, но и патриотическое звучание»19, — пишет Л.Цесюлевич.
«Страж пустыни». Так же как и «Ковка меча», эта картина написана в 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны. «...Год создания картины... и психологический настрой её говорят о мыслях художника тех лет: даже каменные изваяния предков встают на защиту родных просторов»20, — пишет Л.Цесюлевич.
Выгоревший степной пейзаж, вдали горы, в центре — кезер, окружённый камнями, и каменное изваяние, стоящее как страж пустыни. Такие надмогильные памятники Н.К.Рерих видел на Алтае и в Монголии. «Вы особенно ясно чувствуете, — отмечал он, — что такие творения вызваны какою-то глубокою потребностью. Труд, на них положенный, был священным трудом. Кому-то, для нас неизвестному, требовалось потратить свои силы и время, чтобы, в самых неудобных иногда условиях, оставить анонимный памятник в назидание каким-то неведомым путникам»21. «Сколько рассуждений вызывали так называемые "каменные бабы". Ещё не так давно им пытались приписывать чуть ли не портретно-монументальное напоминание о погребённых. Основа к тому заключалась в исторических деталях костюма. Конечно, заставляла подумать о происхождении своём чаша, часто находившаяся в левой руке изваяния. Иногда чаша процветалась огнём. Такое изображение имелось на моей картине "Стражи пустыни"»22, — писал Н.К.Рерих.
«Пантелеймон-целитель». К этой теме Н.К.Рерих обращается дважды. Первый вариант картины (1916 г.) — большое полотно, написанное маслом. Второй вариант (1931 г.) Н.К.Рерих написал темперой и намного меньше размерами.
Целитель Пантелеймон жил в Никодимии во времена императора Максимилиана. Во время гонения на христиан он погиб мученической смертью, и церковь причислила его к лику святых. На иконах Пантелеймон — молодой человек, но Н.К.Рерих изображает его седобородым старцем, подчёркивая мудрость Святого.
Спустя десять лет, будучи на Алтае и наблюдая за Вахрамеем Семёновичем Атамановым, Николай Константинович записывает в путевом дневнике тёплые и проникновенные строки: «...Знает он (Вахрамей) травки и цветики. Это уж неоспоримо. И не только он знает как и где растут цветики и где затаились коренья, но он любит их и любуется ими. И до самой седой бороды, набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их, и ласково приговаривает о их полезности. Это уже Пантелей Целитель, не тёмное ведовство, но опытное знание. Здравствуй, Вахрамей Семёныч! Для тебя на Гималаях Жар-цвет вырос»23.
«Ламы возвращаются (Ламы-жнецы)». На картине мы видим степь, высокотравье, два ламы едут верхом на лошадях, один из них с сошкой на плече. На Алтае такие сошки использовались как упор для стрельбы из ружья. Пейзаж — типично алтайский, где трава встречается выше человеческого роста; одежда лам похожа на алтайскую. По этим признакам можно предположить, что картина посвящена Алтаю. Николай Константинович в записях отмечает, что на Алтае «трава и цветы высотою со всадника. Даже не разглядишь коня. Нигде мы не видали таких травяных покровов»24.
Завершаем рассказ об Алтайском цикле Н.К.Рериха его последней картиной «Указ Учителя» («Завет Учителя» или «Приказ Учителя»). Её первый вариант написан в 1927 году. Прошёл год с тех пор как Рерих сказал своим собеседникам в Верхнем Уймоне: «Золотые здешние места, через пять лет буду тут». После завершения экспедиции он живёт мечтой о возвращении на Родину. Но его отъезд так и не состоялся по не зависящим от него причинам.
На переднем плане картины мы видим человека, сидящего на краю горного ущелья. Белый лобнор —горный орёл — несёт ему весть от его учителя, приказ о возвращении домой. Белый орёл является символом вестника, несущего приказ о добром спешном деле на пользу людям. Вдали виднеется силуэт Белухи, которая зовёт в дорогу. Очертания её вершин полностью соответствуют виду, открывающемуся с каньона Ак-Кем.
Второй вариант «Приказ Учителя» написан в 1947 году (см. на обложке). В день ухода Н.К.Рериха из жизни картина осталась стоять на мольберте. Сын художника Святослав Николаевич Рерих так отозвался об этом полотне: «Последняя, неоконченная картина Н.К. — "Приказ Учителя", в которой самоуглублённая фигура, прекрасная фигура Учителя, даёт приказ отлетающему белому орлу. Этот мотив, эта композиция являются переработкой небольшой картины, написанной Н.К. в тридцатых годах. Но в последней вся трактовка была гораздо сильнее и шире»25. «Последние работы Н.К. — это заключительный аккорд всей Его замечательной жизни»26.
Когда Н.К.Рерих писал эту картину, двадцать один год прошёл со времени его пребывания на Алтае, а память всё воскрешала зовущие вершины, и сердце его устремлялось домой, послужить Отечеству. К такому же служению Н.К.Рерих призывает и нас. Как Завет звучат эти слова: «Я любил и люблю свою Родину, любите и вы. Я работал во имя её великого будущего, понимая, что настоящее — это ступень к нему. Так думайте и вы. Великое время идёт, и Великий Народ пролагает огненный путь в будущее»27.
Закончим стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной «Белый лобнор»28, написанным по картине Н.К.Рериха «Указ Учителя».
Указа с Гор не упусти —
Он не вернётся, гость крылатый,
Но встанет на твоём пути
Невозвратимою утратой.
Он белой птицей прилетит
И пропоёт тебе то слово,
Которое одно идти
Тебе поможет к жизни новой.
Он порученье принесёт,
Которое всего важнее;
С ним устремишься ты вперёд,
Отважным сердцем пламенея;
Указ неся перед собой,
Как держат факел ночью тёмной,
Как знамя, выступая в бой,
Несут рукою непреклонной.
Не дрогнув и не сбавив шаг,
Пойдёшь исполнить то, что надо.
Отступит пред тобою враг
И рухнет каждая преграда —
Лишь потому, что ты хранишь,
Как талисман, указ священный,
Который с горней Вышины
Тебе послал Благословенный!
* Продолжение. Начало см. в №№ 3-6, 2004.
1 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 236.
2 Е.И.Рерих. Письма. IV. М., 2002. 30.03.1936.
3 Л.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Перед Восходом. № 5-1995. С. 6, 7.
4 Р.П.Кучуганова. Уймонские староверы. С. 15.
5 Н.К.Рерих. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991. С. 59.
6 Е.И.Рерих. Письма в Америку. III. М., 1996. 9.04.1948.
7 Там же.
8 Там же.
9 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 281.
10 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. С. 234.
11 Н.К.Рерих. Шамбала. М., 2000. С. 152.
12 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. С. 281.
13 Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. С. 70.
14 Из Записей Б.Н.Абрамова // На Восходе. № 3-2002.
15 Цит. по: П.Ф.Беликов. Рерих. Опыт духовной биографии. С. 241.
16 Грани Агни Йоги. IX. 70.
17 Н.К.Рерих. Сердце Азии. С. 29-30.
18 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. С. 286.
19 Перед Восходом. № 5-1995. С. 7.
20 Там же.
21 Н.К.Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1992. С. 132.
22 Там же. С. 131.
23 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. С. 283.
24 Цит. по: Е.Полякова. Николай Рерих. М., 1985. С. 250.
25 Цит. по: Непрерывное восхождение. Сборник. Т. 1. М., 2001. С. 142.
26 Там же. С. 159.
27 Грани Агни Йоги. III. 378.
28 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Стихи разных лет. Новосибирск: СибРО, 1997. С. 116.