Мысли на каждый день

Желание не есть подвиг. Подвиг есть осознание необходимости.

Озарение, ч. 2, гл. 7, п. 16

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Н.К. РЕРИХ И СИБИРСКИЕ ПУТИ НАРОДОВ*

Автор: Шустова Алла  



Теги статьи:  конференции, Сибирь, Центральноазиатская экспедиция

Территория Сибири, как в древности, так и в настоящее время, овеяна дымкой таинственности, словно особая страна на карте мира. Многие связывают это с суровостью климата и труднодоступностью её территории. На Западе давно выражают желание обладать сибирскими землями прежде всего как кладовой всевозможных природных ресурсов. Даже поговаривают, что Россия незаслуженно ими владеет. Некоторые деятели пытаются разделить понятия России и Сибири.
Так в чём же действительная сила Сибири? В чём её притягательность? Почему так трудно понять её значение? И почему её нельзя отрывать от России? Ответы на эти вопросы можно найти в трудах Н.К. Рериха.
Чтобы понимать, почему идеи Рериха имеют большое значение и не устаревают во времени, нужно хорошо разобраться, в чём состоит его исследовательский метод. Прежде всего, нужно отметить, что, несмотря на всемирную известность Рериха как художника, он был подлинным учёным. И не только потому что получил классическое университетское образование на юридическом и историческом факультетах Петербургского университета. Рерих имел за плечами многообразный опыт археологических раскопок и ведения полевой исследовательской работы в экспедициях. Он был идейным вдохновителем и хорошим организатором различных научных проектов.
В исследованиях Рерих использовал особый метод, который выражался в соединении академического подхода с художественным видением. Это позволяло замечать то, на что другие не обращали внимание, подходить к научной проблеме с неожиданной стороны, делать смелые предположения и выдвигать актуальные гипотезы. Рерих обладал синтетическим мышлением, что позволяло ему собирать в единую картину множество фактов и по мелким деталям находить глубинные черты явления. Работы Рериха содержат массу ценных наблюдений, сопоставлений, аналогий, сравнительно-исторических выводов, а также предположений и гипотез, имеющих несомненную научную ценность, несмотря на необходимость дальнейших исследований.
Изучая прошлое, порой самое отдалённое, он всегда обращался в будущее. Он делал акцент на преемственности культурного опыта поколений, относился к истории как живому творческому процессу. И в этой картине всегда находилось место для России с её тысячелетней историей. Сибирь Рерих всегда определял как нераздельную часть России и отводил ей важное место в истории Евразии. Именно через историю Сибири современная Россия с далёких времён связана глубокими нитями со всем евразийским континентом.
  Рериховский список различных наблюдений колоссален. Особенно впечатляют его культурно-исторические аналогии между Россией и Тибетом, Россией и Индией, Россией и районами Центральной Азии.
Так, он видит, что ладакхские наскальные изображения стрелков и животных сходны с таковыми в Южной Сибири. В Кашмире Рерих обнаружил такие схожие с русскими предметы, как лапти, розвальни, колодезный журавль, а ставни и оконца такие, как он наблюдал в Суздале и в Ростове Великом. Кашмирские кладбища имеют много общего с северорусскими жальниками. Интерьер королевского дворца в Ладакхе, как он убедился, оказался похож на его декорации к постановке русской оперы «Снегурочка». В куньлуньском городке Санджу Рерих наблюдал у живущих там людей, «как в России», цветные пояса, отороченные мехом кафтаны и шапки. В Трансгималаях в женских головных уборах, по его мнению, можно распознать русские кокошники. В сиккимском Пемаяндзе — «как в России», высокие пороги, в Каргалыке — похожие танцы. Тибетские кони из керамики у Рериха хорошо коррелируют со славянскими конями Световита. Сходство технологии создания русских икон и тибетских тханок, по мнению художника, поразительно. В многоруком изображении бодхисаттвы Авалокитешвары Рерих видит аналог русской Сторучицы, а в индусской Тримурти — православной Троицы. Согласно рериховским сравнениям, образ пламенеющей чаши прослеживается в зороастризме, индуизме, тибетском буддизме, у друидов, а также в православии — от священной пламенеющей чаши причащался великий русский святой — сам Сергий Радонежский.
В подобных исследованиях Рериха чётко прослеживается мысль учёного-историка, пытающегося из разрозненных фактов представить цельную историю системы взаимосвязей народов, которые сложились благодаря массовым передвижениям на просторах Евразии. Рерих везде искал аргументы в пользу горячо поддерживаемой им концепции об общности первоистоков евразийской культуры, а также теории о глубоком взаимодействии древних культур.
Напомним, что принцип культуры был ведущим во всех рериховских исследованиях. По уровню развития культуры, а отнюдь не цивилизации Рерих судил о богатстве сознания народов, об их продвинутости на шкале истории.
Подмеченная им схожесть культурных черт у народов, проживающих далеко друг от друга, подтверждала также его точку зрения о происходящих в древности миграциях людей из центрально-азиатского очага их формирования, причём миграциях массовых. Эти народные движения составили, по мнению Рериха, целую эпоху.
И в этих миграциях Сибирь оказывалась важным пунктом передвижений как на Запад, так и на Восток Евразии. Через древнюю территорию России, и в особенности Сибири, прошли пути племён, ставших родоначальниками почти всех евразийских народов. Именно Россия стала, по выражению Рериха, местом «выявления общечеловеческого конгломерата», являясь «ареной для шествий всех переселяющихся народов»2.
В очерке «Одеяние духа» Рерих писал об эпохе великого переселения: «Изучая памятники переселений, вы понимаете величие этих истинно космических переселений. Из глубин Азии по русским равнинам прошло несметное количество племён и кланов. И, пробившись до океана, эти странники, завершая свой путь через века, снова обернулись к России. И снова принесли ей обновлённые формы своей жизни»3. Таким образом, Рерих замечал, что потоки передвижений были не только прямыми, но и обратными. И такие передвижения могли повторяться неоднократно — происходило своеобразное культурно-историческое пахтание в процессе складывания евразийской общности народов. Рерих замечал: «Если в России можете сейчас насчитать до 300 различных наречий, то сколько же языков уже вымерших оживляло её безбрежные "степи". После общечеловеческого иероглифа каменного века мы в последующие эпохи встречаем в недрах русской земли наслоения самые неожиданные; сопоставление этих неожиданностей помогает нам разобраться в лике русской действительной жизни»4.
«Само передвижение подобных народов показывает ненасытную устремлённость. От океана до океана, через все препоны и трудности, шли путники воображённого града. Тоска по светлому Китежу, неугомонное хождение в Беловодье, поиски Грааля не от тех ли исканий, когда наблюдательный проникновенный взор восхищался богатствами царств природы, звал неутомимо вперёд. Было бы малым решением предположить, что эти путники механически выталкивались народностями, восстававшими позади»5.
Отметим, что до Рериха никто из историков не ставил вопроса о существовании не просто населения на русской земле с древних времён, а именно исторической преемственности русской культуры, а также преемственности в формировании этнопсихологии русских людей с самых древних времён. Все удивляются, откуда взялся особый русский характер. Если исходить из рассуждений Рериха, то он ковался от самых глубин исторической древности и сформировался благодаря именно суровому опыту многих поколений людей, которые в то или иное время были связаны с русской землёй.
Рерих указывал на оставленные древними переселенцами знаки. Реликвии древних народов он называл «Великим наследием», которое лишь до времени сокрыто. Он много раз писал о захороненных кладах: «По необъятным просторам Сибири многие древние путники разбросали свои сокровища. Многие племена непрекращающимся потоком наполняли землю Монголии, Минусинска и Алтая. (...) Память людей сохранила священные рассказы о реликвиях этих великих путников. А фантазия украсила их самыми красивыми гирляндами»6.
Рерих добавлял, что древние народы оставили не только материальные следы в виде мегалитических памятников, древних изображений, предметов древнего искусства, особых форм древнего оружия и погребальных сооружений. Он обращает наше внимание на некоторые предания, на протяжении веков хранящиеся в памяти народов. Это легенды о подземных жителях и их городах, об агартах, племенах чуди. Это сказания о великанах, о героях-богатырях и их сёстрах, об искусных «Курумчинских кузнецах». Он писал: «В пределах Алтая можно также слышать очень значительные легенды, связанные с какими-то неясными воспоминаниями о давно прошедших здесь племенах. Среди этих непонятных племён упоминается одно под именем Курумчинские кузнецы. Само название показывает, что это племя было искусно в обработке металлов, но откуда и куда направилось оно? Не имеет ли в виду народная память авторов металлических поделок, которыми известны древности Минусинска и Урала? Когда вы слышите об этих кузнецах, вы невольно вспоминаете о сказочных Нибелунгах, занесённых далеко на запад»7.
Рерих неоднократно писал, что западная культура насыщена элементами, которые были привнесены туда сибирскими путниками, и что «всё это ведёт нас к той важной эпохе, когда с далёкого юго-востока, теснимые где ледниками, где песками, народы собирались в лавину, чтобы наполнить и переродить Европу»8. Именно «сибирские древности, следы великого переселения в Минусинске, Алтае, Урале дают необычайно богатый художественно-исторический материал для всего общеевропейского романеска и ранней готики»9.
Знаки великого наследия прошлых эпох богато рассыпаны по русской земле. Рерих обращает наше внимание на особенности русского костюма, на интерьер русского дома, так хорошо проиллюстрированные им в декорациях и костюмах к постановке русской оперы «Снегурочка». Он замечал, что «для иноземного глаза понятие русского костюма может быть и не так сложно. Чужой глаз иногда не заметит разницы и в тысячу лет. Но для нас самих так называемый русский костюм распадается на бесчисленное количество видов. И случайность соседства, и условия местности, и время — всё обусловливало особенности костюма»10. На примере этих слов хорошо прослеживается уже упоминаемый рериховский синтетический подход к фактическому материалу, основанный на глубоком историзме.
Отметим, что театральные работы Рериха — не просто иллюстрации к постановкам, это своеобразная фиксация научных прозрений художника, его послание будущим исследователям, которые будут заниматься историей и этнопсихологией русского народа.
В особенности Рерих отмечал так называемый звериный стиль, который в России, и в частности в Сибири, был широко распространённым. Искусство звериного стиля является также одним из сокровищ великих сибирских путников, великим наследием, доставшимся современникам от их далёких предков. Рерих, как никто другой из учёных, понял смысл этих изображений и показал значимость этого искусства в культуре евразийских народов, отмечая его богатство и духовное наполнение. Ибо звериный стиль на самом деле является чем-то бо'льшим, чем просто народное творчество или даже искусство. Он маркирует целую историческую эпоху, отражая мировоззрение древних евразийцев в их почитании солнца и огня как движущих сил природы и человека.
Рерих писал: «Видно, что это народное творчество было не только связано с ритуальными надобностями. Легко можно усматривать широкую композиционность, входившую во всё украшение жизни. (...) Эта потребность разнообразного украшения жизни показывает, насколько эти народы носили в себе настоящий потенциал неистощимой фантазии. Ведь это не были греческие подделки под определённый стиль, это были народные непосредственные выражения, изливавшиеся из эмбрионов творчества. Потому можно понять, почему и дальнейшее творчество как тех же народов, так и их наследников дало много незабываемых памятников искусства и большие страницы истории»11.
Отметим, что важным достижением Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха стало обнаружение искусства звериного стиля в Трансгималаях. Таким образом была отодвинута граница его распространения далеко на юг. До рериховских находок она проходила по территории южной России, Алтая, Тывы, Бурятии и Северной Монголии. Это открытие явилось аргументом в пользу гипотезы о проживании в Трансгималаях в древнюю эпоху народов, близких в культурном отношении народам, живущим в России, да и в Европе тоже.
Рерих подметил, что даже спустя века эти «неутомимо накопленные сокровища» близки «для современного художественного творчества. Многие звериные и растительные стилизации могли выйти из новейшей лучшей мастерской»12.
В Сибири, по мнению Рериха, хорошо сохранились следы великих путников, ведь на большинстве территорий их давно уже стёрла цивилизация. Особо он выделял Алтай, указывая, что он «в вопросе переселения народов является одним из очень важных пунктов. (...) И в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу»13.
Рерих первым из учёных чётко сформулировал значимость Алтая не только для истории России, но и для истории всей Евразии, объединив Алтай и Гималаи в один большой культурно-исторический регион. Художник указывал на наличие на Алтае, благодаря сочетанию уникальных природно-географических, геолого-минералогических, религиозно-духовных и социальных факторов, особого культурно-исторического пространства, позволяющего ему стать центром также и будущего развития. Алтай виделся Рерихом как центр равновесия, точка опоры, центр воссоздания так называемой большой Евразии, место, где сходятся природные, социальные и психо-духовные энергии Евразии.
Мысли Рериха в отношении Сибири и Алтая были близки исканиям философов-евразийцев. Именно в евразийстве было хорошо сформулировано положение о смысле и предназначении России в истории. Евразийцы понимали под Евразией особый географический и культурно-исторический мир от границ Польши до Великой китайской стены. Евразия у них была тесно связана с Россией и мыслилась как Россия-Евразия. Россия-Евразия предстаёт как особая цивилизация, в которой синтезированы элементы как западной, так и восточной культур. Согласно этой концепции русскую историю надо рассматривать как историю евразийскую, уходящую своими корнями в глубокую древность. Из евразийской концепции вытекает вывод о неразрывности России и Сибири. Без Сибири нет и идеи евразийства.
Говоря об уникальном положении Алтая, юга Сибири, мы можем продолжить эту уникальность и на всю Сибирь. Через Сибирь Россия не только территориально, но и культурно и исторически связана со всей Азией. Через Сибирь Россия связана с Арктикой. Не случайно освоение Сибири шло наряду с освоением арктических земель. Вспомним, Рерих любил также и север и посвятил ему множество своих произведений. Именно Сибирь придаёт России тот вес, который необходим для формирования России как империи. Сибирь всегда имела огромное значение для формирования особой российской государственности.
Она сыграла заметную роль в формировании уже упоминаемого русского характера. Хорошо об этом сказал современный российский политолог и экономист С.А. Караганов: «Сибирь мощно усилила лучшее в российском характере — культурную и национальную открытость, тягу к воле — русской свободе, безмерную отвагу. Сибирь осваивали люди десятков национальностей, сплетавшихся с местным населением. И, конечно, коллективизм — без взаимопомощи выживать и побеждать пространства и стихию было невозможно. Так формировался сибиряк — сосредоточение лучшего в русском человеке»14.
Рерих, говоря о великом прошлом Сибири, прочил ей и великое будущее. Он указывал, что пора древним сокровищам, великому наследию древних народов, быть найденным и использованным для строительства новой России — страны великой Культуры. Великое наследие сибирских путей должно послужить для будущего процветания и всего человечества. Рерих писал, что «знаки великих путников выступают не случайно, и потому особое внимание к ним тоже далеко от случайности. Словно бы недра земли раскрываются и поучают, когда нужно, богатствами, накопленными ушедшими племенами»15.
Мир стремительно меняется. Западная цивилизация находится в кризисе, в то время как на Востоке происходит бурное развитие. Центр мира перемещается в Азию, и Россия играет в этом процессе важную роль. Оживляются важные исторические вехи. Оказывается, наследие Ермака, наследие Ломоносова, который говорил, что Россия прирастает Сибирью, наследие русских первопроходцев, осваивавших российские восточные земли, живо. Вспоминается подвиг строителей Транссиба, строителей мощных ГЭС на сибирских реках, советского БАМа, других советских комсомольских строек Сибири.
Время само диктует необходимость в развитии сибирского региона, так называемого «сибирского Возрождения» или «сибиризации России». Это значит, что вектор государственного внимания всё больше перемещается на Восток, туда, где находится восточная часть России, а именно в Сибирь. Государством задумываются большие планы в отношении Сибири, и уже начинают реализовываться некоторые сибирские проекты. (...)
...Идеи Рериха о строительстве городов и новых сибирских путей были сформированы с прицелом на будущее, которое постепенно уже входит в нашу жизнь. Думая о России, он никогда не забывал о развитии Сибири, о том сибирском «кладе», который был захоронен до срока нашими далёкими предками и который надлежит найти в будущем. Клад этот надо рассматривать прежде всего в духовной области как духовный опыт всех сибирских путников.
В заключение приведём слова учёного-генетика, академика РАН В.К. Шумного: «Рерих и Сибирь — это очень философская связка. Рерих любил Сибирь, Рерих понимал Сибирь, и особенно это понимание Сибири углубилось во время знаменитой экспедиции в 1926 г. ...Когда Рерих был в Западной Сибири, он особо исследовал Горный Алтай. Всё, что осталось после этой экспедиции, это, с одной стороны, научный багаж, а с другой — понимание роли Сибири как того рубежа, где произошёл синтез культур Востока и Запада. Понимание того, что мы находимся на стыке двух культур — восточной и западной, — было одним из основных критериев оценки семьёю Рерихов роли Азии, роли Сибири в будущем человечества, в формировании его нового мировоззрения... Это мы должны понимать и учитывать в разрабатывании стратегии выхода России из того кризиса, в котором мы сегодня находимся. Культура Востока, культура Запада, место России в этом — одна из проблем, которую ещё предстоит проанализировать по наследию, оставленному нам Рерихами»16.

* Доклад на XI Рериховских чтениях (в сокращении). Новосибирск, 26 октября 2024 г.
2 Рерих Н.К. Одеяние духа // Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига, 1992. С. 100.
3 Там же.
4 Там же.
5 Рерих Н.К. Великое наследие // Листы дневника. Т. 1. М.: МЦР, 1999. С. 72 – 73.
6 Рерих Н.К. Клады захороненные // Шамбала. М.: МЦР, 1994. С. 84.
7 Рерих Н.К. Сердце Азии // Цветы Мории... С. 185.
8 Там же. С. 186.
9 Там же. С. 160.
10 Рерих Н.К. Одеяние духа // Там же. С. 100.
11 Рерих Н.К. Великое наследие // Листы дневника. Т. 1. С. 72.
12 Рерих Н.К. Сердце Азии // Цветы Мории... С. 160.
13 Рерих Н.К. Одеяние духа // Там же. С. 185 – 186.
14 Караганов С.А. Поворот 2, или Сибирская Россия. https://karaganov.ru/povorot-2-iIi-sibirskaja-rossija/
15 Рерих Н.К. Великое наследие // Листы дневника. Т. 1. С. 74.
16 Восход. 2016, № 8. С. 13.
 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Центральноазиатская экспедиция