Мысли на каждый день

Нужно быть снисходительными к другим и строгими к себе.

Рерих Е.И. Письмо от 29.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
БЕСЦЕННЫЙ ДАР ПРИРОДЫ. Цвет и его значение в нашей жизни

Автор: Сереброва Ирина  



Теги статьи:  цвет

В преддверии дня рождения Наталии Дмитриевны Спириной настойчиво зазвучала тема цвета. Вспомнилось её вдохновляющее Слово «Лучшая трапеза», в котором она говорит о цвете, звуке и аромате и их воздействии на человека.
Тайны цвета пытались постичь и художники, и учёные. Изучением цвета занимались Аристотель, Леонардо да Винчи, И. Ньютон, А. Эйнштейн, И. Гёте, К.А. Тимирязев, В.М. Бехтерев.
Иоганн Гёте, известный немецкий поэт и учёный-энциклопедист, посвятил учению о цвете отдельную книгу. Он писал: «Так как в ряду изначальных явлений природы цвет занимает очень высокое место, в определённом многообразии заполняя предназначенный ему простой круг, то нас не удивит то обстоятельство, что в своих самых общих элементарных проявлениях... цвет оказывает известное действие на чувство зрения... а через него и на душу. Это действие бывает специфическое, если он взят в отдельности, гармоническое или негармоническое... если сопоставлено несколько цветов, но всегда определённое и значительное, и оно примыкает непосредственно к сфере нравственного. Поэтому, взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям»1.
«Цвет вообще вызывает в людях большую радость. Глаз нуждается в нём, как он нуждается в свете. Как оживляет нас, когда в пасмурный день солнце осветит отдельную часть местности с её красками! То же самое и в душе. Опыт учит нас, что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения»2.
Известный учёный-психоневролог В.М. Бехтерев утверждал, что правильно подобранная гамма цветов может благотворнее воздействовать на нервную систему, чем некоторые лекарства, и она воздействует не только на психику и настроение человека, но и вызывает физиологические изменения в организме.
Основоположник русской научной школы физиологии растений и исследователь фотосинтеза К.А. Тимирязев многие годы изучал влияние цветных лучей на растения и их жизнеспособность. В своих многочисленных опытах учёный воздействовал на растения посредством света, пропущенного через стеклянные сосуды с цветными жидкостями. Впоследствии он сделал вывод: «Основным законом фотохимии мы должны признать следующий: все световые волны, независимо от их длины, могут оказывать химическое действие»3. Далее учёный поясняет, что свет есть поток энергии, состоящий из волн разной длины. Наиболее активными в химическом отношении являются лучи с короткой волной — синие и фиолетовые. При этом красные лучи солнечного света несут наибольшее количество энергии по сравнению с лучами других участков спектра.
В книге «Мир Огненный»4 сказано, что все лечения лучами и световыми применениями являются огненными воздействиями. В одном из писем Елена Ивановна Рерих отмечает, что «красный цвет содержит много нужного электричества», и рекомендует сотруднице, страдающей от воспаления нерва, наложить на больное место тёплую повязку из красной фланели5.
Итак, цвет является уникальным проявлением природы, которое не только доступно зрению, но и физически и химически воздействует на окружающее; это энергия, которая оказывает влияние на физиологические процессы в растениях и живых существах. «Не только бык реагирует на красный цвет. На цвет, и притом на все цвета, реагирует всё живое и неорганическая природа»6.    
Лечение цветом практиковалось много веков назад в Китае, Индии, Персии, Египте. Выдающиеся врачеватели Гиппократ, Парацельс, Авиценна считали цвет одним из важнейших факторов при излечении больных. В настоящее время в медицине разработана уникальная методика хромотерапия — лечение различных заболеваний видимым спектром света, то есть цветом. Научное обоснование этой методики заключается в том, что свет — это электромагнитные волны разной длины, несущие световую энергию различных цветовых оттенков. Цвет, как проявление света, тоже имеет волновую природу, и у каждого цвета своя длина волны.
Клинические испытания подтверждают благотворное влияние цветовых лучей на нервную и гормональную системы человека. Хромотерапия лечит бессонницу, гипертонию, невралгию, даёт высокие результаты при реабилитации после инсульта. Этот метод позволяет привести в порядок нервную систему, повысить энергетический потенциал. Для лечения применяются специальные аппараты, но даже цветные стёкла действуют на психическое состояние.
Многие помнят очень популярный в советское время рефлектор с синей лампой, который использовался в домашних условиях для излечения простуды. В Записях Б.Н. Абрамова отмечено, что «синий луч понижает температуру, и окружение себя синим светом тушит всякие ненормальные повышенные термические процессы и воспаления в теле»7.
Учёные выявили, что хромотерапия хорошо сочетается с ароматерапией и музыкальной терапией. Такое комплексное воздействие позволяет более эффективно добиться оздоровления человека, восполнить запас его жизненной энергии.
Более ста лет назад было сказано: «Песня посылает нам здоровье, и цвет залечит раны. Потому Говорю, счастливы понявшие звук и цвет. Изначала пророки прикасались к звучанию и цветению. Древнее учение о звоне полно значения. Венки и гирлянды помнят понимание целебное. Каждый по цвету излучения привлекается цветами. (...) Цвет и звук — Наша лучшая Трапеза»8.
В Учении Живой Этики также говорится: «Можно заметить, что страдания рака усиливаются от алого цвета, но фиолетовый — успокаивает. Также и в звуках консонанс мажорный будет усилять воздействие фиолетового луча, но диссонанс будет усиливать боли. (...) Когда в основе лечения лежит созвучие, тогда можно представить себе, какая тонкость энергии будет вызвана на помощь человечеству»9.
Важно подобрать правильно не только цвет, но и необходимую степень его насыщенности. Так, Тимирязев опытным путём установил, что наиболее положительно воздействует на растения красный цвет при его малой интенсивности. Не ошибёмся, если скажем, что определённая насыщенность цвета важна и для человека.
Гёте называет ближайшим к свету жёлтый цвет. «В своей высшей чистоте он обладает всегда светлой природой и отличается ясностью, весёлостью, нежной прелестью»10. «Опыт вообще показывает, — пишет Гёте, — что жёлтый цвет производит безусловно тёплое впечатление и вызывает благодушное настроение. Этот сообщающий теплоту эффект можно живее всего заметить, посмотрев на какую-нибудь местность сквозь жёлтое стекло, в особенности в серые зимние дни. Радуется глаз, расширяется сердце, светло становится на душе; словно непосредственно повеяло на нас теплотой»11.
«Если жёлтый и синий, на которые мы смотрим как на первые и простейшие цвета, соединить... то возникает тот цвет, который мы называем зелёным. Наш глаз находит в нём реальное удовлетворение. Когда обе материнские краски находятся в смеси как раз в равновесии... глаз и душа отдыхает...»12
Но у каждого цвета есть сотни оттенков, причём часть из них несёт гармоничные вибрации, а часть — грубые и вредные. В книге «Надземное» говорится о необходимости «понимать и качество вибраций, до сих пор суждение о них довольно примитивно. Так, полагают, что синий цвет успокаивает, а красный раздражает, но синих оттенков много, также и красных. Среди красных может оказаться и рубиновый, очень целебный и полный высших вибраций. Между синими могут быть мёртвые оттенки, которые принесут подавленные вибрации. Говорят — "зелёный цвет хорош, а жёлтый груб", такое определение первобытно. Можно найти зелёный с раздражёнными вибрациями и жёлтый, полный успокоения»13.
На человека, его психическое и физическое состояние, влияет всё, что его окружает, — люди, вещи, обстановка дома, цвет интерьера. «В комнате красного цвета он будет себя чувствовать иначе, чем в голубой или зелёной»14, — говорится в Записях Б.Н. Абрамова. Так, цвет можно эффективно использовать для улучшения настроения, повышения работоспособности, создания гармоничных условий труда и отдыха. При этом в выборе цвета одежды и отделки помещения нужно ориентироваться не только на интуицию и собственный вкус, но и на научные данные.
Общеизвестно, что если человек перевозбуждён, то ему лучше окружить себя успокаивающими, прохладными тонами. Если чувствуется подавленность, то облегчение может принести одежда или комната, окрашенные в тёплые, радостные цвета.
В Записях Б.Н. Абрамова отмечается, насколько здоровье человека зависит от его одежды. Кроме того, что она должна быть свободной и не нарушать естественного кровообращения тела, важно обратить внимание на её качество и цвет: «...хороша белая чистая шерсть и льняное полотно, тоже белое. (...) Чёрный цвет одежды убийственен. Одежды, не пропускающие света, вредны безусловно. Отчего столько болезней? Древняя Греция вопрос одеяния разрешила правильно»15.
«Современная одежда далека от Красоты. Преобладание тёмных и серых тонов создаёт диссонансы. В природе осенние и весенние краски различны: осенние цвета — цвета смерти и увядания, весенние — возрождения и жизни. Цвета и оттенки одежды можно брать у природы. И не только для одежды, но и всего обихода, всей жизни, всего, что окружает человека. Мрачные, серые, тёмные каменные дома-ящики должны совершенно со сцены уйти. Красота войдёт в жизнь, во все её сферы, и станет тогда жизнь иною»16.
В Записях также говорится о том, что жители высших планет носят одежду положительных цветов, «цвета смерти и разложения отсутствуют. Никто не носит на себе ничего, окрашенного в чёрный цвет. В микрокосмах людей и макрокосме планеты эти разрушительные цвета отсутствуют совершенно»17.
Природа щедро дарит нам живительные краски: чистую синеву неба, волшебную игру света восходов и закатов, живительную зелень лесов и симфонию цветущих лугов. «Цвет звучит. Каждый цветок звучит своим цветом или цветами. В природе звучит всё, или всё имеет свою ноту. В природе всё звучит своими цветами. Даже картина художника звучит созвучием цветов, являя воздействие на психику человека. Созвучие цветов даёт гармоничный аккорд»18.
Великие художники настолько гармонично сочетают на своих полотнах краски и находят те самые «гармоничные аккорды», что их творения многие века животворно воздействуют на зрителя. Святослав Николаевич Рерих, несравненный мастер живописи, отмечал, что «цвет обладает огромной потенциальной способностью внушать ощущение жизни»19. Среди главных проблем, которые необходимо решить художнику, он называет «проблемы сочетания красок, проблемы цвета и его воздействия на наши эмоции. Не может быть никакого сомнения в том, что самый первый импульс, первая наша реакция на картину вызывается цветом. Цвет приковывает к себе внимание, и наши личные предпочтения и пристрастия или же неприятие некоторых цветов определяют нашу первую, положительную или отрицательную, реакцию. Затем, после первого, эмоционального, так сказать, толчка и отзвука с нашей стороны, начинается оценка композиции, рисунка, темы и технического исполнения. (...) Но первым наше внимание всегда привлекает именно цвет. (...) И точно так же, как природа щедро рассыпает перед нами свои цвета, так и художник должен до конца исчерпать все имеющиеся у него возможности в поисках ещё более великолепных и необыкновенных комбинаций, всегда помня при этом, что вибрации цвета несут в себе жизнь»20.
Н.К. Рерих, великий художник и мыслитель, несравненный «певец гор», создал немало шедевров, которые ценятся во всём мире. Говоря о его картинах, Елена Ивановна Рерих отмечает: «...в искусстве его я прежде всего люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина — прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано Владыкою, что прекрасные картины его имеют в себе дар целительный, и мы имели много случаев убедиться в этом. Имеются у нас письма от многих, имеющих картины Н.К., которые во время болезни вешали любимые картины перед постелью своею, чтобы всегда видеть их, и такие лица получали облегчение. И уже некоторые доктора просили Н.К. одолжить им картины для их санаторий и больниц, понимая их благотворное психическое воздействие на нервную систему больных. Одна молоденькая девушка, страдавшая ужасными болями в области лёгких, со всеми признаками чахотки, была исцелена после посещения музея и беседы с Н.К. Таких случаев у нас немало. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый...»21
Так, очень важно осознанно воспринимать целительное свойство цвета, ведь «самое главное воздействие, — пишет Е.И. Рерих, — происходит при осознании. Как человек, не звучащий на высокое произведение искусства, будет стоять перед ним как бы во тьме, так и человек, через нервные центры которого проходят целительные лучи, останется бесчувственным к их воздействию, если он не воспитал своё сознание в этом направлении»22. В Учении говорится: «...для лечения цветом нужно открыть глаза. Часто достаточно одного касания, чтобы глаз навсегда усмотрел красоту цвета, но всё же касание просвещённое нужно»23.
Науке ещё предстоит сделать немало открытий в области цвета и света, ведь «цветовой аспект мира шире и глубже, чем кажется обычному глазу. (...) Светила, планеты и звёзды — все посылают на Землю свои цветные лучи, и все воздействуют на неё и на всё, что на ней»24.
«Со временем найдут способ лечить лучами Светил. Если цветные земные лучи целебны, то насколько же мощнее лучи Светил!»25
В Записях Б.Н. Абрамова сказано, что лечение лучами, то есть воздействие на организм цветными лучами психической энергии, а также истинная цветотерапия — это наука будущего. «Отдел Света современной наукой изучен односторонне. Психомеханики цветового луча физика ещё не знает, но будет знать»26, — записал Борис Николаевич в 1955 году. «Лечение лучами, сперва лучами мысли, потом лучами аурическими, также принадлежит будущему»27.
Приблизим это заповеданное будущее светлыми мыслями и устремлением к Красоте.

ЛУЧШАЯ ТРАПЕЗА
К Слову Н.Д. Спириной «Лучшая трапеза»

Вдыхая нежный аромат цветов и трав,
Любуясь красками восходов и закатов,
Мы прикасаемся к неведомым мирам
И приобщаемся к нездешним ароматам.

Трепещет сердце, наполняясь красотой,
Ликует дух в предвосхищении полёта,
И звуки музыки, сравнимые с мечтой,
Возносят вверх, наперекор земным тенётам28.



1 Гёте И. Учение о цвете. 758.
2 Там же. 759, 760.
3 Тимирязев К.А. Избранные работы по хлорофиллу и усвоению света растением. М.: Издательство АН СССР, 1948. С. 219.
4 Мир Огненный. I. 99.
5 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 147 (3.02.1952).
6 Грани Агни Йоги. 1956. 93 (Новосибирск, 2009).
7 Грани Агни Йоги. 1963. 381 (Новосибирск, 2019).
8 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – III – 1.
9 Аум. 222.
10 Гёте И. Учение о цвете. 764.
11 Там же. 768, 769.
12 Там же. 782, 783.
13 Надземное. 935.
14 Грани Агни Йоги. 1955. 364 (Новосибирск, 2010).
15 Там же. 1953 (I). 285 (Новосибирск, 2012).
16 Там же. 1963. 480.
17 Там же. 1956. 144.
18 Там же. 1953. 303.
19 Рерих С.Н. Искусство и Жизнь. М., 2007. С. 45.
20 Там же. С. 59 – 60.
21 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 397 (19.06.1933).
22 Там же. Т. 6. М., 2006. С. 99 (23.04.1938).
23 Братство. 293.
24 Грани Агни Йоги. 1956. 93.
25 Братство. 373.
26 Грани Агни Йоги. 1955. 264.
27 Там же. 277.
28 Сереброва И. В предчувствии утра. Сборник стихов. Новосибирск, 2022. С. 83.
 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики