Христос говорил — не в храме, но в духе будете молиться.
Листы Сада Мории. Озарение. 2 – IV – 3
Во всех священных Писаниях говорится о молитве, указывается, что молитва — якорь спасения, один из путей к победе в той извечной борьбе, о которой Ф.М. Достоевский сказал: «Тут дьявол с Богом борется, а поле их битвы — сердца людей»1. Но, как отмечает Н.Д. Спирина, «нигде раньше так жизненно, так понятно и близко не объяснялось значение молитвы и способы её применения»2, как в Учении Живой Этики. Коснёмся темы молитвы и, опираясь на труды Н.Д. Спириной, поговорим о том, как понимается молитва в Живой Этике.
Наталия Дмитриевна, вспоминая о том, как она подошла к Учению, рассказывала, что первые же прочитанные слова поразили её и сразу отозвались в сердце, и это были слова о молитве: «...я получила книгу "Аум" из серии "Агни Йога". Первая фраза, которую я прочла, раскрыв наугад книгу, была: "Молитва есть возношение и восхищение". До сих пор я знала и слышала в церкви молитвы, которые в основном заключались в словах "подай" и "помилуй", то есть концентрировались на себе. А тут был как бы выход из склепа самости в необъятные просторы возносящей в небо любви к Высшему»3.
Тему молитвы Наталия Дмитриевна не раз затрагивала и в своих Сказах, и в выступлениях, и во время бесед с сотрудниками Рериховских обществ. Ей нередко задавали вопросы о том, как нужно молиться, какие молитвы читать при обращении к Высшему и надо ли произносить их вслух. Учитывая разный уровень сознания спрашивающих, Наталия Дмитриевна в своих ответах стремилась не ограничивать людей какими-то рамками или правилами. Она поясняла: «В Евангелии сказано: "Не молитесь всяко, но в духе". Что значит "в духе" и как об этом говорит Живая Этика? Не в словах дело, а в сердечном устремлении. "Люблю Тебя, Господи! — вот и путь к Нам". (...) Так что молиться можно каждому так, как ему хочется. Кому-то помогут устремляться и концентрироваться на Высшем и словесные молитвы. Но в конечном итоге приходишь к безмолвной молитве сердца, о которой говорится в Учении»4.
В другой раз на вопрос: «Как нужно молиться?» — Наталия Дмитриевна ответила: «Это сугубо индивидуально. Во-первых, может быть, кто-то принадлежит к какой-то религии. Во всех религиях есть уже готовые молитвы, которые заучивают с детства. Если люди ходят в церковь — они тоже знают молитвы, запоминают их наизусть. Можно молиться и своими словами, или совсем без слов. (...) Это всё абсолютно индивидуально. И молиться словами заданными, которые, может быть, не очень звучат самому человеку, — это будет не так эффективно, поэтому молиться можно, обращаясь к Высшему как к самому близкому, самому любимому, самому дорогому. Так говорится в Учении. А специальных молитв мы не рекомендуем. Ведь и в Учении даются тексты молитвенных обращений, но это не обязательно — молиться именно так. Существует и бессловесная молитва»5.
В книгах Живой Этики сказано: «Сердечная молитва не нуждается в словах, молчание наполненное не нуждается в формулах»6. «Но это молчание не будет пустотою. Потому научимся сопоставлять сердце с молчанием»7. «Вспомним, что так называемые молитвы, бессмысленно произносимые, не могут иметь значения. Пустынники указывали на глубочайшее значение бессловесной, огненной молитвы»8. «У одного отшельника спросили — как может он пребывать в постоянном молчании? Он очень удивился и сказал: "Напротив, никогда не молчу и беседую непрестанно — так много собеседников посещает меня"»9.
Живая Этика поясняет, что молитва — это предстояние перед Высшим. Как же достичь непрестанного молитвенного предстояния, каков путь к нему? Приведём ответы Н.Д. Спириной на подобные вопросы.
«Непрестанное внутреннее памятование... не значит, что вы должны всё время повторять мысленно слова молитвы, но вы должны помнить и любить; что бы вы ни делали — вы помните Иерархию Света и вы её любите. Вот это и будет та непрестанная молитва, которая не обязательно должна быть выражена в каких-то конкретных словах, хотя и это тоже хорошо. Мы не всегда, занимаясь делами, можем это делать, но внутри огонь любви всегда будет гореть и памятование будет, может быть, даже без слов, но сердечное памятование, и во имя чего мы всё это делаем и во имя кого.
И этот огонь любви будет выражаться и в делах?
Обязательно. И в качестве дел, и во всех отношениях с людьми, в качестве отношения к людям, в стремлении выполнять то, что нам указано, — во всём этом, в постоянном желании добра всем и всему. Есть формула: "Пусть будет миру хорошо" — всей планете: и растительному царству, и животным, и людям»10. Эта формула — та же молитва обо всём, что нас окружает.
Совсем не просто осуществить на практике непрестанную молитву, в которой пребывали подвижники и святые. Наталия Дмитриевна поясняет: «Конечно, это не простое состояние, и, чтобы в нём пребывать, надо одновременно уметь жить на двух планах — на земном и надземном. На земном нам приходится думать о земных проблемах, которые очень отвлекают наше внимание. Если о них не думать, тогда наша земная жизнь может стать очень неорганизованной. А нам Указано и земную жизнь гармонизировать. Значит, с одной стороны, приходится уделять внимание всяким проблемам — и земным, и общественным... и в то же время не забывать и памятовать о Высшем»11.
В книге «Аум» об этом сказано так: «Одни всецело посвящают себя молитве, другие умеют совмещать молитву с трудом. Не будем взвешивать, что ценнее, лишь бы молитва и связь с Высшим Миром существовали и преображали жизнь. Не удивитесь, если трудник принесёт лучшее качество работы, совершая её с призванием Высшей Помощи. Не удивитесь, если самая краткая молитва будет доходить лучше»12.
Истинная, глубокая молитва преображает внутреннее существо человека и влияет на всю его жизнь. «Понять, что Учение преображает сознание, уже будет пониманием сущности, но, чтобы повлиять на сознание, следует повторно утверждать путь Иерархии. Нужно приучить себя к достойному поведению перед Ликом Иерарха, — говорит Учитель в книге «Мир Огненный». — Так Скажу — нужно облечься в непрестанную молитву. Такая молитва нужна теперь, когда Земля потрясена ужасами»13.
Подлинное молитвенное делание имеет глубокое воздействие на мысли, поведение и всю внешнюю деятельность человека. Механически повторяемые, не затрагивающие сердце молитвы не могут повлиять на него. «...Как сказано, всё механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого и есть единая цель всех истинных Учений, — пишет Е.И. Рерих. — (...) Потому ни один Раджа или Агни Йог не нуждается ни в каких механических приёмах, ни в каких физических упражнениях. (...) ...Что бы ни делал такой йог или ученик, мысль его неотступно держится около его Идеала, всё совершается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своём любовь и присутствие этого Образа. (...) Также и молитва, произносимая учеником, есть именно непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом избранным»14.
Такое устремление должно наполнять мысли и поступки каждого дня. Об этом повествует притча, которую приводит Елена Ивановна: «...однажды великий Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: "Моя молитва началась уже давно". И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, этой истинной молитвою перед Наивысшим?»15.
Время донесло до нас много преданий о жизни великих Святых и Подвижников, об их молитвенных трудах во имя добра и блага людей. Вспомним этих Светочей, вспомним и то, чем для них была молитва.
Среди замечательных женщин — подвижниц духа — Елена Ивановна Рерих не раз называет особенно любимую ею Святую Терезу Испанскую. Тереза говорила о себе, что главным внутренним делом её всегда была молитва. Как следствие этого пламенного предстояния перед любимым Обликом Христа было ощущение Его постоянного присутствия: «Мне кажется, — писала она, — что Иисус всегда идёт рядом со мной. (...) Я ясно чувствовала, что Он находится по правую сторону от меня и видит то, что я делаю, и я никогда... не могла забыть, что Он рядом со мной»16. «Тереза создавала монастыри магнитом связи своей с Богом, находясь, по существу, в непрестанной молитве, — отмечает Н.Д. Спирина. — И вокруг этого неземного магнита, по закону соответствия, начинали группироваться созвучные ангельской гармонии души»17. «Как расцвело соприкоснувшееся с отлетающей душой Терезы сухое дерево, так расцветают и плодоносят людские души, усохшие было в своих мирских делах, соприкоснувшись с Высшим Миром через провод великой души»18.
Из жития Святого Серафима Саровского мы узнаём, что, вступив на путь служения людям, «он избрал молитву особым подвигом своей жизни. Положены были ему и видимые знаки от Господа во время его молитвы за людей: если свеча, возжжённая им за какого-либо человека (а он имел обычай делать это), падала — это было знамением, что человек тот впал в грех, и тем пламеннее тогда становилась молитва подвижника»19.
Более всего стяжание даров Духа Святого даёт молитва, утверждал Святой Серафим, «"потому что она как бы всегда в руках наших, как оружие для стяжания благодати Духа". Сам Серафим пребывал в постоянной молитве, что бы он ни делал. (...) В Житии говорится, что сам Серафим в жизни сей как бы уже не существовал, весь изменившись в любовь к Богу, став живым пламенником, горящим светильником и носителем небесного огня на земле. Сила молитвы его была такова, что сама собой зажигалась лампада в его келии, и не раз видели его во время молитвы стоящим в воздухе»20.
И скончался он в молитвенном устремлении к Небу:
Ты умер, стоя на коленях,
В молитве к Небу устремясь,
Ни жизнь, ни смерть прервать не смели
Любви Божественную связь21.
Многие помнят предание о Василии Блаженном, юродивом, жившем в Москве в VI веке. В момент наступления на город татарских орд Блаженный стал горячо молиться в Успенском соборе в Кремле и просить у Богородицы заступничества. «Он с таким жаром молился, что Богородица смилостивилась. В тот же миг хан Магмет-Гирей, вступивший было уже в самые предместья Москвы... внезапно повернул татарское войско и ушёл восвояси. Так своей молитвой Блаженный Василий спас город»22.
И другой Подвижник — Прокопий Праведный, «Христа ради юродивый», живший в XIII веке в городе Устюге, своей горячей молитвой спас город и его жителей от каменной тучи. Когда над Устюгом показалась страшная туча и разразилась ужасная гроза, Прокопий пришёл в храм «и начал молиться со слезами перед иконой Благовещения Божией Матери. Ему вторил народ с воплями и рыданиями. Вдруг от иконы полилось миро. В то же время гроза утихла, а мрачная туча стала удаляться и вёрст за двадцать от города разразилась в пустынном месте страшным каменным градом, которым был поломан огромный лес. Устюг был спасён»23. Прокопия назвали спасителем города.
И таких примеров можно приводить много.
В Учении Живой Этики и «Гранях Агни Йоги» мы встречаем молитвы и обращения к Высшему. Вот некоторые из них:
«Ты, Давший голос и щит мне, пошли Учителя на путях моих, открыто сердце моё»24.
«Владыка, Свет Твой научи собирать в кувшины мои. Сознание помоги расширять, Ведущую Руку Твою научи ощущать постоянно. Ни горе, ни радость не заставят меня позабыть о Тебе. Невидимое Присутствие Твоё осязаемым сделать хочу и Мир Твой в днях моих — утвердить»25.
В книге «Сердце» сказано: «Молитва сердца идёт прямо, даже не нуждаясь в условном каноне»26. Об этой безмолвной молитве Наталия Дмитриевна написала «Каплю»:
Крыльям сердца не длинна дорога,
Только устремись и призови,
И услышишь Голос издалёка
По прямому проводу Любви27.
1 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.
https://ilibrary.ru/text/1199/p.17/index.html
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 274.
3 Там же. С. 269.
4 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 343.
5 Там же. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 16 – 17.
6 Сердце. 68.
7 Надземное. 955.
8 Аум. 566.
9 Там же. 41.
10 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 6. С. 124 – 125.
11 Там же. Т. 5. С. 167.
12 Аум. 43.
13 Мир Огненный. II. 356.
14 Письма Елены Рерих. Т. 1. Новосибирск, 2019. С. 260 – 261 (21.07.1934).
15 Там же. С. 261 (21.07.1934).
16 Цит. по: Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 44.
17 Там же. С. 43.
18 Там же.
19 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. С. 484.
20 Там же. С. 490 – 493.
21 Там же. Т. 2. С. 626.
22 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 353.
23 Там же. С. 371 – 372.
24 Листы Сада Мории. Зов. 23.04.1922).
25 Грани Агни Йоги. 1961. 236 (Новосибирск, 1994).
26 Сердце. 550.
27 Спирина Н.Д. Капли: Сборник стихов. Новосибирск, 2019. С. 168.