Что же чище омоет дух, нежели мысли о благе других? Озарение, ч. 3, гл. 3, п. 10 |
Н.К. Рерих. СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ. 1936
Страна много перестрадала и пострадает ещё, но станет страной победною из-за сердца её народа, она будет спасена Космической Справедливостью.
Е.И. Рерих
«Не без причины человек рождается в определённой стране и принадлежит к определённому народу. (...) При служении человечеству, несомненно, большая часть его будет принадлежать родине. (...) Мыслитель стремился развивать истинное понимание родины. Он говорил: "Граждане, служите родине и знайте, что вы пришли сюда выполнить великий долг"»1.
Как важны эти слова из «Надземного» для нас сейчас, во время борьбы с силами невежества, с силами разрушения во всём мире! Мы знаем, что все события послужат лишь на пользу Новой Страны, что Светлые Силы всё обернут на Благо! Но мы должны этому помочь, выполнить свой священный долг перед Родиной, как выполнили его все Рерихи.
Николай Константинович восклицал: «Любим Родину. Любим народ русский. Любим все народы союзные»2. Об этом сокровенном чувстве он писал Игорю Грабарю: «В своей автобиографии Ты помянул, что я всегда "странно спокойный". Это верно, но когда затрагивают Русь, не могу быть таким. Великое будущее суждено Русскому Народу. Только слепцы не видят это. Много мне доставалось от хулителей русийской Культуры»3.
В этой переписке с Грабарём в 1947 году зазвучала тема американской русофобии. Николай Рерих пишет: «Не могу не ответить сейчас же — ведь это связь с любимой Родиной. Да, поганая русофобия может довести до великих мировых потрясений. Опять беды, опять разрушение Культуры, а ведь её не сошьёшь, как рубашку»4. «И понятны всякие русофобии — зависть заела, корысть иссушила. Почему де столько дано всесоюзным народам? Почему отпущены им богатейшие недра? Почему в единой, необъятной целине обозначились несметные сокровища? Почему смелы наши народы? Почему единодушна семья всесоюзная? Откуда смекалка, откуда труд неустанный? Откуда непобедимая любовь к Родине? Все такие вопросы воспаляют желчь.
Не сознаются завистники, как злоба кипит, видя славные достижения. Такова уж некая человечья природа, взращённая на торгашестве, на обмане, на бессердечии. Даже не обидно слушать клевету, когда знаешь её тёмные источники. (...)
Ты прав — Америка сейчас заняла неслыханно одиозное положение. Русофобия, нетерпимость выросли до безобразных пределов. Тем ценнее отмечать немногих друзей Советской Руси, работающих самоотверженно, под градом насмешек»5.
Эту русофобию Николай Константинович называет свирепой: «До чего доходит, прямо диву даёшься. Культура, где ты? Музей в Канзас-Сити выбросил на аукцион весь русский отдел. И Верещагина, и Анисфельда, и всех. Мой "Властитель ночи" попал в хорошие руки, к певице Куренко. Вот до чего озверели янки против всего русского. Из Нью-Йорка присылают ужасные газетные вырезки. Русофобия гнездилась издавна. Помнишь зверский разгром русского отдела на выставке в С.-Луи в 1906 году, когда пропали 800 русских картин, а затем разгром советского павильона на выставке в Нью-Йорке? Все такие вандализмы незабываемы»6. «Значит, за 40 лет Культура не проникла. Прискорбно!»7
«Сейчас взрывается припадок русофобии. ...Именно эпидемия русофобии — давняя застарелая болезнь. Ещё Яков Шиф отвалил пятьдесят миллионов долларов на распад России вовсе не потому, что он был революционер (какой же революционер банкир Шиф?), но именно вследствие глубокой русофобии. Можно бы назвать и ещё людей, и даже почтенных, которые жертвовали на тот же предмет и всё по той же глубоко засевшей причине».
«Не однажды русский народ имел поводы опасаться Америки. Между тем с русской стороны в истории остались многие симпатии к Заокеании. (...) А ведь доброе русское сердце всегда было готово на искреннее сотрудничество. Спрашивается, откуда же эта северо-американская враждебность? За что? За что? За что?»9
— таким вопросом задавался Николай Рерих ещё в 1940 году.
Но русофобия — это не только американское явление. В 1937 году Елена Ивановна Рерих отвечает своему корреспонденту, спрашивающему о рериховской группе в Польше: «Скажу Вам откровенно, что мы вовсе не стремимся иметь последователей в этой стране, ибо слишком уже развито в ней русофобство...»10 В 1938 году она пишет о событиях в Латвии: «Задержка в регистрации Общества нас удивляет, трудно допустить, чтобы оказались правы те, кто утверждает, что причину этого нужно искать в русофобстве»11.
«Среди англичан пресловутая русофобия не только не вымерла, но даже как-то окрепла — отмечает Николай Рерих. — (...) Взрослые — те самые, которые болтают о человечности, о справедливости, о свободе, они-то и заражают младшее поколение своими отвратительными фобиями и человеконенавистничеством. Экое длинное слово — человеконенавистничество, а следствия его ещё длиннее. Сваливать на войну нечего, ведь она является лишь следствием извращённой психологии»12.
Н.К. Рерих упоминает также и Индию. «Зубры англо-индийского правительства до сих пор болеют русофобией»13. «Издатель просит в статье "Радость искусству" вынуть все ссылки на русское искусство и заменить их примерами из искусства Индии. Откуда сие? Конечно, не соглашусь. Впервые такое пожелание. Между тем именно русские народы и народы Индии далеки от шовинизма. В этом их сила»14.
«Злобная зависть, чудовищные наветы, ярое желание умалить — все чужеземные наскоки лишь доказывают, как глубоко оценивается мощь русская»15.
«Каждый из нас имел много случаев болеть о недостаточном ознакомлении Европы и Америки с русским творчеством и с русским народом вообще. Враждебные элементы не переставали сеять самые неправдоподобные выдумки, желая представить русский народ неуспешным, неудачным и отсталым»16.
Много врагов у русского народа. Но, пишет Рерих, «по длине тени вычисляется рост предмета. "Скажи, кто твои враги, и я скажу, что ты есть". И народ русский может перечислять врагов. Каждое такое имячко будет ему почётно. Пусть злобствуют. Пусть наливаются завистью — это неизбежно. Бесспорное всегда особенно озлобляет вражескую сущность»17.
Николай Рерих пишет о себе: «Бенуа — западник, версалец, ватиканец, а я — русский азиец, и это мне иноземцами не простится. (...) Но мы издавна служили народу русскому и "не убоимся"»18.
В 1940 году, перед Великой Отечественной войной Рерих записывает: «За последнее время в нескольких странах появились статьи о моей русскости, о моих русских картинах, о моих писаниях во славу народа русского. По сердцу были мне эти отзывы, авторы которых иногда оставались мне неизвестными»19.
До последних дней жизни Николай Константинович не переставал защищать народ русский от нападок врагов. «Так мы должны отвечать на злобную, невежественную русофобию. Иначе опять получится ярость сил тёмных и робость деятелей Культуры. (...) А мы опять пустим в море наши броненосцы: "Мир", "Светлое будущее", "Сотрудничество", "Добротворчество". Такая эскадра выдержит против всех ураганов, вопреки всем бурям. Доплывём!»20
«Вот и трудимся. Все мы трудимся именно для нашей любимой Родины. Знаем, что такие труды не по сердцу многим, не любящим народ русский. Немало претерпели мы всяческих козней. Но ведь и враги полезны. Они — как точило для меча. А то чего доброго ещё заржавеет оружие»21.
В этих трудах на благо России Н.К. Рерих ушёл в Мир Высший. Елена Ивановна писала друзьям: «Да, дух его томился, сознавая разложение во всём мире, так же тяжко переживал он и нарастающую русофобию в Америке, ибо знал, к чему приведёт насаждение такой ненависти. Истинно, сердце, ослабленное болезнью, не выдержало последних нагнетений и тоски за угнетение всего культурного, единственного оплота гибнущего мира»22.
Так нужно ли писать и говорить о русофобии? Николай Константинович даёт нам всем наказ: «Зорко наблюдайте движения русофобии. Будем осуждать проявления враждебности и приветствовать каждое культурное сотрудничество. Друзья Культуры должны обнаружить действенное своё участие. Да будет!»23 Эти слова были написаны Мастером в 1947 году. И сейчас, спустя более 70 лет, мы их читаем так, как будто речь идёт о нашем времени. Жива застарелая болезнь врагов русского народа!
Мы знаем, что и Елена Ивановна Рерих всегда выступала в защиту русского народа. Её утверждения о роли России — Новой Страны — очень вдохновляют. Прислушаемся к её словам и поверим в свои великие силы.
«...У меня живёт вера в потенциал русской души. Ведь пришёл черёд Ивана Стотысячного, лишь он не сказал ещё своего слова и не выявил своего истинного лика»24.
«Цивилизация приобретается скоро и легко, но культурность накапливается с великим трудом. Русский народ хранит в себе природную культурность, ибо характер его слагался на азиатских просторах из накоплений Востока и приобретений Запада. Я горжусь тем, что мы можем называть себя азиатами, ибо из Азии всегда приходил и будет приходить Свет до конца нашей Манвантары...»25
«Русский народ — народ талантливейший, и не беден он великими Светочами во всех областях жизни, появлявшимися среди него, несмотря на все тяжкие условия, в которых приходилось пробиваться каждому русскому незаурядному дарованию. Я люблю мою страну и никогда не забываю, что поверх всех Россий есть одна великая Россия будущего и Учение Живой Этики даётся именно для Новой Страны и для будущего поколения»26.
«Я верю в русский народ, в его сердце, его даровитость, а его необыкновенная устремлённость к знанию есть залог великого будущего расцвета. Подымется сила великая и уявится на благом строительстве. Вызванный справедливый гнев и возмущение могут вылиться в ярое отмщение гнусным насильникам, но, зная душу русского народа, я верю, что этот порыв не будет длителен и проповедь ненависти не угнездится в чудесной, незлобивой, жалостливой русской душе. Не сердце ли русского народа уявилось лучшей спайкой для слагания Великой Державы? И в современной ужасающей Бойне русское сердце выявило настоящий героизм. Любовь к своей Родине, к своей культуре сплотила все сердца в героической защите. Такое сердце не может уявиться на ненависти. Героизм возможен только там, где сердце не окаменело. Потухшие сердца не ведают героизма. По этому признаку различайте народы будущего от уходящих»27. Это написано в феврале 1945 года.
«Русская смекалка живёт в народе и является основою здравого смысла и равновесия. Подымется сила великая и уявится на благом строительстве. Силы Света на тончайших Космических Весах взвешивают характер (сердце) народов и отдают предпочтение там, где алмаз истинного дружелюбия сверкает ярко. Никакое лицемерие невозможно, где оявлены Космические Весы. Потому я верю в Космическую Справедливость совершаемой сейчас Великой Драмы.
Верю в то, что многие прекрасные души, положившие жизнь свою в защиту Родины, явятся в новых, лучших телах и в лучших условиях, чтобы снова помочь великому новому строительству мира»28.
Елена Ивановна пишет Валентине Дутко в мае 1945 года: «Вас радует мой русский энтузиазм и моя вера в русский народ. Но как им не быть, когда я знаю потенциал русской души и чую великую, суждённую ему судьбу. Я знаю, что в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие. Вы спросите: с какой Россией? Но с Россией Новой, пережившей страдания великие. Всё чуждое, всё ей навязанное уйдёт в новом мощном строительстве»29.
«Всегда верили мы в народ русский...»30
Елена Ивановна призывает любить наш народ, потому что в нём будущее, потому что он построит мир на основах терпимости, сотрудничества, устремления к Общему Благу и братскому единению между народами.
Об этом же светлом служении русского народа во благо человечества говорит и Николай Константинович. Он пишет о вкладе нашей страны во всеобщую историю человечества: «Когда-то будет написана справедливая, обоснованная история о том, как много в разное время Россия помогла различным народам, причём помощь эта не была своекорыстна, наоборот, очень часто страдающей являлась сама же Россия»31.
«Знаем, как многократно русский народ помогал другим народам, и в большинстве случаев никакой ни признательности, ни душевности не происходило. Русский народ отдавал, почти дарил огромные области свои, но и эти душевные жесты бывали забыты, и, может быть, умышленно забыты. Одни — по зависти, другие — по невежеству, третьи — по какому-то неизречённому атавизму не проявляли душевности к русскому народу»32.
«Даны народу русскому и герои во всех веках. Народные богатыри от Микулы, от Святогора уже складывали твердыни. За славу народа русского боролись Александр Невский, Сергий Радонежский, Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов, Пушкин, Менделеев, Мусоргский, Римский-Корсаков, Репин, Толстой, Павлов — и не перечесть! И народ русский воздаёт поклон своим героям»33.
Великое будущее предназначено русскому народу! «Весь мир вовлечён в Армагеддон. Все смущены. Все колеблются о грядущем. Но русский народ нашёл своё русло и мощным потоком устремляется в своё светлое будущее»34.
Сердце русского народа всегда указывает ему истинный путь. «Пусть какие-то другие народы гордятся своею машинностью. Душа русская — не механическая заводная душонка. Нет, русская душа жива красотою, а в глубинах русского сердца свила гнездо доброта. Русский народ есть народ-строитель. Не строитель фабрик, но создатель жизни. Из каждого испытания народ выходит обновлённым. Да будет хорошо народу русскому! А беда, как вода речная, смоет и омоет. В новый путь, в новое строительство!35
Закончим пронзительными словами Н.К. Рериха: «Говорят — изменился народ. Да, многому научился, во многом преуспел, мастером стал, но сердце-то осталось то же самое — великое русское сердце. А если оно сохранилось через все труды, через все поля бранные — значит, оно ещё выросло. А расти сердце русское может лишь к добру, к познанию, к человеколюбию»36.