Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935 |
Н.К. Рерих. [ЗВЕЗДОЧЁТ]. Около 1921 г.
С небес раскинут над землёю
лучей целительный покров.
Надземное, 180
Небольшой зал с приглушённым мягким светом постепенно наполнялся детьми. Они занимали места, расположенные амфитеатром вокруг центрального пространства, напоминающего сцену. Купольный потолок придавал особую гармоничность этому необычному школьному залу, предназначенному для бесед о Вселенной, законах Мироздания, тайнах космических просторов.
— Мои молодые друзья, все в сборе! Сегодня нам предстоит сделать маленькое открытие. Мы узнали об одном удивительном событии, которое произошло на Земле много веков назад. К нашему счастью, эта история была записана на бумаге и частично сохранилась. Жаль, конечно, что не полностью. Недавно эта древняя рукопись была найдена при раскопках в горах, в том месте, где ещё несколько веков назад стояла старинная обсерватория. В обнаруженном фрагменте описывается тот знаменательный день, когда наша планета была спасена Высшими космическими силами от очередной катастрофы.
Так начал наставник свою беседу с собравшимися. Он сам — учёный-археолог, немало времени проводивший на раскопках древних развалин и в изучении исторического прошлого планеты, — был прекрасным педагогом. Школа с готовностью приглашала его для бесед с детьми всех возрастов. Его занятия всегда были невероятно увлекательны и неизменно открывали ученикам новые горизонты познания.
Подобные встречи с учёными из разных областей науки считались в Школе очень важными и обычно предваряли ежедневную учебную программу — лекции, творческие, практические и лабораторные занятия. Так продолжалось в школах Земли уже много лет. Иногда какой-то важной теме, например жизни Космоса, взаимовлиянию звёзд, планет и галактик, посвящался целый день.
Сегодняшнее занятие было особенное. Ребятам предстояло услышать и увидеть живую историю из прошлого. Образы, запечатлённые на бумаге, с недавнего времени научились воспроизводить на экране. Стало возможно увидеть не экранизацию литературных произведений, а именно те тонкие образы, которые и представлял создававший их автор.
Учёный-археолог продолжил:
— Эта рукопись интересна тем, что её автор был участником одного немаловажного события и запечатлел на бумаге картины реальной, а не вымышленной истории. Поэтому мы с вами сможем по-настоящему ощутить атмосферу тех далёких времён.
Наставник показал ребятам большую старинную тетрадь с подклеенным корешком, с ветхими страницами и потёртой обложкой. Казалось, эта тетрадь просто дышала записанной в ней историей. Дети с интересом приготовились слушать и смотреть. Засветился большой экран, на котором появились первые картины ожившей старинной истории.
* * *
— С небес раскинут над Землёю лучей целительный покров, — глядя на тёмно-фиолетовое вечернее небо, произнёс Звездочёт. Был тёплый летний вечер, ветер временами доносил лёгкий морской аромат. Море находилось далеко внизу, за грядой гор. Звездочёт стоял на смотровой площадке обсерватории и обращался к своему воспитаннику, стройному высокому юноше, который, подняв голову, тоже устремил взор в небо. Алькор, так его звали, сказал: — Необычные слова! Но, наверное, это просто красивый образ — покров из лучей? На небе много звёзд, лучи их переплетаются и как бы укрывают собой планеты и нашу Землю?
— Не совсем так, — ответил Звездочёт. — Покров этот действительно есть, и раскинут он Кем-то могущественным и неведомым нам, потому что этот Кто-то стремится защитить наш космический дом.
— От чего же и как невидимым покровом из лучей можно защитить планету? — удивлённо произнёс Алькор.
— А разве ты не знаешь? На небе всегда может что-то случиться, — вступила в разговор до того молчавшая девочка, которой на вид можно было дать лет двенадцать. Её звали Тайгета. Она была года на три младше своего брата Алькора и смотрела на него немного снизу вверх.
Такие необычные имена — по названиям двух звёзд Северного полушария — дал этим детям, конечно, Звездочёт. Дал в тот самый день, когда к нему в обсерваторию привела их одна пожилая женщина. С тех пор прошло почти десять лет.
Мальчик лет пяти-шести с наскоро перевязанной головой крепко держал за руку маленькую сестрёнку (они были очень похожи друг на друга). Вымокшие, измождённые и продрогшие — такими их увидел Звездочёт в тот памятный для него день. Тайгета сейчас уже совсем не помнила этого, ей казалось, что вся её жизнь прошла здесь — в обсерватории и в старом просторном саду, каскадами раскинувшемся чуть ниже. Каменное здание обсерватории — самая высокая точка в округе — было построено в очень давние времена на плоской вершине горы, будто бы специально созданной для этого.
Алькор не знал, кто была та женщина, но помнил, как она спасла их с сестрой от страшной морской бури. Небольшое судно, на котором они плыли, кидало из стороны в сторону и било волнами о скалистый берег, удары страшным эхом отзывались у него в груди. Он прижимал к себе малышку и в отчаянии думал лишь о том, чтобы поскорее прекратились эти удары и рокот волн. Ещё один страшный удар... Потом он очнулся на песке рядом с плачущей сестрёнкой. Какая-то добрая и заботливая женщина перевязывала его голову куском ткани. Она сказала, что вынесла их из воды и им обязательно надо встать и идти, шторм может разбушеваться снова. «Больше никто не выжил», — коротко добавила она. Дети поднялись, и в быстро наступавшей вечерней мгле женщина повела их крутой каменистой тропой куда-то вверх. Она увела детей довольно высоко в горы — не в город, в детский приют, а в обсерваторию к Звездочёту. Память не сохранила ничего из их прежней детской жизни, даже имён. Звездочёт оставил спасённых сирот у себя и дал им звёздные имена — Тайгета и Алькор.
— Космос есть Космос, — многозначительно добавила девочка. Может быть, она ещё мало понимала в планетах, кометах и метеорных потоках, но, как воспитанница Звездочёта, она верила, что всё это живёт своей особой и разумной жизнью. Она знала наперечёт все звёзды и созвездия на небе и гордилась тем, что её имя — это название одной из самых ярких звёзд в скоплении Плеяд.
— От чего нужно защищать нашу планету? — Звездочёт повторил вопрос Алькора. — Например, от огромных метеоров или астероидов, которые, упав на неё, в один миг могли бы сделать часть её поверхности безжизненной пустыней или вообще расколоть Землю, ведь они летят с невероятно большой скоростью...
Помолчав, он продолжил:
— Не кажется ли вам, что планеты тоже могут совершать разумные действия? В истории Солнечной системы некоторые небесные тела спасали друг друга от неминуемых катастроф. Например, Юпитер не раз притягивал к себе огромные астероиды, державшие курс прямо на Землю.
— Словно брал их удар на себя! — воскликнула Тайгета.
— Да, именно так. А брать удар на себя можно лишь из чувства сострадания или любви.
— Юпитер живой, разумный и сознательно совершил это? — изумился Алькор, но, подумав, предположил: — А может быть, он притянул их невольно из-за своей гигантской массы?
Звездочёт возразил:
— До нас дошли на удивление точные расчёты древних учёных-астрономов, которые показывают, что траектория движения астероида тогда круто изменилась не под воздействием силы тяготения Юпитера, на неё повлияла неведомая разумная сила огромной космической мощи.
— Вот это да-а, разумная сила... Какая же это должна быть силища, чтобы развернуть мчащийся в пространстве астероид? Просто невозможно представить! Уж точно неземная... — отозвался Алькор.
— Неземная, верно. Весь Космос разумен, — объяснил Звездочёт. — По расчётам древних астрономов, совсем скоро должно произойти очень опасное для планеты событие, которое может вызвать большую катастрофу, — он посмотрел на детей и добавил: — Именно поэтому над Землёй и раскинут целительный покров из космических лучей.
Звездочёт недаром заговорил с детьми об этом космическом покрове сегодня: он хотел помочь им понять то, во что вряд ли поверили бы обычные городские дети.
— Что это за событие и почему оно опасно? Ты всегда знаешь гораздо больше, чем рассказываешь нам! — воскликнул Алькор.
— Могу ещё сказать вам, что учёные древности в области предсказания некоторых космических событий были гораздо точнее и знали намного больше, чем мы. Сегодня, по их предсказаниям, произойдёт небывалое космическое событие, и мы можем стать его свидетелями, если повезёт...
— А какое событие должно произойти? Это связано со звёздами и нашей Землёй? А где ты взял эти древние расчёты и откуда они у тебя? Можно ли нам на них посмотреть, хотя бы одним глазком? Что в них сказано и кто их сделал? — дети засыпали Звездочёта вопросами и с нетерпением ждали ответа.
— Ладно, я покажу вам эти расчёты, — согласился Звездочёт, — они хранятся в большой башне обсерватории. Книгу с расчётами и предсказаниями на их основе мне оставил мой дед, известный в прошлом веке учёный-астроном. Но как эта книга оказалась у него — об этом мне ничего неизвестно.
Звездочёт рассказал Алькору и Тайгете о том, что произойдёт сегодня ночью, и это потрясло их своей грандиозностью, неожиданностью и необычностью. Воспитанные Звездочётом совершенно отлично от детей из города, они отнеслись с полным доверием к его словам. Казалось, сам Космос приоткрыл им одну из своих бесчисленных тайн. А городские дети восприняли бы это как обыкновенную сказку или даже небылицу.
Тем временем ночь набросила своё покрывало на горы, и можно было идти наблюдать звёздное небо в телескоп. Втроём они отправились в главную башню обсерватории. Там Звездочёт показал детям большую старинную книгу в красивом переплёте. На обложке были едва видны полустёртые позолоченные буквы. Он бережно открыл её, и дети увидели, что все листы книги были испещрены какими-то формулами, непонятными им знаками и множеством таблиц и чертежей.
— А вот и сегодняшний день, — Звездочёт нашёл нужный лист и указал пальцем дату и цифры в одной из таблиц.
Алькор и Тайгета вздрогнули, увидев какие-то странные значки, жирно обведённые красными чернилами. После этих знаков запись как бы раздваивалась: цифры и данные шли в два столбца. Рядом с ними был начертан рисунок: два сближающихся небесных тела, стрелки, показывающие направления движения, какие-то дуги, надписи... Звездочёт объяснил:
— Древние учёные рассматривали два варианта развития событий после сегодняшнего дня. Первый — это распад планеты от взрыва колоссальной мощности при встрече с гигантским астероидом. Второй — Помощь неземных сил и продолжение эволюции планеты.
— Как древние учёные-астрономы узнали это тогда, в те незапамятные века? Как такое возможно? — спросил юноша.
— Уверяю вас, это не самое большое открытие учёных древности. Многое было возможно в далёком прошлом, потому что тогда люди гораздо лучше понимали силы Космоса. Например, очень-очень давно земляне уже освоили летательные аппараты наподобие птиц и летали на них. Это тоже запечатлено в древних рукописях. А мы ещё только мечтаем о полётах. Знание, как преодолеть силу тяготения, и многие другие достижения — всё это, к большому сожалению, было утеряно человечеством в результате войн, катастроф и ненависти одних народов к другим. Постепенно Космос закрыл многие тайны, потому что люди начали бы их использовать для взаимного уничтожения. Но это уже совсем другой разговор, — добавил Звездочёт. Затем он объяснил детям, что могло ожидать сегодня планету и почему он уверен, что этого не случится и Земля выживет.
Алькор и Тайгета были тихи и задумчивы — они только что узнали, что именно сегодня, по расчётам древних астрономов, должно произойти очередное небывалое спасение Земли. Очередное, как объяснил Звездочёт, потому что, оказывается, это происходило с нашей планетой уже не однажды. Снова, как и когда-то в давние века, одна из высших планет Солнечной системы должна будет отвести от их земного дома смертельный удар огромного астероида и принять его на себя.
Звездочёт, знавший точное время этого события, стал не спеша настраивать свой телескоп. Время ещё было. Совершенная для того времени оптическая система его телескопа позволяла наблюдать за планетами Солнечной системы и происходящими на небе переменами сразу нескольким наблюдателям одновременно...
* * *
Ребята в полутёмном зале, затаив дыхание, слушали и смотрели на светящийся экран, где разворачивалась история в древней обсерватории. Проводив взглядом Алькора с Тайгетой и Звездочёта в главную башню обсерватории, они с замиранием сердца ожидали: что же будет дальше? Может быть, дети вместе со Звездочётом будут наблюдать в телескоп что-то совершенно необычное? Может быть, они смогут увидеть свидетельство Высшей Помощи планете?
Внезапно экран погас, неожиданно для всех история оборвалась.
— Давайте смотреть дальше! Где же продолжение? Что произошло потом? Что они увидели в телескоп? — стали нетерпеливо спрашивать ребята.
— Это всё, что сохранилось в старинной книге, — ответил наставник. — Она дошла до нас в таком неполном виде — здесь лишь половина листов, поэтому стала больше похожа на тетрадь. Вторая половина кем-то безжалостно уничтожена, — посетовал он. — Но с этим ничего не поделаешь. А теперь давайте сверим даты и посмотрим, что именно произошло почти полтысячелетия назад, тогда, в тот знаменательный день.
Наставник пригласил всех ребят к большому столу, на котором лежал внушительных размеров «Атлас астрономических событий» от прошлых веков до настоящего времени. Все столпились вокруг и склонились над страницами «Атласа». Прошлое предстало перед ними в реальных фактах. Да, именно тот самый день, который, благодаря записи Звездочёта в книге, остался запечатлён для будущего. Астероид тогда не долетел до цели, его смертельный удар не разрушил планету. Он был «перехвачен» Юпитером, который принял этот удар на себя для спасения Земли.
Ребята листали «Атлас», рассматривали древние и современные свидетельства того, как во все века происходила Помощь Космоса нашей планете.
Вот Великие разумные силы, передавая свои знания древним учёным, сдвинули земную науку с мёртвой точки — в математике, астрономии, химии, металлургии.
Вот к Земле послана комета, принёсшая микрочастицы вещества, которое, воспроизводя себя в условиях Земли, поглощало ядовитые газы, очищая от них планету.
Ученики дальше листали страницы истории и видели, что с древних времён не раз человечеству открывались мощные энергии, приводившие то к расцвету цивилизаций, то к их уничтожению. Многие знания бывали утрачены, потом «открывались» вновь, и так продолжалось тысячелетиями.
Одна из страниц «Атласа» была посвящена тому, как сравнительно недавно Высшие Силы помогли учёным сделать важнейшее открытие: существование жизни после физической смерти.
Следующие страницы «Атласа» детям были хорошо известны: они иллюстрировали события, происходившие в течение двух последних веков.
Величественная картина Помощи Высших космических сил прошла перед взорами ребят. Одно из свидетельств этой Помощи они смогли только что воочию увидеть на экране... Школьники стояли, собравшись около учёного, и ждали его последних слов перед завершением занятия.
Он негромко прокомментировал:
— Да, нам понятно, что все эти факты, которые для нас совершенно очевидны сейчас, не могли знать люди четыреста-пятьсот лет назад. Но Звездочёт верил и знал. Вероятно, в те давние времена он был одним из немногих, кто знал вычисленное в древности точное время падения астероида на нашу Землю, наверное, он знал о спасении планеты! А может быть, даже и мог наблюдать это событие в свой большой телескоп вместе с Алькором и Тайгетой. Да, мог, но только таких, как он, были единицы. А сейчас эти знания доступны всем, и человечество не мыслит без них своей эволюции.
Ребята стояли перед открытым «Атласом» и в задумчивости размышляли о такой им понятной (и такой неведомой в далёких прошлых веках) настоящей истории Земли, слагаемой Высшими Силами.
С небес раскинут над Землёю
Лучей целительный покров.
Своею жертвой неземною
Спасёт планету вновь и вновь,
И жизни путь пред ней откроет
Творца Вселенская Любовь.