Мысли на каждый день

Чем же достичь удачи? Запомните – радостью.

Мир Огненный, ч. 1, 663

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
Виттория Колонна — выдающаяся итальянская поэтесса Эпохи Возрождения

Авторы: Мих Анатолий / Ольховая Ольга   



Теги статьи:  стихи

В мировой истории у разных народов появлялись люди, обладавшие столь высокими духовными силами и интеллектуальными способностями, что эти личности оказывали огромное влияние на ход развития своих стран. Среди многочисленных мужских имён, как редкие жемчужины, сверкают имена женские.
Обратимся к времени итальянского Возрождения, или Ренессанса, — к важнейшей эпохе в истории Италии, охватывающей период с XIV по XVI век и заложившей основы новой европейской культуры.
На протяжении столетий итальянская живопись эпохи Возрождения оказывала доминирующее влияние на всю европейскую живопись. В то время работали такие художники, как Перуджино, Микеланджело, Рафаэль, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Тициан.
Архитектура итальянского Возрождения представлена Кафедральным собором во Флоренции, Собором Святого Петра в Риме, кафедральным собором Темпио Малатестиано в Римини, множеством великолепных особняков.
Разговор о литературе эпохи Возрождения обычно начинают с творчества Франческо Петрарки — великого итальянского поэта.
Возрождение делят на четыре этапа. Время наивысшего его развития принято называть Высоким Возрождением. В Италии этот период приходится на 1500 – 1527 годы. События, о которых пойдёт речь, происходили как раз в это время.
Британский историк культуры Питер Берк, труды которого переведены на 30 языков, в своё время составил список из 600 имён известных писателей, учёных и художников, которые определили образ итальянского Возрождения. Среди этих людей он назвал только трёх женщин-поэтесс, это Виттория Колонна, Вероника Гамбара и Туллия д'Арагона.
Наша статья посвящена Виттории Колонна, которая стяжала себе славу едва ли не самой выдающейся итальянской поэтессы эпохи Возрождения.
Обширные познания, высочайшие нравственные качества и признанный поэтический талант прославили её в самых образованных кругах Рима, Неаполя и Венеции. Сочинения Виттории — сонеты, посвящённые памяти мужа, стихи и проза религиозного содержания — печатались уже при её жизни. Её поэтическое наследие включает 390 стихов.
За последнее десятилетие историками-медиевистами* было опубликовано большое число новых исследований о Виттории Колонна. Это вызвано тем, что с каждым годом в архивах открываются ранее неизвестные документы: рукописи, стихи, письма, проливающие свет на её деятельность, а также на историю группы выдающихся людей эпохи позднего Ренессанса, называвших себя spirituali («духовные»), лидером которой была Виттория.
Виттория Колонна заинтересовала нас ещё и потому, что её называют музой Микеланджело, той, которая научила мастера писать стихи и была вдохновительницей его лучших работ. Подчеркнём, что имя Виттории упоминается всегда, когда речь заходит о творчестве Микеланджело. И при различии в описании некоторых деталей, касающихся их великой дружбы, решительно все исследователи подчёркивают безупречное целомудрие и благочестие Виттории Колонна, самой известной поэтессы своей эпохи.
Уже в XX веке в архивах Ватикана была обнаружена ранее неизвестная рукопись, принадлежавшая Микеланджело, — это 109 посвящённых ему сонетов, написанных Витторией. Впервые они были изданы в 2005 году.
Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. История жизни Виттории представляет отрадный контраст с распущенностью нравов многих её современников. В одном из своих сонетов она сама говорит, что «грубые чувства, бессильные создать гармонию, производимую чистою любовью благородных душ, никогда не пробуждали в ней ни наслаждения, ни страдания... Ясное пламя, — прибавляет она, — возносит моё сердце на такую высоту, что низкие мысли оскорбляют его».
В этой статье мы коснёмся трёх тем: внешней канвы жизни Виттории Колонна, её дружбы с Микеланджело и кружка spirituali, членом которого она была.

Внешняя канва жизни Виттории Колонна

Итак, Виттория Колонна (1492 – 1547), маркиза де Пескара, влиятельный интеллектуал своего времени. Она прожила 55 лет.
Что известно о Виттории?
Она происходила из старинного и могущественного римского рода Колонна, история которого началась более девяти столетий назад, — рода, оказывавшего очень сильное влияние на избрание римских пап.
Эта древняя итальянская фамилия играла большую роль в средневековой истории Рима. В историю Италии вошла знаменитая вражда семейств Колонна и Орсини — этих невыдуманных Монтекки и Капулетти. Как пишут историки, это были два равно уважаемых семейства, одинаково сильно влиявших на историю Рима и политику Папского государства. Вражда родов была прекращена папской буллой 1511 года.
Виттория родилась в 1492 году в Марино, близ Рима. Её отцом был Фабрицио I Колонна, первый герцог Палиано, князь Тальякоццо, Великий Коннетабль** Неаполитанского королевства — один из самых прославленных военачальников своего времени. Это был полководец настолько выдающийся, что его идеям целиком посвящена книга Никколо Макиавелли «Искусство войны». Эти идеи удивительно созвучны тем, которые изложены А.В. Суворовым в книге «Наука побеждать».
Мать, Агнесса да Монтефельтро, была дочерью великого герцога Урбинского.
События, которых мы коснёмся, происходили во время правления Карла V Габсбурга — крупнейшего государственного деятеля Европы первой половины XVI века, который в то время был императором Священной Римской империи.
В возрасте четырёх лет Виттория была помолвлена с Фернандо д'Авалосом, которому в ту пору было шесть лет. С отцом Фернандо — маркизом Пескары — отец Виттории был очень дружен. Её брак был предрешён волей её отца, как и много других браков в знатных семействах той эпохи. Виттория воспитывалась в семье своего будущего свёкра, при дворе родственницы будущего мужа Констанцы д'Авалос, в то время управлявшей островом Искья, у которой своих детей не было. Она была одной из самых знаменитых женщин того неспокойного времени. Существует версия, что именно Констанца была моделью для «Моны Лизы» Леонардо да Винчи...
В мирное время её двор собирал знаменитых поэтов, писателей, учёных и мыслителей — именно в этой благоприятной творческой среде формировались взгляды и вкусы юной Виттории. Кроме того, в замке д'Авалосов была богатейшая библиотека, которая послужила фундаментом прекрасного образования будущей синьоры д'Авалос. Девушка изучила латынь, приобрела большие познания в итальянской литературе и начала заниматься поэзией.
Когда Виттория достигла возраста 17 лет, молодых людей обвенчали. Супруги проживали на Искье до 1511 года, когда её муж предложил свою шпагу борцам с французами, вторгшимися в Италию.
Муж Виттории Фернандо д'Авалос, маркиз Пескары, был одним из самых активных и блестящих капитанов Карла V и пользовался благосклонностью императора благодаря своим грандиозным успехам на военном поприще.
Приведём интересный факт, говорящий о высоких моральных принципах Виттории. Во время борьбы с французами возник заговор против императора. И маркизу Пескары предложили корону Неаполя, склоняя к измене императору под самым благородным предлогом — «для освобождения Италии от французов». Маркиз взял паузу на размышление и написал жене — единственному человеку, которому мог довериться. В своём ответе Виттория писала, что «предпочла бы умереть супругой храбрейшего из маркизов и вернейшего из генералов, чем жить супругой короля, опозоренного хоть малейшим пятном бесчестья».
Такую резкую отповедь от Виттории получил сомневающийся маркиз. Был ли заговор настоящим, либо это была хитрая провокация — неизвестно, ясно одно: Виттория спасла мужа от бесчестия.
В 1525 году маркиз Пескары сыграл решающую роль в битве при Павии с сильным врагом — королём Франции Франциском I; он арестовал французского короля и собственноручно написал императору письмо с известием о победе. Тогда же, в 1525 году, маркиз был смертельно ранен и скончался от ран, полученных в сражении.
Неудивительно, что, когда император Карл V прибыл в Рим в апреле 1536 года (через 11 лет после смерти маркиза), он удостоил Витторию личным визитом, чем засвидетельствовал высочайшее положение вдовы на европейской политической арене.
Виттория стала вдовой в 35 лет. Она уезжает на Искью, в фамильный замок почившего супруга, где прошли её счастливые детство и юность, и там, окружённая такими живыми воспоминаниями, оплакивает его смерть в выдающихся сонетах...
Она отказалась от нескольких предложений руки и сердца, найдя себе приют в религии и поэзии.

Приют мой одинокий прост и строг:
Живу, как птица, на утёсе голом,
К возлюбленным сердцам, к ветвям весёлым
Не возвращаться я дала зарок.

Зато для гимнов здесь простор широк:
Ты солнцем светишь мне над мрачным долом,
И стаи мыслей с клёкотом тяжёлым
Слетаются, свернув с других дорог.
 
Тут наступает счастья миг короткий,
Когда они, восторженны и кротки,
К блаженству дольнему влекут меня.

Но если б слов пылающая сила
Твой образ возродила из огня,
Я бы восторга высшего вкусила!

Она собралась уйти в монастырь, но её отговорил папа Климент VII, разрешив жить в монастыре без пострига. Отныне она — светская монахиня.
Творчество поэтессы со временем видоизменяется. На смену стихам, посвящённым памяти мужа, приходят так называемые духовные стихи, которые станут отличительной чертой её творчества.

Любила жизнь бездумно я годами,
Меня пьянила слава, как вино,
Но зря — в беде увидев жизни дно,
К Творцу пришла обратно со слезами.

И помогло. Пишу теперь гвоздями
Его Креста, а не простым пером,
Чернила — Его кровь. Пою я лишь одно:
Горение Христовыми Страстями.

Но вдохновенья нет. Бессильны тут Парнас,
Делос, Кастальский ключ. Ищу
Других холмов, другой воды алкаю.

Но горний мир закрыт для смертных глаз.
Молю! Даруй мне свет. От жажды трепещу.
Один лишь знак, и строчки засверкают!

Исследователи отмечают: «Стилистика поэзии Колонна очень сдержанна, ей не свойственны эмоциональные порывы, и как будто отражает образ жизни поэтессы, своей почти аскетичностью поражавшей её почитателей».
Окружённая толпой поклонников в молодости, она и в последние годы жизни была предметом поклонения благодаря своим высоким нравственным достоинствам: на неё смотрели как на святую.
Детей у супругов д'Авалос не было. Ещё при жизни мужа Виттория усыновила его молодого родственника Альфонсо. Своей нежностью и заботой Виттория преобразила дикого и необузданного юнца в человека, ценящего искусства
и науки, она им гордилась. Альфонсо был военным и с юных лет принимал участие во множестве сражений. Он умер в 1546 году, в возрасте 44 лет, заслужив славу военачальника и правителя (много лет он был губернатором Милана).
Ранняя смерть воспитанника заставила Витторию окончательно распроститься с миром: она поступила в монастырь св. Анны в Риме.
Виттория Колонна умерла 15 февраля 1547 года в возрасте 55 лет. Накануне смерти она написала свой последний сонет, в котором с радостью предвкушала грядущую встречу с Творцом. Микеланджело присутствовал при её кончине.
Среди друзей и почитателей Виттории Колонна были известные люди Италии. В их числе — поэт и драматург Лудовико Ариосто, посвятивший ей несколько блестящих строк в своей знаменитой рыцарской поэме «Неистовый Роланд». Рукопись её стихов была в библиотеке Маргариты Наваррской, на которую поэтесса оказала некоторое влияние.

Дружба с Микеланджело

Среди гигантов Италии, давшей миру Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Боттичелли, Джорджоне и ещё многих гениальных мастеров, Микеланджело Буонарроти возвышается непревзойдённым колоссом. В числе его великих монументальных творений — «Давид», «Моисей», «Пьета», фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане и другие произведения.
Он был величайшим скульптором, художником, архитектором и поэтом. У него был гордый и непримиримый характер, современники говорят о его мрачности и суровости, вызванных борьбой, неудовлетворённостью, страданиями, разладом между идеалом и действительностью. Он никогда не был женат. Говорил: «Искусство ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети — это мои произведения».
О том, как зародилась и развивалась дружба Виттории с Микеланджело, сведений нет. Они встретились в Риме за 10 лет до её ухода. Виттории было 45 лет, Микеланджело — за 60. До самой её смерти они постоянно общались, обменивались стихами, делились философскими размышлениями. Религиозные искания, которые давно занимали Витторию, находили отклик в душе Микеланджело.
Их диалоги, сосредоточенные в основном на теме гуманизма в искусстве и литературе, были записаны и впоследствии опубликованы португальским художником Франсишку де Ольянда.
В книге своих воспоминаний он говорит: «Я наблюдал, как в спорах она, словно военачальник, запасшийся хитроумным планом и осторожностью, идёт на штурм неприступной крепости. А Микеланджело, подобно осаждённому, проявляет чудеса изворотливости. ...Но в конце концов победу одерживала маркиза. Впрочем, я и не представляю себе, кто бы мог оказать ей сопротивление».
Глубокая дружба связывала этих двух людей. Для Виттории Колонна Микеланджело написал несколько картин, судьба которых сегодня неизвестна. Их современник Джорджо Вазари — итальянский художник и писатель — упоминает «Оплакивание Христа» и «Христа распятого», дошедшие до нас в поздних копиях.
«Оплакивание Христа» (1538): Мадонна сидит у подножия креста, залитое слезами лицо её выражает невыносимое страдание, распростёртые руки воздеты к небу. Безжизненное тело Христа, кажется, вот-вот рухнет к ногам Пресвятой Матери, но два ангела подхватывают его.
«Христос распятый» (1541): Христос изображён в предсмертных муках, когда он взывает к Небесному Отцу своему.
Коснёмся ещё нескольких работ великого мастера, связанных с именем Виттории Колонна.
Мраморная статуя ветхозаветного пророка Моисея высотой более двух метров занимает центральное место в скульптурной композиции гробницы папы Юлия II в церкви Святого Петра в Риме. Под его правой рукой — две скрижали Завета. Над этой скульптурой Микеланджело работал с 1513 по 1515 год. Через 27 лет, то есть зимой 1542 года, он снова к ней вернулся. Сохранилось свидетельство человека, который помогал мастеру произвести чудо со скульптурой всего за два дня: «И когда я пошёл посмотреть, я увидел, что он повернул ему голову... и я едва верю самому себе, так как считаю это почти невозможным».
Если бы Моисей смотрел прямо перед собой, как было в первом варианте, его взгляд падал бы на алтарь. Перед тем как окончательно завершить работу, Микеланджело приезжал к Виттории. Предполагают, что идея повернуть голову Моисея от алтаря была вдохновлена ею. Древний пророк не видит там Бога... И мастер поворачивает его взгляд к свету, который струится из открытого окна, расположенного как раз слева от него.
В 1541 году Виттория уехала в Витербо — небольшой городок к северо-западу от Рима. Её отъезд никак не сказался на их отношениях с Микеланджело. Они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Биографы отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».
Их стихотворная «корреспонденция» вызывала интерес современников. Едва ли не самым знаменитым стал 60-й сонет Микеланджело, посвящённый Виттории, где есть такая строфа:

Жду ль радости,
             тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжёл мне срам,
Что вас мой дар не так,
                    как должно, славит.
 
В Рим Виттория возвратилась через три года, часто навещала Микеланджело и наблюдала за его работой. В монастыре св. Анны, где у неё была своя, как бы теперь сказали, резиденция, Виттория собирала друзей, чтобы поговорить о религии, искусстве или поэзии, среди них нередко присутствовал и мастер.
Идеи религиозного обновления, волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело этих лет. Их отражение видят во фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле, созданной именно в пору строгой и светлой дружбы с Витторией. Это одно из последних крупных живописных произведений Микеланджело.
Фреска поражает монументальностью и размахом. На ней запечатлено огромное количество фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется трёхмерной, словно она не написана, а изваяна. Изображены проповедники, пророки, патриархи, герои Ветхого Завета, мученики, святые. И, конечно, грешники.
«Страшный суд» Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас. Церемония открытия фрески состоялась 31 октября 1537 года. Высшее духовенство во главе с понтификом Павлом III и приглашённые миряне были потрясены увиденным космогоническим зрелищем. Потрясение было так велико и витавшее напряжение столь сильно, что папа пал на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.
«Страшный суд» Микеланджело не имеет аналогов. В этой фреске мастер описал библейский финал человеческой истории, сильно отличающийся от привычных средневековых живописных образов.
В центре картины — Христос-Судия и Дева Мария. Остальные персонажи создают круговорот. Христос изображён в момент разделения людей на праведников и грешных. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние.
Его Мать сидит с лицом, опущенным вниз, что позволяет Ей не видеть того, как Сын вершит правосудие. К тому же любое Её заступничество сейчас уже не возымеет силы... Принято считать, что Микеланджело в этом образе запечатлел Витторию Колонна.
Варфоломей — один из двенадцати апостолов, сидящий у ног Христа, держит свою кожу, содранную с него язычниками. Придав собственные черты искажённому страданием лицу на содранной коже, Микеланджело как бы поведал о невыносимых душевных муках, которые он испытал, создавая своё великое творение. Часть исследователей считает, что в образе женщины в зелёном одеянии художник воплотил черты Виттории Колонна. Таким образом, существуют две версии относительно её изображения. Ясно одно: Микеланджело не мог не отобразить её на этой фреске. Где именно она изображена или изображена дважды — остаётся вопросом.
Как уже было сказано, Микеланджело находился рядом с Витторией в последние моменты её жизни. По словам его биографа Огюста Ланно-Роллана, «Микеланджело не покидал жилище, где угасала его подруга; он стоял на коленях, когда наступил её последний час. Эта потеря погрузила его в страдания, равносильные отчаянию». «Смерть отняла у меня большого друга», — написал он своему другу Асканио Кондиви. Он признался Кондиви, что в этом мире не испытывал более мучительной боли, чем дав Виттории уйти из жизни, не поцеловав ей ни лоб, ни лицо, а только руку.
На смерть Виттории Микеланджело написал несколько сонетов. В одном есть такие строки:

Когда моих столь частых воздыханий
Виновница навеки скрылась с глаз, —
Природа, что дарила ею нас,
Поникла от стыда, мы ж — от рыданий.

Из другого сонета:

И внемля вздох её во сне,
Господь в единое мгновенье
Унёс из мерзости земной
Её к себе, сокрыв от созерцанья.

Кружок spirituali

В очень непростое время жила Виттория Колонна. Италия тогда ещё не была единым государством, и её сотрясали бесконечные войны. Назревал кризис католической церкви, служители которой всё меньше напоминали представителей Бога на земле. Последней каплей было введение Папой Львом Х индульгенции — церковного документа, купив который, грешник «искупал» свои грехи.
Реформация, начавшаяся с протеста Мартина Лютера против продажи индульгенций, привела Европу к кровопролитным религиозным войнам и к расколу западной церкви. Это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII века было направлено на реформирование католической церкви.
Виттория Колонна была непосредственным участником группы, стремившейся найти выход из состояния глубокого упадка, в которое пришла церковь. Ещё в ранние годы в Риме Виттория познакомилась с видными деятелями той эпохи. Со временем вокруг овдовевшей поэтессы собрался кружок поэтов, писателей и религиозных деятелей, объединённых жаждой духовного совершенствования и стремлением к религиозным реформам. Они называли себя spirituali и вошли в историю как «итальянские реформаторы».
Витторию особенно затронули идеи, развивавшиеся в Неаполе испанцем из знатного рода Хуаном де Вальдесом, вокруг которого собиралось множество выдающихся людей. 
Один из главных последователей Вальдеса монах-капуцин Окино стал успешно проповедовать в главных городах Италии под покровительством Виттории, которая пользовалась своим высоким положением, чтобы открыть ему доступ в самые посещаемые церкви в стране.
Виттория была близко знакома со многими из будущих итальянских протестантов. Её другом был Пьетро Карнесекки — гуманист и реформатор. Она была близка с кардиналами Реджинальдом Поулом и Гаспаро Контарини.
Английский кардинал Поул — кузен Генриха VIII, короля Англии, — был духовником и наставником Виттории. Двор Поула, собравшийся в Витербо, стал местом, где разрабатывались новые теологические и реформистские идеи, пути выхода Римской церкви из кризиса. Злые языки уже именовали этот кружок «Церковь Витербо». Это означало, что члены кружка установили себе собственные правила, отличные от ортодоксальной Римской церкви. Летом 1543 года как своего брата группа приняла Микеланджело.
Идеи этой группы были изложены в книге «Благодеяния Христа», изданной анонимно в 1543 году. В книге ясно выражено убеждение, согласно которому Божественная благодать даруется человеку через веру, но никак не через «церковную власть, которая устанавливает правила и решает, кто достоин войти в Царство Божье, а кто нет». Охота на авторов началась сразу после её выхода в свет. Предосторожности, к которым прибегли «спиритуалы», не помогли уберечь группу от преследований инквизиции, которая сделала всё, чтобы предать забвению её деятельность, принимая во внимание отличавший её участников, кроме политического, высокий моральный и интеллектуальный авторитет в обществе. Вот почему до нас не дошло почти никаких сведений об этой группе, за исключением хроники её разгрома, написанной, естественно, противоположной стороной.
Мы знаем, о чём Виттория говорила в те дни своим друзьям, благодаря протоколам инквизиции, которая, чтобы доказать наличие ереси в словах женщины, собирала все её письма, написанные в Витербо. В деле, всплывшем всего несколько лет назад в архивах Святой Палаты, изложены пункты обвинения. Шпионы инквизиции, перехватившие письма Виттории, не сомневались в опасности её мыслей и слов. Одного упоминания о том, что некто «посещал маркизу де Пескара», было достаточно, чтобы человека обвинили в ереси — чего не избежали даже монахини монастыря св. Екатерины из Витербо, где она проживала.
Римская инквизиция осудила на казнь Пьетро Карнесекки (в 1567 г.), а во время следствия его тщательно допрашивали о некатолических взглядах и симпатиях скончавшейся 20 лет назад маркизы де Пескара, привлекая к дознанию её родственников и слуг. Святая служба расследовала (также посмертно) и воззрения кардинала Поула. Виттория была избавлена от унижений только потому, что умерла прежде, чем её настигла инквизиция.
Культура итальянского Возрождения пала под натиском торжествующей католической реакции...
Завершим наш рассказ о Виттории Колонна посвящёнными ей строками Микеланджело:

Кто создал всё, тот сотворил и части —
И после выбрал лучшую из них,
Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
Достойное его высокой власти...

Литература
Необычная муза необычного художника — Виттория Колонна и Микеланджело (https://ru.wikipedia.org/wiki/Колонна,_Виттория#cite_note-15).
Роллан Р. Жизнь Микеланджело. М., 1935 (https://litlife.club/books/160705/read?page=17).
Фисель Э. Микеланджело Буонарроти. М., 2012. (Исторические портреты).
Форчеллино А. Микеланджело. Беспокойная жизнь. М., 2011.

* Медиевист — специалист по истории европейского Средневековья.
** Главнокомандующий армией.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества