Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не может быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу. Надземное, § 57 |
Деревья спят и тихо видят сны —
Мы не нарушим зимний их покой,
Н.Д. Спирина2
Коснёмся братской рукой мира растений. Ощутим нашу родственную связь с ними. Нас с вами не надо убеждать, что растения живые и обладают сознанием. Но всегда ли мы с ними обращаемся бережно, действительно ли любим их? Напомним себе ещё раз о наших прекрасных меньших братьях.
Елена Петровна Блаватская так объясняла наличие сознания у растений: «Различные виды растений... суть рассеянные лучики, появившиеся вследствие преломления и дробления единого Луча. По мере прохождения через семь уровней этот Луч дробится на каждом из них на тысячи и миллионы лучиков, пока не достигает в конце концов мира конкретных форм. И каждый лучик становится на своём уровне отдельным разумом. Таким образом, каждое растение имеет собственный разум или, если так можно сказать, свою собственную жизненную цель, а также, в некоторой степени, собственную свободную волю. (...) Растение может быть восприимчивым или невосприимчивым, хотя все без исключения растения могут чувствовать и обладают собственным сознанием»3.
В книге «Аум» говорится: «При изучении эманаций розы вы заметили, что даже прохождение мимо цветка уже оказывает влияние на его эманации. Из одного такого наблюдения можно видеть, как чутки растения и как мощны воздействия человека»4.
В своих письмах Елена Ивановна Рерих не однажды упоминает имя замечательного индийского учёного Джагадиса Боше5. Именно он на основании опытов с растениями, производившимися в Калькуттском институте, доказал, что чуткость нервной системы растений поразительна6.
Боше «запечатлел пульс растений, выявил даже для случайного глаза, как реагируют растения на боль, на свет, как отмечается в пульсе его появление даже малейшего удалённого облачка. В полной графичности на стене отмечалась вся судорога смерти растения, отравленного или пронзённого. Тут же отмечалось и воздействие человеческой энергии на жизнь тех самых растений, которые ещё недавно, даже в глазах цивилизованных людей, были лишь низшими, мёртвыми отростками. В движении иглы, отмечающей пульс растения, можно наблюдать и воздействие человеческой энергии мысли. Мысль добрая, мысль сочувствия могла ограждать растения от действий яда»7. Это Елена Ивановна пишет о том, как присутствие Николая Константиновича Рериха в лаборатории Дж. Боше воспрепятствовало смерти растения, и Боше, как истинный учёный, сейчас же отметил это явление.
«Разве это не выражение общечеловечности, когда человек благодатными излучениями своей ауры спасает растение?»8 — восклицает Наталия Дмитриевна Спирина.
Джагадис Чандра Боше исследовал физиологию растений. Учёный смог продемонстрировать «сходство поведения кожи ящерицы, черепахи или лягушки и кожицы винограда, томата и других овощей и фруктов. Он обнаружил, что пищеварительные органы насекомоядных растений, от щупалец росянки до ворсистого клапана растения-кувшинчика, аналогичны желудку животных. Он открыл близкое сходство между реакцией на свет растения и роговицы глаза у животных. Он смог доказать, что растения, будь то сверхчувствительная мимоза или невозмутимая редиска, устают от избытка стимуляции так же, как и мышцы животных. (...) ...Боше доказал, что растительные и животные организмы одинаково реагируют на холод, анестезию и слабый электрический ток»9. Он утверждал, что нерв растения вообще ничем не отличается от нерва животного.
Боше так подытожил все свои научные выводы: «Исследуя воздействие различных сил на материю, я стал свидетелем того, как все различия и разграничения исчезают, и Живое и Неживое сливаются в единое целое. Мои первые работы в области невидимого света заставили меня осознать, что мы почти слепы посреди этого огромного океана света. Исследуя свет, мы переходим от видимого глазом света к невидимому излучению и таким образом выходим за рамки нашего физического восприятия. Точно так же в изучении Живого, переходя от полного звуков мира животных к безмолвному миру растений, мы приближаемся к разгадке великой тайны Жизни и Смерти.
Есть ли какая-нибудь связь между жизнью человека и миром растений? Это не абстрактный вопрос. Эта связь существует, и её можно наглядно продемонстрировать при помощи безукоризненного метода. А это значит, что мы должны отбросить все наши предрассудки, которые в конечном итоге оказываются беспочвенными и противоречащими фактам. В конце концов, мы должны обратиться за ответами к самому растению и принять на веру лишь то, под чем оно "собственноручно" подписалось»10.
«Как отражается разная аура людей на растения? Можно целый новый институт построить»11, — говорится в книге «Озарение».
Удивительные исследования Клива Бакстера в 60-х годах прошлого века подтверждают это. О его опытах с растениями писали газеты всего мира.
Эксперименты неожиданно начались в одном из кабинетов нью-йоркского делового центра. Бакстер был известнейшим в США специалистом по использованию детектора лжи. А его секретарше захотелось оживить офисное помещение растением, и выбор пал на драцену душистую (Dracaena massangeana)12.
Как-то ночью Бакстер сидел в основанной им школе, куда съезжались послушать его лекции и изучить тонкости использования детектора лжи служители правопорядка со всего мира. По какому-то наитию он решил подключить электроды детектора к листу своей драцены.
Бакстеру стало интересно, отреагирует ли дерево, если его полить, и если да, то как и насколько быстро это произойдёт. По мере того как растение утоляло жажду и вода поднималась вверх по стеблю, гальванометр (часть детектора лжи) должен был зафиксировать снижение сопротивления и повышение электрической проводимости насыщенных водой тканей листьев драцены. Но, к его удивлению, кривая на ленте, вместо того чтобы идти вверх, пульсируя, пошла вниз.
Реакция драцены очень напоминала реакцию человека на кратковременное стимулирование его чувств. Так, может, растение выражало свои чувства? То, что произошло в последующие десять минут, перевернуло всю жизнь Бакстера.
Человек сильно реагирует на угрозы. При этом стрелка гальванометра подскакивает. Бакстер решил пригрозить драцене и обмакнул лист растения в чашку с горячим кофе, которую он никогда не выпускал из рук. Никаких эмоций.
Немного поразмыслив, Бакстер решил поджечь лист, к которому были подсоединены электроды. Мысленно он представил пламя, но не успел потянуться за спичками, как самописец дёрнулся и график сигналов от драцены взметнулся вверх. Исследователь даже не притронулся ни к растению, ни к полиграфу. Значит, драцена прочитала его мысли? Начались скрупулёзные исследования этого явления, чтобы понять, как растение реагирует на мысли человека.
Бакстер расширил свой офис и обустроил в нём научную лабораторию, которой позавидовал бы самый взыскательный учёный. Несколько месяцев он снимал показания с самых разных растений. Растения реагировали не только на угрозы людей, но и на потенциально опасные ситуации, например когда в комнату внезапно вбегала собака или входил недолюбливавший растения человек. Если растению угрожает чрезвычайная опасность или повреждение, то, защищая себя, оно реагирует, как человек: «теряет сознание», «падает» в глубокий обморок.
Однажды некий канадский физиолог приехал в лабораторию Бакстера посмотреть на его опыты. Исследователь подсоединил к полиграфу одно, затем другое и третье растения, но ни одно из них не реагировало. Он проверил оборудование и попробовал ещё два растения, но безрезультатно. Заинтригованный этим, желая прояснить, что могло так повлиять на его питомцев, он поинтересовался: «А вы в своей работе не причиняете вред растениям?» «Ещё как причиняю! — ответил физиолог. — Я их убиваю — сжигаю в печи, чтобы получить сухой остаток для анализа».
Через сорок пять минут после того, как физиолог уехал в аэропорт, все растения Бакстера вновь реагировали на его мысли, как ни в чём не бывало. Этот опыт подвёл к пониманию того, что некоторые люди могут заставить растения оцепенеть, потерять сознание.
Учёный также обнаружил, что между растением и его хозяином существует особая связь, не ослабевающая ни на каких расстояниях. Используя синхронизированные секундомеры, Бакстер заметил, что растения реагируют на его мысли, когда он находится в другой комнате, на другом конце коридора и даже в соседнем квартале. Он отъехал от своего офиса на двадцать пять километров, а когда вернулся, то обнаружил, что его растения бурно отреагировали именно в тот момент, когда он решил к ним вернуться.
Затем Бакстер уехал читать лекции по всем Соединённым Штатам. Он рассказывал о своём первом опыте 1966 года и показывал слайд с той самой драценой. Растение, по-прежнему жившее в его рабочем кабинете в далёком Нью-Йорке, неизменно реагировало каждый раз, когда он показывал слайд с его изображением.
Настроившись на определённого человека, растения способны поддерживать с ним постоянную связь, даже если он затеряется в многотысячной толпе. Накануне Нового года Бакстер отправился в самый центр Нью-Йорка с записной книжкой и секундомером в руках. На улицах была невероятная давка. Бакстер отмечал в своём блокноте, что с ним происходит: вот он идёт, бежит, спускается на эскалаторе в метро, вот его чуть не сбила машина. Вернувшись в лабораторию, он обнаружил, что каждое из трёх растений, подключённых к отдельному гальванометру, схоже отреагировало на его эмоциональные состояния во время этого маленького приключения.
Бакстер так и не смог определить, каким образом человеческая мысль и чувства передаются растению. Он помещал растение в клетку Фарадея и в свинцовый контейнер, но оба эти экрана никоим образом не нарушили канал связи, соединяющий растения и человека. Следовательно, волны этой связи лежат за пределами электромагнитного спектра.
В книге «Надземное» нам даётся совет «почаще беседовать с растениями»13.
Удивительные наблюдения собрал чешский исследователь физиологической психологии Ян Мерта. После переезда в Канаду он «два месяца подрабатывал "Айболитом" в крупной монреальской компании, выращивающей и импортирующей тропические растения. Обычно эти растения попадали в деловые центры для оживления голых стен или в жилые дома в качестве любимых питомцев. Когда хозяева жаловались на всяческие болезни купленных у компании растений, Мерта ехал на место событий для устранения проблемы. Кроме того, под его опекой находились тысячи растений в огромных теплицах компании. Он заметил, что после расставания с сотнями тепличных друзей растение испытывало резкий шок, тосковало, чахло и даже могло погибнуть. Но если несчастное растение возвращали в теплицу, оно заметно оживлялось и восстанавливало свой цветущий вид и здоровье.
Вылечив немало "захандривших" растений, Мерта убедился, что растениям необходимо общение с человеком. При недостатке такого общения они страдают от одиночества. Ярким примером могут служить роскошные десятиметровые фикусы (Ficus benjamini) из Флориды. Цветущие здоровые фикусы привезли в торговый центр и поставили вокруг фонтана в крытом солярии. И что же? Несмотря на постоянный полив и подкормку, уже через два дня они стали вянуть. Но растения, которые поставили рядом с оживлёнными проходами, ведущими в солярий, сохраняли цветущий вид и отличное здоровье. Для Мерты было очевидно, что фикусы обожают ловить восхищённые взгляды проходящих мимо людей»14.
Кроме человеческих эманаций на растения воздействуют и звуки.
«...Древние полагали, что лучшие цветы росли при храмах, где было много созвучий голосов и музыки»15, — сказано в книге «Сердце».
Е.И. Рерих писала: «Мне приходилось делать опыты со звуком над растениями, и я могла убедиться, как изумительно чувствительны растения на звук. Конечно, при таких наблюдениях огромную роль играют излучения наблюдателя и присутствующих лиц»16.
В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Колокольчики пели... Знаете ли, что цветы поют? Каждый имеет свою ноту, на которой звучит, изменяясь в тонах в течение дня и ночи. Хор полевых цветов. ...Эта симфония трав и цветов. Звучание растений, не тронутых рукою человека, в хоре согласном. Сфера созвучий природы. Музыка сфер. Поэт прав: "хоры стройные светил"17 не продукт воображения, но звучание музыки сфер»18.
Доктор Т.С. Синкх, работавший в 1950-е годы деканом факультета ботаники в Университете Аннамалаи, что к югу от Мадраса (Индия), изучал воздействие звука на движение протоплазмы в растениях. «После восхода солнца движение протоплазмы в клетках растений обычно ускоряется, поэтому Синкх проводил свои опыты до 6 часов утра. Он поместил электрический камертон в двух метрах от Hydrilla19 и оставил его издавать звук в течение тридцати минут. Тем временем он наблюдал за происходящим в микроскоп и обнаружил, что движение протоплазмы достигло необыкновенно высокой скорости. (...) Тогда Синкх попросил свою помощницу Стеллу Понья, талантливую танцовщицу и скрипачку, поиграть на своём инструменте рядом с Hydrilla. Стоило девушке извлечь звуки определённой высоты, и движение протоплазмы ускорилось. Синкх знал, что традиционные индийские обрядовые песни раги построены с учётом тональности звуков и вызывают у слушателя определённые эмоции и глубокое религиозное чувство. Тогда он решил испробовать раги на Hydrilla»20. Растениям играли на семиструнной вине мелодии, которые традиционно посвящались богине мудрости Сарасвати, по 25 минут ежедневно.
«На пятой неделе стало очевидно, что экспериментальная группа стала заметно обгонять в росте контрольную группу, а к концу декабря первые выросли на 20% выше, а листьев у них было на 72% больше. Впоследствии в экспериментах Синкха участвовало огромное количество видов растений: астры, петунии, космеи, белые лилии, а также привычные лук, кунжут, редис, батат, тапиока. Синкх составил репертуар из десятка различных раг и по несколько недель перед рассветом исполнял каждому растению одну из раг на флейте, скрипке или фисгармонии. Кроме раг растениям в течение 30 минут играли на вине музыку на высоких тонах с частотой 100 – 600 герц. Итоги своих экспериментов Синкх опубликовал в журнале, издаваемом сельскохозяйственным колледжем в Сабуре: "Вне всякого сомнения, благозвучные мелодии стимулируют рост, цветение и плодоношение растений"»21.
Синкх проследил, что «под воздействием музыки или ритма скорость обмена веществ по отношению к объёму испарения и ассимиляции углекислоты повышается более чем на 200 % по сравнению с контрольной группой. Растения в этом случае получают дополнительную энергию, а следовательно, производят больше питательных веществ. В результате урожайность резко повышается. Синкх даже заметил увеличение количества хромосом у некоторых видов водных растений...»22
И ещё интересные факты воздействия музыки на растения. Те из них, «что слушали Гайдна, Бетховена, Брамса, Шуберта и других европейских классиков XVIII и XIX вв., росли по направлению к радиоприёмнику. Одна тыква даже нежно обвила собою динамик. Тыквы, вынужденные слушать рок, отклонялись прочь от динамиков и даже пытались вскарабкаться по скользкой стеклянной стене камеры»23.
В 1969 году профессиональная органистка и певица (меццо-сопрано) Дороти Реталлак провела несколько интересных опытов. Американка подтвердила, что растениям больше всего нравится индийская традиционная музыка. «Основываясь на своём опыте, она выбрала хоральные прелюдии Иоганна Себастьяна Баха и классические мелодии на ситаре (упрощённый вариант южноиндийского инструмента вина) в исполнении бенгальского брамина Рави Шанкара24. Бах пришёлся растениям явно "по вкусу": они наклонились на 35 градусов в сторону динамиков. Но это несравнимо с реакцией на Рави Шанкара! Чтобы дотянуться до динамиков, цветы наклонились вперёд более чем на 60 градусов! Растения, оказавшиеся рядом с магнитофоном, увили собою весь динамик»25.
Ещё одно имя человека, страстно любившего растения, — это Лютер Бурбанк26, американский селекционер, садовод, который, кроме создания ряда новых сортов растений, востребованных сельским хозяйством США, вывел несколько необычных растений — в частности бесколючковый кактус и бескосточковую сливу.
Бурбанк рассказывал известному йогу Парамахамсе Йогананде о своём новом кактусе без колючек. Целый год он вытаскивал плоскогубцами из пальцев тысячи колючек, но в конце концов кактус их сбросил. «Во время моих экспериментов с кактусами, — говорил Бурбанк, — я часто разговаривал с ними и создавал для них атмосферу любви. Я говорил, что им нечего бояться, что им больше не нужны защитные колючки, что теперь я буду их защищать»27. Сила любви Бурбанка подпитывала его растения, и они росли лучше и приносили больше плодов. Во время своих экспериментов он старался завоевать доверие растений, просил их о помощи и уверял их, что будет относиться к ним с глубочайшим уважением и любовью28.
Все знавшие Наталию Дмитриевну Спирину подтвердят, с какой любовью и нежностью она относилась к растениям.
Она вспоминала: «У меня ещё в Харбине была белая гвоздика, она почему-то цвела круглый год. Этого никогда не бывает с гвоздиками. Я так её любила, я с ней разговаривала, её целовала, и она цвела круглый год. Все спрашивали: "Почему она у вас в любое время цветёт?" А она старалась, она отвечала мне любовью. Это просто поразительный эксперимент у меня был. Я думаю, у всех так, если понаблюдать за комнатными растениями, как они растут, или за огородами, за садами»29.
Изумительно, как откликалась гвоздика на отношение к ней Наталии Дмитриевны, на воздействие её ауры. «Теплоту сердца чувствует всё существующее на земле: растения цветут во внеурочное время, звери не боятся и откликаются по-доброму»30.
Наталия Дмитриевна говорила о психожизни растений: «Мы знаем, что у некоторых людей цветы очень долго держатся в вазе, а у других быстро увядают; или в горшках у одних цветут круглый год и очень плохо растут у других. Это тоже своя психожизнь растения. Что-то ему нравится, что-то ему не нравится, на что-то оно реагирует так или иначе»31.
«Искусственные цветы могут быть очень хорошо сделаны, но они всё-таки искусственные и такой радости, как естественные цветы, которые хотя и быстро вянут, не вызывают. Искусственные могут очень много лет в вазе стоять, но радости от них нет, это чисто декоративно. А живые цветы ещё и душу свою несут. Душа цветка прекрасна. Всё одухотворено, вся природа имеет свою душу: и растения, и животные. И это всё наши братья»32 –– так говорила Наталия Дмитриевна на одном из «квадратных столов» СибРО в 1997 году.
И ещё хочется вспомнить 20 июня 1998 года, когда в Академгородке началась гроза и лил сильный дождь. Стоя у окна, Наталия Дмитриевна заговорила: «Как нужен дождь для травы! Его давно не было. Я всегда радуюсь, когда идёт дождь, ведь у травы корни неглубоко. А растения живые. И мы когда-то были такими, как они, и они будут когда-то такими же, как мы. Все в мире братья. Всё развивается от низшего к Высшему».
Прислушаемся и ответим на призыв Великого Учителя: «Вы станете великими старшими братьями, если будете, защищая всех тех, кто моложе вас, благословляя их своим нежным, мудрым и сильным сопереживанием, давать всё больше и больше по мере того как те, на кого направлено ваше милосердие, становятся на путь жизни вслед за вами. Будьте очень нежны к маленьким детям, ещё более нежны к тем, кто блуждает впотьмах, мало зная о мудрости, и ещё нежнее к животным, чтобы они смогли войти в следующий этап через врата любви, а не ненависти. Лелейте деревья и цветы. Вы все являетесь от одной крови, из одного истока и движетесь к одной цели. Знайте эту истину и живите с нею»33.
Закончим стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной:
3 Блаватская Е.П. Астральные тела и двойники. М.: Сфера, 2000. С. 263 – 264.
4 Аум. 397.
5 Джагадис Чандра Боше (Бос) (Jagadis Chandra Bose, 1858 – 1937), бенгальский учёный-энциклопедист.
6 См.: Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2016. С. 166 (25.03.1935).
7 Рерих Е.И., Рерих Н.К., Асеев А.М. «Оккультизм и Йога». Летопись сотрудничества. Т. 2. М.: Сфера, 1996. С. 153 – 154.
8 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. C. 562.
9 Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. М., 2006. С. 77.
10 Цит. по: Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. С. 85.
11 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – VI – 5.
12 Драцена — тропическое растение наподобие пальмы, с большими широкими листьями и плотным соцветием из мелких цветков.
13 Надземное. 28.
14 Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. С. 53 – 54.
15 Сердце. 66.
16 Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М., 2003. С. 98 (8.05.1937).
17 Слова из поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».
18 Грани Агни Йоги. 1957. 322 (Новосибирск, 2021).
19 Гидрилла, род водных растений.
20 Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. С. 117.
21 Там же. С. 118.
22 Там же. С. 119.
23 Там же. С. 123.
24 Рави Шанкар (1920 – 2012), индийский виртуоз игры на ситаре, композитор; удостоен высшей гражданской награды Индии Бхарат Ратна (1999).
25 Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. С. 124.
26 Лютер Бурбанк (Бёрбанк) (Luther Burbank, 1849 – 1926), ботаник, пионер в сельскохозяйственной науке.
27 Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. С. 108.
28 См.: Томпкинс П., Берд К. Тайная жизнь растений. С. 108.
29 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 6. Новосибирск, 2015. С. 383.
30 Там же. Т. 7. Новосибирск, 2016. C. 216.
31 Там же. Т. 6. С. 269.
32 Там же. С. 165 – 166.
33 Из писем Учителей Мудрости. Серебряная нить: Ежедневник. 15 июня. М.: ИДЛи, 2001.
34 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 190 – 191.