Мысли на каждый день

Спросите человека, чем он желает украсить себя, и вы будете знать степень его сознания.

Мир Огненный, ч. 1, 653

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Подборки из Учения Живой Этики
Учение Живой Этики о проблеме распознавания своей Кармы: смирение или борьба*

Автор: Макаров Вадим  



Теги статьи:  карма

Понятие Кармы является основополагающим в философии Живой Этики. В нашем сообщении мы коснёмся жизненно важной, практической проблемы распознавания ситуаций, о которых сказано: «...С кармой бороться нельзя»2 и «С кармою можно бороться»3 и нужно.

Постараемся кратко осветить четыре вопроса:

— противоречат ли друг другу вышеприведённые суждения?

— какие смыслы содержатся в понятии Кармы в каждом случае?

— какие действия и качества духа соответствуют этим утверждениям?

— наконец, как различить эти ситуации?

Многолетнее исследование темы Кармы в Учении Жизни позволило нам установить более пятидесяти её различных значений и оттенков смысла. Следовательно, встречая это слово, каждый раз надо задуматься, в каком контексте оно употреблено, какой смысл в него вкладывается, иначе говоря, его надо адекватно вместить в своё сознание.

Два вышеуказанных утверждения являют собой мнимое, кажущееся противоречие, которое разрешается тем, что в них содержатся разные значения этого понятия.

Обратимся к первому положению: «...С кармой бороться нельзя (здесь и далее все выделения наши. — В.М.4. Приведём примеры подобных высказываний: «А Я Говорю: "Карме-судьбе не противьтесь"»5; «Восстание против Кармы бесполезно, ибо результатов не даст, но только отяжелит испытания»6; «Неизбежного не избежать...»7

В данном утверждении подразумеваются железные цепи кармы, с которыми бороться или пытаться уклониться от которых не только бесполезно, но и вредно. Здесь в содержании Кармы можно выделить три аспекта.

1. Карма как всеобъемлющий космический Закон. О бессмысленности его прекращения (к чему призывает ряд восточных течений) подробно рассказывалось в нашем докладе «Учение Живой Этики о невозможности и возможности освобождения от Кармы»8.

2. Определённый комплекс зрелой (неизбежной) Кармы, т.е. последствия своих прежних действий, которые мы должны принять в текущей жизни. Иначе говоря, необходимо заплатить свои кармические долги, извлечь кармические уроки, приобрести определённые свойства сознания и т.п. К неизбежной Карме относятся, например, семья, в которой мы рождаемся, национальность, пол, наследственные и врождённые заболевания, определённый набор родственников, друзей, врагов и всех, с кем человеку суждено судьбой войти в соприкосновение, и т.д.

3. Карма как выполнение своего базового жизненного и профессионального долга, обязанностей (дхармы). Например, долг родителей перед детьми, соответственно долг выросших детей перед родителями, долг гражданина перед Родиной, воинский, служебный долг и т.д.

Рассмотрим такие кармические обязательства на примере трудной жизни Б.Н. и Н.И. Абрамовых и Н.Д. Спириной: на руках у Бориса Николаевича была тяжелобольная жена, а у Наталии Дмитриевны — пожилая мать; у обоих очень сложно решался квартирный вопрос.

Вернувшись в Советский Союз, семья Абрамовых много раз меняла место жительства. Только в Венёве их было четыре. Переезды были вызваны стремлением Бориса Николаевича облегчить участь жены, страдавшей от малейшего шума, и необходимостью спокойной обстановки, требующейся для ведения Записей. Однако каждый переезд не оправдывал надежд и давался Абрамовым очень тяжело.

Вспоминая пережитый опыт, Борис Николаевич писал Н.Д. Спириной: «От переезда очень устали и когда придём в себя, не знаем. (...) Как сложится наша жизнь теперь, мы не знаем. В тот переезд я радовался, но оказалось, что радоваться было нечему»9. «Объяснять Вам о понесённых трудах нечего, понимаете по [своему] опыту»10. «Переезд на новую квартиру, видимо, потребовал всю мою семидесятилетнюю энергию»11.

«Тоже наука жизни. Нина Ивановна мучается бессонницей ввиду нарастания звуков: под окном каждое утро школьники на машинах собираются часа 1½ на уборку и сидят под окнами и шумят, как это вполне естественно для детей и молодёжи; часто на ночь во двор приезжает грузовик, утром в 7 заводит, воняет бензином, гремит и уезжает; за стеной с одной стороны радио, с другой припадки больной старушки и временами разговоры всю ночь и хлопоты. Так что Н.И. у меня весьма страдает, но не хочет слушать и примириться с неизбежностью, т.к. не спать тяжко»12.

Из писем Н.И. Абрамовой к Н.Д. Спириной: «Борису Николаевичу мешают работать по утрам. От напряжения у него получается сердцебиение. Какая же тут работа, сами понимаете. А ведь если бы эта проклятая радиоточка была бы подальше от нашей стены, у их выходной двери, ведь она так бы не била в нашу квартиру, но всё против...»13

«Знаю и чувствую, мой дорогой друг, что Вам очень трудно и тяжко. Каждый день молюсь за Вас, как и за всех близких. Трудно сложилась и жизнь наша, и из нашего переезда на новую квартиру ничего не получилось, как говорится, "из огня да в полымя". Сколько сюрпризов, что только хвораешь, а жизни нет. (...) Если бы знать, то только из-за одного этого мы бы никогда не переехали сюда да и многого другого. Каждый день мучительно задаю себе вопрос — что это, наша ли ошибка, допущенная нами (наш переезд сюда), или непреодолимая рука судьбы? Интересно, что Вы думаете? Может быть, что-либо увидите во сне, непременно напишите»14.

В письмах Б.Н. Абрамова к своей духовной ученице Н.Д. Спириной мы находим осмысление неумолимо складывающихся обстоятельств: «Слово "безысходность" не совсем точно выражает Ваше положение. Правильнее было бы определить [его] как железную руку судьбы, которая не отпустит, пока не закончены с нею расчёты. Это касается как Вас, так и нас. Мы тоже чувствуем резко эту невозможность изменить создавшееся положение. Вы прикованы к больной матери, я не могу оставить больную Н[ину] И[вановну]. Но в этой схожести есть и утешение — оно в том, что, видимо, надо пройти именно через определённые условия и именно побыть под дамокловым мечом как чужой грубости и бессердечности, так и пройти через горнило собственных переживаний, и притом не теряя равновесия, что самое трудное, так как, казалось бы, человек, будучи терзаем обстоятельствами, имеет право на то, чтобы переживать, расстраиваться и хворать. (...) Когда сюда в эту нашу квартиру приехали, было одно радио, потом появилось другое, за другой стеной. Потом баян сперва за одной, потом второй — за другой, потом телевизор сперва за одной, потом за другой. Потом ребёнок, сперва за одной, а потом и за другой и ещё что-то, что и не знаем. Словом, судьба озаботилась полностью. Не знаем, когда и за какой стеной появится очередное терзание. Вот то же самое и у Вас. Но всё же кончается всё. Когда? — спросите Вы. Думаю, что довольно скоро, но как, не знаю. В том-то и счастье, что в этом лучшем из миров рано или поздно кончается всё, как, например, кончились Ваши терзания с домом и совершенно ушли в прошлое. Так кончится и всё, что так яро отягощает сейчас. Эти отягощения нужны, чтобы возрасти духом на каждое и выйти победителем себя. А что здоровье страдает, так ведь если подумать о многих других людях, то они ещё более тяжко страдали... Трудно мириться с болями, причиняемыми жизнью и болезнями. Но и через это приходится проходить»15.

В конце своего земного пути Борис Николаевич писал Наталии Дмитриевне: «Ведь если бы на Вашей заботе не было больной матери и Вы были бы здоровы, Ваше самочувствие и настроение были бы другими и Вы не считали бы, что Вам трудно. То же и у нас. Будь Н.И. здорова и будь у нас удобства (в доме ни водопровода, ни канализации, ни системы отопления и т.д. не было. — В.М.), и мы бы себя чувствовали иначе. (...) Кисмет!16 ...Судьба, лишая одного, возмещает сторицей другим, и это другое уже ни за что не променяешь на то, чего лишила судьба. (...) Судьба часто больно бьёт тех, кого любит»17.

«Я в своей личной жизни замечал, что, когда жизнь особенно отягощала, мысли становились особенно плодовитыми — как бы компенсация за то, что приходится претерпевать. Так что хоть Вам и тяжело, но слишком уж не горюйте. Было бы много печальнее, если бы счастливая, безоблачная и беспечальная жизнь нужного опыта бы не дала. Ведь с чем-то надо прийти, когда придётся подводить итоги жизни. Когда за всё уплачено сполна, можно радоваться будущему»18.

Благодаря пояснениям Духовного Учителя раскрывается глубинный смысл суровых испытаний, через которые суждено было пройти Б.Н. и Н.И. Абрамовым. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «...ступень бездомия земного должна быть пройдена, проходится и это величайшее испытание, ибо через одиночество надо пройти»19.

«Хорошо духом понять полезность каждого проходимого испытания, чтобы извлечь из него даваемый каждым урок. Если оно не понято и урок не извлечён, оно повторится снова и снова, пока урок не будет усвоен. Быстрота испытаний зависит от этого условия. Даже целые жизни даются повторно для прохождения вещей, не усвоенных раньше. Хороший ученик внимательно и напряжённо стремится понять очередную задачу и извлечь из неё всё, чему может она научить. Недовольства, сетования и самотерзания даваемыми жизнью испытаниями только отягощают сознание, ничего не давая взамен, а лишь углубляя и усиливая проходимое испытание. (...) Противодействие карме нецелесообразно и бесполезно. Кроме ненужных мучений оно ничего не даёт. Умение спокойно, с улыбкой и красиво встречать волны противных явлений даётся опытом жизни»20.

«Человек предполагает, но располагает карма. А с кармой бороться нельзя (здесь речь идёт о кармически неотвратимых обстоятельствах. — В.М.). В известных пределах можно сделать всё, что возможно, но дальше начинается область кармическая, которая воздействию воли обычной не подлежит. Следует очень резко очертить линию кармической непреложности, чтобы не тратить напрасных усилий на её преодоление. Но всё остальное поддаётся воздействию воли»21.

В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Освобождение наступает тотчас же, как только уплата произведена. С кармою совершенно бесполезно бороться. Убеждались не раз, что все попытки избавиться от тех или иных нежелательных внешних условий снова неодолимо приводили к ним же опять, и желанного облегчения не получалось, хотя и было приложено к тому очень много усилий и затрачено много энергии»22.

На склоне лет, в 2000 году, с высоты своего жизненного опыта, Наталия Дмитриевна Спирина так ответила на заданный ей вопрос «Как "очертить линию кармической непреложности"?»:

«Бывают такие обстоятельства, которые ничем и никак исправить нельзя. Например, человек рождается горбуном — это же карма, которую ничем и никак не преобороть; или какие-то у него особенности, или недостатки, или болезни, или обстоятельства жизни. И мы смотрим, что можно преобороть, а что нет. Бывают какие-то очень тяжёлые для человека родственные связи, которые он преобороть никак не может, карма ему не позволяет бросить родителей, которые ему могут очень досаждать, или детей, или мужа, который нуждается в помощи, — мало ли какие бывают обстоятельства. Или человек хочет жить в одном месте, а ему надо жить в другом — там он полезнее. Значит, за это тоже была бы карма (в значении возникновения новых отягощающих кармических ударов или обстоятельств. — В.М.), если бы он это нарушил и жил и действовал не там и не так, как нужно было бы»23.

Таким образом, в Живой Этике утверждается, что, пока кармические энергии не будут исчерпаны, освободиться от такого рода Кармы будет невозможно. Поэтому в качестве правильной реакции на такие жизненные сложности Учение предлагает не уклонение и бегство от них, а принятие неизбежности, примирение с ними. В этом состоит преодоление и изживание такой Кармы. При этом неверно воспринимать примирение как пассивное отношение. Нельзя опускать руки, впадать в уныние. Необходима активная внутренняя работа.

В ситуациях кармической неизбежности требуются следующие действия и качества духа:

— терпение, стойкое принятие тягости судьбы, сохранение равновесия духа;

— извлечение из жизненных обстоятельств нужного урока;

— смирение личного начала (страстей, амбиций), отказ от ряда задуманных планов;

— неосуждение и прощение причинивших нам зло и страдания и т.д.

 Рассмотрим второе утверждение — «С кармою можно бороться» и нужно.

Приведём соответствующие высказывания: «Цепи кармы надо снять»24. «...Мы спешим заканчивать кармы, чтоб освободить быстрое судно от излишних канатов»25. «Сами кармические условия гнутся под молотом воли»26. Здесь подразумевается прошлая неблагая Карма. В Живой Этике утверждается необходимость решительной борьбы со своим кармическим несовершенством: отрицательными качествами, неверными установками мышления, ложными ценностями, невежеством. Много сказано в Учении о борьбе с несправедливостью, об активном преодолении препятствий на пути совершенствования себя и окружающего мира.

В качестве ярких примеров борьбы приведём ответы Н.Д. Спириной.

Вопрос: «Один человек рассказывал, что, когда на него напали, у него возникла мысль: "Вот и плати по карме", и он не сопротивлялся. Правильно ли он поступил?»

Ответ: «Согласно Учению, надо бороться до конца. Если это карма (т.е. неизбежность. — В.М.), её всё равно не поборешь и тебя изобьют или кошелёк отнимут. Бороться надо до конца, карма преодолевается в борьбе, ведь карма — это действие. Значит, надо и расплатиться каким-то действием за отрицательное действие в прошлом. На вас напали, чтобы сумку отобрать, вы отчаянно сопротивляетесь и побеждаете, а если скажете: "Это карма, забирай мои последние деньги"... Нет, мы так не можем... и должны бороться. Если это карма, она никуда не денется, всё равно это произойдёт»27.

«Я столько вожусь с моим здоровьем, это вы очень хорошо знаете, — говорила в преклонном возрасте Наталия Дмитриевна. — А если я скажу: "Это моя карма", — это же неправильно, я должна бороться до победного конца. Если это карма, тогда никакие врачи мне не помогут, а если нет — значит, я сделаю всё и своего добьюсь во имя дела, потому что надо работать пока ещё и, значит, надо бороться»28.

«Например, по карме нам суждён неудачный брак. Но если вы соберёте все свои силы и скажете: "Нет, я не пойду замуж или не женюсь, я вижу, что это не то", — вам будет трудно, вы будете рваться туда, но вы преодолеете — вот это и есть власть над кармой, и вы уже не пострадаете от несчастливой семейной жизни. (...) Так и с любыми другими увлечениями, их очень много в жизни»29.

Вопрос: «Раньше я покорно относилась к превратностям судьбы, считая, что это испытания, а оказывается, нужно бороться за более благоприятные условия».

Ответ: «Бороться. И в этой борьбе мы растём. Конечно, есть такие условия, которые преобороть нельзя, — кармические (здесь речь идёт о кармической неизбежности. — В.М.). Например, если родился горбуном или что-то в этом роде, то это уже непоправимо. А то, что вполне поправимо, за всё это можно мысленно (т.е. не только действиями. — В.М.) бороться: и с болезнями, и с обстоятельствами, и с переездами, и с квартирой. Всё это материальные вещи, с которыми можно бороться. Если это карма (т.е. судьба, неизбежность. — В.М.), когда это никак невозможно исправить, тогда уже ничего не поделаешь. Но тогда это и видно бывает, что это карма, которую надо до конца изжить»30.

В «Гранях Агни Йоги» отмечается: «Весь прошлый уклад жизни, все привычки, слабости и ошибки — всё это встаёт на защиту кармического прошлого. Но тот, кто идёт в будущее и решил с прошлым покончить, тот силою устремления разбивает оковы прошлого и побеждает в этой борьбе воли свободной с прошлою кармой своей»31.

В ситуациях борьбы с неблагой кармой требуются следующие действия: решительное и целенаправленное изменение обстоятельств своей жизни, искоренение пороков, борьба с болезнями и слабостями. Соответственно здесь особо необходимы такие качества духа, как активность, упорство, мужество, напряжение духа, бесстрашие и т.п.

Обратим внимание на важный момент. Несмотря на противоположность двух рассматриваемых ситуаций, существует то, что их объединяет. Это, во-первых, цель, к которой стремится человек, сознательно разрешая их. Она состоит в освобождении от Кармы, препятствующей его духовному восхождению. Во-вторых, это ключевой метод разрешения ситуаций, который заключается в преобразовании своего сознания, преодолении себя. В «Гранях Агни Йоги» подчёркивается: «С кармою можно бороться, но не отвергая её, а преодолевая. В преодолении заключается победа над кармой, и заключается она в победе над собою»32. Способы же освобождения, как мы видим, имеют свои существенные отличия.

 Коснёмся теперь критериев распознавания ситуаций, когда можно бороться с Кармой, а когда нельзя. В жизни есть очевидные случаи. Однако как быть в трудноразличимых, спорных ситуациях? Например: нелёгкое, но нужное дело; близкий, но тяжёлый человек; сложные обстоятельства; длительная болезнь; социальная несправедливость и т.д.

В Учении Живой Этики подчёркивается, что готовых, однотипных рецептов на любой случай не существует. Человек должен признать наличие двух способов разрешения сложных условий жизни: борьба, преодоление или примирение, принятие. В земной жизни оба подхода диалектически совмещаются.

При распознавании ситуаций и выработке стратегии поведения важно учитывать несколько принципиальных моментов.

1. Осознание доводов разума и чувств сердца, опора на свой жизненный опыт. Обращение внимания на внутренние тонкие знаки.

2. Принятие решения исходя не из сугубо личных интересов (желания благополучия, удовольствий, выгоды и т.п.), не из своих привязанностей, предпочтений и слабостей, а из стремления к самоотрешённому пути, в котором превалируют идеи Общего Блага, Красоты, справедливости. Следует помнить слова Учителя: «Завет "Отвергнись от себя" глубок и является основой огненного и тонкого познавания явлений»33.

3. Понимание правила, что если ситуация, в которой оказался человек, касается Общего Блага, созидания, а не эгоистических желаний, то сколь бы ни была тяжела борьба, но в момент предельного напряжения собственных сил можно надеяться на Помощь Свыше. Следовательно, какими бы внешне безысходными ни казались условия, мы должны продолжать в них борьбу за правое дело.

Е.И. Рерих в этой связи утверждала: «Настойчивость, твёрдость и действия, даже против очевидности, в правом деле всегда принесут победу»34. «Если вы приложите всё умение и все силы ваши, куда может отнести вас самая губительная волна? Она может лишь вознести вас»35.

4. Готовность воспользоваться жизненным опытом духовно утончённых людей, прислушаться к их советам.

5. Универсальным методом является следование Учению Жизни, развитие разума и палитры духовных качеств, очищение сердца.

Елена Ивановна Рерих, зная тяготы, окружавшие Б.Н. и Н.И. Абрамовых, и предвидя предстоящие им суровые испытания, напутствовала их в 1953 году: «Карма изживается не в довольстве и в окружении только друзьями, но на встречах с обиженными нами и ставшими недругами нашими. Без изживания кармы или значительного погашения её трудно подойти близко к Служению и Великим Наставникам. ...И, конечно, чем ближе окончание пути, тем больше нагромождений для изживания встречаются нами»36.

Как подытоживание успешного прохождения своей жизни, совсем не очевидного для постороннего взгляда, Борис Николаевич запишет слова Духовного Учителя: «Жизнь сложилась очень удачно. Можно усмотреть, как всё шло к освобождению духа от всех земных привязанностей, могущих задержать его восхождение. Во всём была капля яда, привкус горечи. Болезни утончали тело и восприятия. Отсутствие личных успехов не создавало магнита притяжения для честолюбия. Всё, решительно всё направляло дух по пути суждённому, к фокусу сосредоточения должного»37.

В письмах и Записях Б.Н. Абрамова, в беседах Н.Д. Спириной раскрывается бесценный опыт преодоления жёстких, порой невыносимых кармических обстоятельств, которые они побеждали. Побеждали стойко, мужественно и достойно. А главное — они неуклонно продвигались по тернистому пути духовного совершенствования, утверждая освобождение духа. Об этом свидетельствуют сама их жизнь, высокое творчество и многоплановые результаты их деятельности, масштаб которых нам только предстоит оценить в будущем.

                                                                                                                                    * Доклад на XXVI Абрамовских чтениях (30 июля 2022 г., Венёв, Тульская обл.)


2 Грани Агни Йоги. 1964, 272 (Новосибирск, 2020).

3 Там же. 1957, 457 (Новосибирск, 2021).

4 Там же. 1964, 272.

5 Там же. 1955 (II), 409 (Новосибирск, 2016).

6 Там же. 1965, 25 (Новосибирск, 2021).

7 Там же. 1954, 329 (Новосибирск, 2017); 1955 (I), 50 (Новосибирск, 2015); 1955 (II), 540; 1964, 155; 1964, 230; 1969, 256 (Новосибирск, 1996).

8 Доклад на XXV Абрамовских чтениях (1 августа 2021 г., Венёв, Тульская обл.).

9 Стойкость духа. Письма Б.Н. и Н.И. Абрамовых к Н.Д. Спириной. 1961 – 1972. Новосибирск, 2017. С. 134 (18.07.1965).

10 Там же. С. 135 (24.07.1965).

11 Там же. С. 139 – 140 (22.09.1965).

12 Там же. С. 141 (1.10.1965).

13 Там же. С. 152 (22.01.1966).

14 Там же. С. 143 – 144 (15.10.1965).

15 Там же. С. 237 – 239 (30.12.1969).

16 Судьба.

17 Стойкость духа... С. 312 – 313 (5.04.1972).

18 Стойкость духа... С. 240 (30.12.1969).

19 Грани Агни Йоги. 1953 (II), 507 (Новосибирск, 2012).

20 Там же. 1964, 277.

21 Там же. 272.

22 Там же. 1969, 686.

23 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 7. Новосибирск, 2016. С. 108.

24 Грани Агни Йоги. 1952 (II), 485 (Новосибирск, 2014).

25 Агни Йога. 118.

26 Мир Огненный. I. 340.

27 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. Новосибирск, 2014. С. 352.

28 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 5. С. 352.

29 Там же. С. 389.

30 Там же. Т. 7. С. 206.

31 Грани Агни Йоги. 1967, 660 (Новосибирск, 1995).

32 Там же. 1957, 457.

33 Там же. 1958 (I), 134 (Новосибирск, 2013).

34 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2013. С. 216 (6.07.1934).

35 Там же. Т. 3. М., 2016. С. 436 (12.07.1935).

36 Там же. Т. 9. М., 2009. С. 256 (11.03.1953).

37 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 346.

 

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Подборки из Учения Живой Этики