Издательский центр РОССАЗИЯ    контакты    написать нам   8 (383) 223-27-55

Мысли на каждый день

Признательность есть оправа справедливости.

Община, 211

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

«И ПУСТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ БУДЕТ ДНЁМ ПОБЕДЫ!»*

Автор: Рерих Святослав Николаевич  

Журнал: № 10 (342), Октябрь, 2022


Теги статьи:  Святослав Рерих

С.Н. Рерих: Сегодня День Победы. И пусть каждый день будет днём победы. Всё в наших руках, всё зависит только от нас, и всё это очень просто. Не надо думать, что для духовных и иных достижений надо проходить какие-то страшные лишения, какие-то трудные меры принимать. Всё это очень просто, если мы все каждый день будем делать что-нибудь немножко лучше, чем мы это делали вчера. Но мы должны сознательно подходить к этому — так, что мы действительно хотим это сделать лучше. В конце концов, совершенно неважно, что вы делаете, лишь бы у вас было это устремление сделать лучше. И вы увидите, как быстро всё это накопляется. Как вы знаете, каждые семь лет все клетки нашего тела меняются, всё перерождается. В этом процессе клетки, которые перерождаются, несут на себе впечатления всего, что человек думал в этот период. Все его чувства, переживания — всё отпечатывается на этих клетках. Поэтому следующий этап уже становится легче, потому что вы уже кое-что предприняли. Видите ли, обыкновенный человек сегодня возгорается духовно, а через каких-нибудь два дня всё это уже гаснет, и он идёт обратно, деградирует. Но секрет весь в том, чтобы постоянно, каждый день вы об этом думали.

Есть очень интересная притча индийского святого Рамакришны, о котором вы, наверное, слышали. Жил в Индии очень большой подвижник — Нарада. И возгордился он духом, потому что его духовные достижения действительно были очень большими. Бог его позвал к себе и говорит: «Вот, Нарада, тебе чаша с маслом, ты её обнеси вокруг города, но смотри, чтобы ни одна капля никуда не упала». И тот пошёл. Через некоторое время он вернулся, и Бог его спросил: «Скажи мне, сколько раз ты обо мне думал, пока обносил эту чашу вокруг города?» Нарада ему сказал: «Как я мог о тебе думать, когда я весь был сконцентрирован на этой чаше? Я только об этом и думал!» Бог ему сказал: «Вот видишь, а даже простые крестьяне, хотя жизнь их полна и переполнена всякими заботами, всё-таки утром меня вспомнят и вечером, когда ложатся спать, тоже обо мне подумают». То есть, другими словами, мы должны всегда держать перед собой наши устремления, истинные устремления, а то иначе, как я и говорил, сегодня мы куда-то устремляемся, чего-то хотим достичь, а завтра уже отходим от этого, и получается регресс. Почему? Потому что эволюционно всё движется вперёд, ничто не стоит на месте, оно или будет отходить назад, или же, если вы этого сами захотите, будет идти вперёд. Всё это очень просто. Об этом говорили очень-очень многие и подвижники, и люди, которые много об этом думали, которые очень многого достигли. Значит, всё зависит только от нас самих, если мы будем действительно устремляться. Эта энергия, которая очень активна, — это так называемое устремление. Её в разное время называли разными именами. Так, например, у нас когда-то называли это «умной молитвой». Что есть «умная молитва»? Это внутреннее устремление, которому обучали даже в наших монастырях — там отшельники, схимники этим занимались. И всюду в других странах вы найдёте то же самое.

Поэтому сегодня, в этот День Победы, мы будем думать: пусть каждый день для нас будет таким завершающим днём, в котором [мы должны] что-то сделать немножко лучше, чем мы это делали вчера. И в этом уже будет победа! И это не так сложно, только нужно действительно этим жить. Надо, чтобы мы переродились.

Как-то большой учёный XVII века Лейбниц посетил Рембрандта. И Рембрандт ему рассказал, что все мазки, которые он кладёт на холст, все его штрихи — всё это несёт его устремление, его мысли и всё, что Рембрандт хотел бы высказать. И это продолжает жить во всех мазках и открыто для тех, кто захочет в это включиться в будущем. И Лейбница это так поразило, что он записал это очень подробно в своих дневниках. То есть наши мысли, наши переживания живут во всём, что мы делаем. Поэтому будем стремиться именно к тому, чтобы изменить нашу жизнь, как говорилось — переродиться. Потому что наступает время перерождения. Это время может совпадать с семилетним циклом, когда все клетки [человека] меняются. И мы можем в этом помочь, если сознательно к этому подойдём. Главное, чтобы мы это поняли, чтобы это в нас жило как неотъемлемая часть нашей жизни. Вы увидите, что вначале, может быть, будет немножко трудно, но потом вы будете чувствовать, что эта энергия — энергия такого нагнетения — будет расти, всё время увеличиваться, потому что энергия эта чрезвычайно активна. И она есть в каждом из нас.

Мы часто забываем, что мы вышли из Бесконечности, мы вышли из Вечности и окружены всем этим и тем, что себе даже невозможно представить, потому что всё, что можно себе представить или придумать, — всё это вы найдёте в Вечности, всё вы найдёте в Бесконечности, и даже несравненно больше. Всё это нас окружает, это не где-то там за горами, а среди нас. Мы этим можем воспользоваться. Для чего? Для того чтобы низвести на себя эти энергии. Эти энергии всегда были известны всем подвижникам, всем тем людям, которые стремились к каким-то новым откровениям.

У нас в прошлом столетии был очень большой подвижник, святитель Серафим Саровский. И к нему часто приезжали, с ним советовались по всевозможнейшим вопросам, житейским вопросам. Как-то раз к нему приехали учёные того времени, они хотели узнать его мнение о многом, например — что лежит в основе разных [подвигов] православной церкви? Бдения, посты, молитвы — к чему это приводит? Он сказал: «Это всё очень просто! Это всё только для одного: низвести на себя Святой Дух». Что это значит? Просто подняться на следующую ступень вашим внутренним устремлением.

Если вы будете устремляться, то пусть каждый день будет днём победы — значит, вы прошли этот этап сегодня и входите в новый этап жизни, победный. Всё лежит в наших руках, мы всего можем достичь, только это зависит от нас. Поэтому нужно подходить к жизни, к тем возможностям, которые жизнь нам открывает, с очень многих сторон. Что жизнь нам может дать? Что мы можем почерпнуть из жизни? Для чего всё то, что мы стараемся приобрести в жизни? Вы видите сами, что, в конце концов, всё сосредоточивается на одном — люди хотят какого-то благоустройства, улучшения жизни, чтобы им легче жилось, чтобы было удобнее, чтобы было больше всевозможнейших жизненных благ. И это, в конце концов, правильно. Почему нет? Но мы должны это брать только как известные вехи на пути, но это не есть самый конечный путь. Истинный путь человека — это развить себя всеми силами. И если вы будете стремиться каждый день делать что-то лучше, то вы очень, очень скоро заметите, что вам легче, что вы можете уже более широко думать, и вы обретёте известную радость, почувствуете эту великую радость счастья, что вы пришли в контакт с чем-то более возвышенным, с чем-то более прекрасным — тем, что живёт в этой Вечности, которая нас окружает. Вечность и этот Космос великий — это то, что мы не можем описать, это невозможно. Даже в индийской философии есть старое изречение, в котором говорится: не думай о Бесконечности, потому что все твои мысли погрузятся в эту Бесконечность и к тебе никогда не вернутся, то есть ответа на это не будет.

Мы можем расширять наше сознание, и это, в конце концов, наша задача. Мы можем увеличить наше знание жизни, больше знать, больше чувствовать; может быть, нам даже удастся войти в контакты с каким-то физическим миром, который где-то там скрывается от нас сейчас. Всё это возможно, потому что в Бесконечности всё есть. Но мы должны не забывать, что во всех Учениях, во всех философиях всегда говорилось, подчёркивалось, что мы — только один план проявления, только один из планов. Этих планов — бесконечное количество. Эти планы между собой часто переплетаются, и мы иногда можем получить воздействие этих планов на нас, на нашу жизнь. И эти планы иногда тоже становятся для нас реальностью. Но мы для этого должны ощутить реальность всего этого, то есть относиться ко всему совершенно нормально, как к существующей правде. Бесконечность всё содержит, всевозможнейшие положения. Так что мы окружены этой замечательной жизнью. И мы сами знаем, видим, как часто бывают проявления той жизни здесь, на этом плане. Часто мы не обращаем на это внимания, часто нам это просто неинтересно, но это ведь совершенно не исключает эти возможности. Как в древности говорили греки: «Человек, познай самого себя. В тебе заложено сокровище, сокровище сокровищ». Древние греки прекрасно понимали, знали, что всё, что мы можем иметь самого драгоценного, — заложено в нас самих. И никто нам ничего дать не может. Как Конфуций говорил в своё время, что «более высокий, более совершенный человек ищет то, что в нём самом, а обыкновенный человек ищет то, что у других». Так оно и есть.

Так что наша задача — обогатить нашу жизнь, обогатить тем, что мы открываем врата к новым простираниям нашей мысли. Пусть мысль простирается за все те пределы, которых она достигла сейчас, идёт дальше и дальше и будет продолжать обогащать нас.

А теперь расскажите, дорогие мои, как идёт ваша работа, над чем вы сейчас работаете, какие у вас настроения, направления.

Н.Д. Спирина: Вам низкий поклон от сибиряков.

С.Н. Рерих: Спасибо. И им передайте самый сердечный привет, поклон, глубокий поклон. Скажите, что мы о них думаем, мы никогда их не забываем и надеемся, что все мысли Николая Константиновича и Елены Ивановны, которые прилежали Сибири, всё это будет помниться и глубже и глубже входить в жизнь всех наших друзей. Это самое главное.

Н.Д. Спирина: Я привезла последний номер газеты «Наука в Сибири». В этой газете пишут о том, что надо восстановить Дом-музей в Уймоне, где останавливался Николай Константинович Рерих с семьёй.

С.Н. Рерих: Это хорошая и нужная память.

Н.Д. Спирина: Вот этот домик, где именно они останавливались, тут мемориальная доска, и мы думаем, что нужно было бы именно его сделать центром, Домом-музеем. Но в конце семидесятых годов около него построили новый дом. О нём пишут и думают, что именно тут должен быть музей. Как Вы считаете, то место, где пребывала Великая семья, — это самое главное место, где нужно было бы сделать музей?

С.Н. Рерих: Да, конечно, это так. Это остаётся центром.

Н.Д. Спирина: Его надо отреставрировать, на нём надо сделать упор, а рядом можно сделать что-то подсобное.

С.Н. Рерих: Пусть дом останется и будет центром. Всё-таки память живёт во всём. Как Рембрандт говорил, что все его переживания живут в его картинах, так, несомненно, и этот домик и все предметы в этом домике — они несут эти отпечатки. Но этот центр, наверное, через некоторое время станет мал. Мы должны практически смотреть на всё. Этот маленький домик — мемориальное место. Мы его сохраним. Но для будущего развития всех этих мыслей и идей нам нужно будет отвести помещение или место, которое будет достаточно ёмко. Рядом можно, конечно, что-то [построить], расширить музей. Потому что всё это может и должно расти. И мы уже теперь должны смотреть вперёд и принимать такие решения, чтобы в будущем без каких-либо затруднений всё это могло совершенно свободно вырасти.

Н.Д. Спирина: К нам собирается приехать группа, возглавляемая Дэниелом Энтиным, из Нью-Йоркского музея Рериха, мы будем принимать их в Новосибирске.

С.Н. Рерих: Мы с ними также встретимся, но позднее — или во время моего пребывания в Швейцарии, или же в Софии (Болгария), во всяком случае, мы с ними в контакте.

Кроме них есть ещё несколько групп, которые хотят поставить фильм, посвящённый Николаю Константиновичу и нашей семье. В этом участвует и министерство просвещения Индии. Они хотят снять фильм, над этим работают; они вошли со мной в контакт, и я с ними уже на эту тему беседовал. Это будет официальная группа. Но есть и другие, всего было четыре таких заявки. И многие из них хотели снять именно те места, которые так или иначе были связаны с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. То есть они хотели поехать в Гималаи, исследовать там и горы, и [памятные] места. Это хорошо, почему же нет, если они это смогут сделать.

Н.Д. Спирина: Мне Энтин пишет, что эта группа хочет познакомиться с нашей коллекцией картин Н.К. Рериха — у нас шестьдесят полотен — и с деятелями, с рериховедами, которые в Новосибирске занимаются этой темой.

С.Н. Рерих: Всё это будет. Со временем я предвижу очень широкое развитие всего этого, потому что всё больше и больше людей принимают в этом участие и интересуются. Это я вижу и в Индии — очень много людей приезжают к нам отовсюду, почти из всех стран. И среди них есть очень серьёзные группы. Есть, конечно, и туристические, которые, может быть, не заинтересованы в тех планах, в которых мы заинтересованы. Они более внешнего, туристического характера.

Как всегда, появляются некоторые сложности. В писаниях Николая Константиновича и Елены Ивановны часто упоминался символ Шамбалы, и его связывают с местностью где-то в Центральном Тибете или в Центральной Азии. Символ этот там всегда считался очень священным, но ввиду того, что этот символ стал популярен, уже в Непале открыли большой отель под названием «Шамбала». Так что все желающие приехать [в Шамбалу] могут не иметь никаких осложнений, не нужно им ничего искать...

Н.Д. Спирина: Какая профанация!

С.Н. Рерих: К сожалению, это всегда бывает сопряжено с таким [отношением]. Но есть много истинных ищущих, вы найдёте их во многих странах. Есть очень серьёзные группы, например в Германии. Они есть почти везде, по всей Европе. Всё это растёт, ширится и будет расти, и этот интерес мы видим сами, но, конечно, хотелось бы, чтобы он пошёл по правильным руслам и каналам.

Н.Д. Спирина: Сейчас много извращений, появились лжеучителя, которые под видом учения совсем не то проповедуют.

С.Н. Рерих: Поэтому в древности многие такие понятия всегда всячески ограждались. Их старались всячески как-то охранить, оградить от таких происков. А отель «Шамбала» — это для известного уровня сознания. Помню, в Кулу к нам как-то раз приехала группа из восьми – десяти человек, она была частично английская. Причём все эти люди были довольно высокого уровня. Были также из Франции, из Германии. Эта группа приехала ко мне за советом. В чём заключался их вопрос? — Не мог бы я им указать, помочь найти какого-нибудь святого подвижника или тибетского ламу, который обладал бы сверхъестественными силами? Чтобы этот подвижник передал эти силы им — так, чтобы они могли поехать в мир и убедить других, что всё это существует. И они были уверены, что это прекрасный способ, понимаете? И это были серьёзные пожилые люди, которые имели всевозможнейшие отличия. Ну, что же, я сказал, что такого сейчас не знаю, но желаю им успехов: идите, ищите. Куда потом девалась эта группа, я не знаю. Это тот уровень [понимания], с которым часто приходится сталкиваться. Меня страшно удивляет, что серьёзные люди думают таким образом.

Н.Д. Спирина: Святослав Николаевич, сибиряки просили меня задать вам вопрос о положении нашей планеты на данный момент. Это всех нас очень волнует.

С.Н. Рерих: Мы должны сейчас думать больше о том, чтобы вообще сохранить нашу планету, потому что положение довольно сложное. И если что-нибудь не так пойдёт, то всё может кончиться очень печально. Но будем надеяться, что всё-таки всё это пройдёт и человечество выйдет на более правильную дорогу.

Что трудно? Есть очень, очень большие коммерческие интересы — те, которые поставляют вооружение. В этом лежит гигантская возможность нажиться сразу. И конечно, они от этого не откажутся, они это поддерживают. И некоторые правительства, к сожалению, находятся под их влиянием, это так. Но будем надеяться, что всё это будет преодолено.

Н.Д. Спирина: Михаил Шишин из Барнаула хочет сделать передачу, он музейный работник.

М.Ю. Шишин: Святослав Николаевич, Вы знаете, что Николай Константинович часто говорил о том, что Алтай — жемчужина Сибири, центр Сибири, сосредоточие, ему большое будущее предназначено.

С.Н. Рерих: Да, несомненно, это Елена Ивановна и Николай Константинович очень часто повторяли, говорили, верили в это, и мы все в это верим. Несомненно, что у этого сердца Сибири действительно очень, очень большое, широкое будущее. Мы уверены в этом. И я хочу через вас послать всем друзьям наши самые сердечные пожелания, мысли о том, что будущее лежит в их руках. Это несомненно.

М.Ю. Шишин: Спасибо, Святослав Николаевич! В этом году мы хотим укрепить мемориальную доску на том доме, где Николай Константинович останавливался во время проезда через Барнаул. Этот дом сохранился. Мы думаем, что это состоится в день рождения Н.К. Рериха.

С.Н. Рерих: Да, это нужно, пусть это останется таким маленьким мемориальным центром. Но, конечно, я уверен, что всё это вырастет, и тогда будет отдельный центр, где можно будет уже масштабно всё это развивать. Это так и будет, я в этом совершенно не сомневаюсь. В этом были уверены Николай Константинович и Елена Ивановна.

Н.Д. Спирина: Есть надежда создать и у нас Музей Рериха, как единый центр. Мы ведём переговоры о том, чтобы создать такой же музей, как в Нью-Йорке.

С.Н. Рерих: Вот теперь в Изваре — там бывшее имение Николая Константиновича — сейчас есть такой мемориальный центр, посвящённый Николаю Константиновичу и Елене Ивановне. И это будет, конечно, расти и развиваться. Они меня просили дать им в дар вещи Николая Константиновича, чтобы у них были оригиналы, на что я согласился и сказал, что буду очень рад им кое-что передать, чтобы у них там действительно были оригиналы, которые они хотели. Так что этот музей уже будет в себе нести такую ценную коллекцию.

В общем, все эти мемориальные места, так или иначе, пусть несут что-то, что принадлежало Елене Ивановне и Николаю Константиновичу.

Н.Д. Спирина: Значит, Вы считаете, что можно рассредоточить картины? Или лучше собрать их в каком-то одном большом музее?

С.Н. Рерих: Видите ли, можно ведь и так, и так. С одной стороны, хорошо иметь вещи, скажем, собранные в каком-то большом центре, потому что если этот город достаточно велик, то он к себе будет, конечно, привлекать и больше людей смогут пользоваться этими возможностями. В этом центре действительно могут быть подлинники Николая Константиновича, и я уже сказал, что готов помочь им в этом, и это будет сделано. Я уверен, что теперь Извара, которая готова к экспозиции, получив надлежащие ей коллекции и вещи, станет таким центром, который будет привлекать людей, которые интересуются мыслями, философией Елены Ивановны и Николая Константиновича. И мы все будем работать и думать о том, как объединить человечество.

Сейчас самое главное — это проблема мира. Очень трудно убедить известные круги общества, что мир абсолютно необходим. Об этом многие говорят, об этом многие пишут, но есть очень много стран, которые в действительности в этом мало заинтересованы. Поэтому все мы должны именно работать — на что? Чтобы идея дружелюбия, взаимопонимания, идея мира распространялась всюду и росла, потому что только через дружелюбие и взаимопонимание мы сможем достичь какого-либо мира. Договоры сами по себе — это, может быть, хорошо, прекрасно, но в общем они эту проблему не решат. Проблема эта может быть решена только от сердца к сердцу. Если есть дружба, есть взаимопонимание, есть желание объединиться — если это есть, то мы можем рассчитывать на мир.


* Из беседы С.Н. Рериха с друзьями из Новосибирска, Таллинна, Тольятти, Симферополя, Барнаула. 9 мая 1987 года, Москва, гостиница "Советская". Публикуется по аудиозаписи из архива СибРО.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Избранное

Статьи по теме, смотреть список



Материалы чтений по теме, смотреть список