Лишь малое сознание отрицает, но дух огненный всеобъемлет. Мир Огненный, ч.3, § 269 |
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Троице-Сергиева Лавра
Помните памятные дни Святого Преподобного Сергия.
Пусть эти дни будут в вашем общении особенно радостными.
Н.К. Рерих
Имя Преподобного Сергия Радонежского — Воеводы Земли Русской, её Заступника и Покровителя, — для Николая Константиновича Рериха было особенно дорого. Вся его жизнь прошла под этим Высоким Водительством.
В 1934 году, отправившись в Маньчжурскую экспедицию, Рерих приезжает в Харбин — город, большую часть населения которого составляла русская эмиграция. Миссией Рериха было выявление лучших сил из среды соотечественников для объединения их на задачах культурного строительства. В качестве такого объединяющего начала Н.К. Рерих выдвигает Имя и Дело Преподобного Сергия.
«Знак Преподобного является тем Воеводским стягом, к которому сходятся все, в ком бьётся русское сердце, в ком не закоснела горячая любовь к Родине, — пишет Рерих. — Пусть Его Святое имя объединит всех взыскующих Родины»1.
С большим воодушевлением Николай Константинович отмечал: «В самых неожиданных концах мира Имя духовного Вождя русского вспыхивает мощно. Ведь не только соображениями, но ведением сердца знает народ, чему приходят сроки. Никакой холод, никакие отрицания, никакая затхлость не могут преградить путь высокого Света. Содружества имени Преподобного Сергия растут многообразно. Иногда они многочисленны по составу, иногда же они представляют из себя малые, но сплочённые добром ячейки. Если люди хотят собраться во имя добра, почитая Имя Великого Светильника земли русской, то даже самое заскорузлое шерстяное сердце и то не может препятствовать этому несению блага»2.
18 июля Русская православная церковь отмечает день «обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского», и именно с этим памятным днём связано возникновение в Харбине, а затем в Шанхае нескольких «Свято-Сергиевых содружеств», основанных Рерихом. Елена Ивановна Рерих писала об этом: «Николай Константинович учредил мужские и женские содружества имени Св. Сергия. Так продолжает он свою созидательную деятельность, повсюду учреждая и объединяя культурные ячейки»3.
В этих содружествах шло глубокое изучение книг Учения Живой Этики. После отъезда Н.К. Рериха из Харбина в Индию установившаяся духовная связь с группами не прерывалась, велась переписка. Так, в одном из писем Елена Ивановна делится с американскими друзьями: «...трогательны письма, получаемые нами из дальневосточных Содружеств. Все тянутся к Духовному Источнику. Все изучают Семикнижие [семь изданных книг Учения], выписывают по темам, изучают вдумчиво и основательно. Собираются группами, читают рефераты на темы Живой Этики, обмениваются суждениями... Один член Содружества сообщает нам, что Имя Преподобного прочно входит в сознание молодёжи. Даже в школах ученики читают рефераты о Преподобном и происходят собеседования о Строителе и Воспитателе русского народного духа... Так, приезд [Н.К. Рериха] имел глубокое значение, и многие, и среди них молодёжь, начинают понимать всё значение Облика Преподобного для Родины. Чудесные зёрна были заложены и принесут прекрасный урожай»4.
Руководя множеством групп и содружеств в разных странах мира, Николай Константинович Рерих не уставал напоминать «содружникам» о том, какое значение имеет осознанное, углублённо-сердечное памятование Великого Светоча и среди будней, и в особые, посвящённые Ему дни.
18 июля 2022 года в нашей стране отмечалось важное событие — 600-летие со дня обретения мощей Преподобного. Вспомним же слова Николая Рериха о значении таких памятных дат, и пусть его благие призывы помогут нам наполниться самыми огненными чувствованиями, самыми сердечными молитвами к Великому Заступнику Земли Русской, ведь сегодня Его Страна и весь мир стоят на огненной черте и Помощь Его нужна как никогда.
«...Не однажды я указывал на необходимость свято отмечать великие памятные дни, но хочется ещё и ещё говорить об этом же, чтобы все прониклись этим сознанием действенно. И сами эти поминания не должны быть какими-то формальными или обыденными чтениями. Надо вызывать в себе тот священный огонь, который так необходим для того, чтобы лучшие заветы претворялись в дело. (...) В мире именно сейчас всё неслыханно напряжено. Эти напряжения требуют и напряжения всей чуткости и настороженности. Наряду с массою тёмных попыток творятся и огромные светлые дела. Поможем Свету всеми нашими силами»5.
«Конечно, мы все уже достаточно знаем, насколько необходимо мысленно объединяться, насколько творяща мысль добра. Но в памятный день, ради которого мы и соединились в сотрудничестве, должна быть особенно чётка мысль дружбы, сотрудничества и несломимого преуспеяния. И не будет самости в этой мысли, ибо не о себе зазвучит она, но об общем строении. (...) И будет в этой мысли торжественность, когда развёртывается знамя с начертанием великим. Удержать в себе торжественность, не запылить её рутиною каждодневности — будет признаком осознания служения...
Памятные дни в духовном, и в государственном, и в семейном значении утверждают торжественность жизни. Люди омываются, приодеваются и телесно, и духовно, и каждый вносит в жизнь, ставшую обычной, луч особенный. Среди лучших мысленных посылок всегда будет сиять и мысль о мире всего мира. Все религии, все верования в своих выражениях запечатлевают это моление. Великими трудами и борениями слагается мир всего мира. И тем не менее каждое человеческое сердце отзвучит на этот светлый приказ. И в наш памятный день вспомним и о мире всего мира»6.
«...Помните, что всё, что Вы мыслите, всё, что Вы творите, — Вы являете перед ликом самого Преподобного. Дерзнёте ли Вы огорчить Его каким-либо нерадением, дерзостью, сквернословием или, чего Боже сохрани, предательством? Конечно, никто из Вас не допустит, чтобы прямо или косвенно наносилось огорчение или расточалась бы благодатная энергия Священного Воеводы. А из этого высокого примера Вы найдёте и сердечную бережливость друг к другу. ...Там, где сердце чисто, где оно было раскрыто перед Господом, перед Святым предстателем и Воеводою, там не может быть тёмных зарождений. Когда я настаивал, чтобы Вы постоянно имели перед глазами своими изображение Преподобного, я имел в виду Ваше ближайшее благополучие и удачу. Постепенно Вы настолько врежете в Ваше сознание Облик Священного Воеводы, что он неотступно пребудет в Вас, наполняя Вас неисчерпаемыми новыми силами. В то время, когда тёмные будут клеветать, и глумиться, и кривляться за спиной, — Вы будете радостны духом, ибо перед Ликом Преподобного Вы будете сильны, тверды и нерушимы. Выясняйте людям, что Ваше почитание Преподобного — священного, от Христа посланного Воеводы русского, — ни в коем случае не является каким-либо умалением всех прочих Святых и Подвижников. У каждого из этих Высоких Священных тружеников своя благодатная миссия... У каждого из них есть великое поручение, а Преподобный Сергий уже дважды принимал на себя водительство путями русскими. Сумейте не только почитать, но и сердечно полюбить... И наедине, и в собеседованиях дружеских Вы будете неустанно и неотложно сеять добро и найдёте в себе радость и бодрость в трудах этих. Содружество есть сотрудничество, а сотрудничество есть общая песнь труду и творчеству. Молитва о творчестве будет сильна и благодатна. Да снизойдёт Благодать и благословение Преподобного Сергия на Вас во всех Светлых трудах Ваших»7.
Знамя Преподобного Сергия, поднятое Н.К. Рерихом, подхватили продолжатели его Дела. Одним из них был участник Харбинского содружества и ближайший духовный ученик Рериха — Борис Николаевич Абрамов. В Записях его Высоких Собеседований мы неоднократно встречаем Имя Преподобного Сергия.
16 – 18 июля 1952 года Борис Николаевич записывает о Сергии такие мощные слова: «Титан духа, принявший на себя судьбу великой страны. Дух её поднявший, не только внешнее устроение и одоление врагов. Заложивший камень будущего основания. Единосущный огню и с огнём нераздельный, огнём побеждал всё»; «Героизм духа есть наивысший. Не тело жертвовал, но дух закладывал в основание Новой страны. Цементировал собою построение новой жизни»8.
О памятных днях Преподобного Сергия в Записях Б.Н. Абрамова говорится: «В день памятный и Запись будет памятная. (...) Водитель Избранный, стоящий на дозоре блага любимого народа, усиливает сознание каждого устремлённого к Нему. Эти дни можно назвать «Дни утверждения мощи Преподобного Сергия». Он, живой и реальный, стоящий на страже счастья родимой Земли, сынам её, к Нему устремлённым, Даёт силу сознательно и огненно приобщиться к великому строительству Незримого Града, уже явно и на Земле утверждающему грани своих уявлений. И огненно приобщившиеся становятся Его воинами. Единение в духе, единение огненное есть основа светлого строительства. Памятные дни усиливают огненный процесс незримого созидания, как бы шире открывая врата Нового Мира. Весть незримую получает каждый, но по сознанию и устремлению. Единения действия приветствуются. И Рука Его, Воеводы Земли Русской, Водителя и Строителя — над всеми созидательными энергиями духа сынов её. Велико объединительное значение памятных дней в грядущих веках объединённого человечества. Памятованием и утверждением великого подвига великого Подвижника Земли Русской закончим»9.
«Преподобный связан не только с прошлым, но и с будущим. Думая о Нём, смотрим не только назад, но и вперёд. Памятные дни устремляют вперёд. Он — Строитель, а строитель есть создатель будущего. Можем ли сомневаться в будущем страны Его.
Прошлое помогает понять будущее. Не раз Его страна бывала в смертельной опасности, когда шёл вопрос о самом её существовании, и вопрос этот неизменно разрешался победою. Но история знает так мало. Что знает она об опасностях отведённых, о возможностях посланных, без явного для людей Его участия? Кто руководит полководцами в их удачных решениях, кто вдохновляет воинов и народ на преодоление? Что знает об этом история? Подлинная история страны хранится в Твердыне. Там знают действительность, люди же только очевидность.
Памятные дни есть устремление в будущее вместе с Тем, Кого мы вспоминаем. Наша устремлённая мысль шлёт энергию, и энергия наша присоединяется к Средоточию. Так мы становимся соучастниками строительства будущего»10.
А вот какое напутствие Гуру записал Борис Николаевич в 1956 году: «Напутствие даю. Хранить Преподобного Облик как мощи ведущий магнит, в сердце хранить, хранить как щит, как высшее, что имеют. Пусть учатся мечом огненной мысли рассекать сложность жизненных условий. Пусть гордиев узел и меч Александра им символом будет. Мысль превыше всего. А мысль, объединённая с силой Сергия, непобедима и несокрушима. Мыслью такою пройдут они там, где пути и дороги заказаны. А вы с Ним идите, Воителем Светлым, — таков мой завет»11.
Облик великого Радонежского Подвижника всегда восхищал и вдохновлял на творчество Наталию Дмитриевну Спирину — ближайшую ученицу Б.Н. Абрамова. Ещё в 1950-е годы она написала сказ «Медведь» по мотивам Жития Преподобного. Сказ был высоко оценён Борисом Николаевичем и послан Елене Ивановне Рерих. Впоследствии у Наталии Дмитриевны родились и другие сказы, а также и стихи, посвящённые Преподобному Сергию. С начала 1990-х годов Н.Д. Спирина ежегодно готовит выступления к памятным датам, связанным с Именем и деятельностью Сергия Радонежского. Говоря о Великом Светоче, она подчёркивает именно то, что является особенно важным для нас и нашего времени.
Она говорит о Преподобном: «Он стремился к высочайшему Общению с Иерархией Света и в то же время говорил со зверями; Он всё охватывал и ничего не отвергал, кроме своей значимости земной. Общину может строить только общинник, а тем более возглавлять. Те же, кто утверждают самовластие и принижают других, — лжеобщинники, какие бы высокие и красивые слова они ни говорили, и не имеют они своей доли в Общине Мира, на которой будет строиться шестая раса, новая, небывалая ступень земного человечества»12.
«Сегодня мы отмечаем День памяти Преподобного Сергия Радонежского. Но не только в этот день вспоминаем мы Его. Можно ли это назвать воспоминаниями, если дух постоянно стремится к Нему и живёт Его заветами? И что было бы с нами и со всей нашей Родиной и Планетой, если бы Он не оявился в положенный для этого космическим велением срок? (...)
Щедро питают нас хлебом Небесным великие посланники Надземных сфер. Они приходят из Высших Миров на нашу тёмную грешную Землю, запутавшуюся в тенётах духа зла, идущую без Их помощи к своей конечной гибели. И объединяясь с Ними мысленно и сердечно, мы даём Им возможность приблизиться к нам и тем самым спасти нас. Если мы не можем пребывать с Ними постоянно, то памятные дни содействуют этому»13.
18 июля 1995 года, открывая семинарское занятие в Академгородке, Наталия Дмитриевна сказала: «Наступает Эпоха Сергия, иными словами, Эпоха Общины. Величайший Общинник — Он строил её своим подвигом, своим примером, своим трудом. Заложена Им община была не на один век. Тогда это было только начало. Теперь, когда наступила кульминация неслыханного разобщения, тот беспредел, дальше которого тотальная смерть нации, приходит Он снова — спасти свою страну от тотальной гибели.
День Сергия — праздник её грядущего спасения. Без Общины пути в будущее нет. Или распад, или объединение. В небывалом размахе всенародного бедствия мощь Его выявится небывало. Он соберёт всех, могущих вместить Общину — общинность поверх рас и народностей. И это будет мощное воинство мира... Сойдёмся в труде. В этом будет объединение, мощь которого превозможет всё. И невозможное станет возможным и осуществимым. День Сергия наступает. Солнце взойдёт непреложно. Этим живём. Порадуемся Дню грядущего Света»14.
Составитель Наталья Кочергина
1 Рерих Н.К. Свет Неугасимый // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 90.
2 Там же. С. 93 – 94.
3 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2013. С. 465 (31.10.1934).
4 Рерих Е.И. Письма в Америку. Т. 4. М., 1999. С. 134 (11.02.1936).
5 Письмо Н.К. Рериха В.Н. Грамматчикову от 4.08.1935 г. // Маньчжурский дневник. М., 2015. С. 349 – 351.
6 Рерих Н.К. Памятные дни // Листы дневника. Т. 1. С. 293 – 294.
7 Рерих Н.К. Харбинскому содружеству (24.08.1935) // Маньчжурский дневник. С. 368 – 371.
8 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. Новосибирск, 2012. С. 121.
9 Грани Агни Йоги. 1952 (II). 494 (Новосибирск, 2014).
10 Абрамов Б.Н. Устремлённое сердце. С. 244 – 245.
11 Грани Агни Йоги. 1956. 371 (Новосибирск, 2009).
12 Спирина Н.Д. К Дню Преподобного Сергия 18 июля 1996 г. // Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С.165.
13 Спирина Н.Д. Памятный День // Там же. С. 304.
14 Спирина Н.Д. К Дню Сергия // Там же. С. 127.