Каждый человек есть микрокосм в полном смысле этого слова. …Каждый микрокосм индивидуален и неповторяем. Надземное, 740 |
Николай Константинович Рерих. Нью-Йорк. 1930
«Николай Константинович всю жизнь стремился к объединению людей и стран на поле культуры. Он считал, что именно поле культуры — это тот основной фундамент, который сможет объединить человечество, воспитать его. Есть ценности, которые превыше всего, которые принадлежат всему человечеству и которые мы должны совместно оберегать».
«Николай Константинович с начала [XX] века мыслил об охране памятников культуры. В путешествиях по России, когда он объехал столько древних городов, у него появилась мысль о том, что памятники нужно сохранить для будущего. А сколько было разрушений во время Первой мировой войны! Тогда не щадили самые замечательные памятники, и многое было уничтожено, потеряно. Николай Константинович предложил всем странам Пакт для охраны памятников культуры всего человечества. Было не просто провести это в жизнь, было даже сопротивление. И оно шло не из военных кругов, а из тех кругов общества, которые боялись, что этот Пакт может осложнить ведение войны».
«Прошло много лет. В 1935 году почти все государства приняли этот Пакт, но не все подписали. Окончательно он был принят и подписан в 1954 году в Гааге. Таким образом, этот документ с 1954 года вошёл в жизнь как реальность».
«Николай Константинович считал этот Пакт краеугольным камнем. Он считал, что достичь мира, взаимопонимания народов легче всего можно через культурный канал, культурное возвышение. И я думаю, мы можем гордиться, что именно из России вышел тот человек, которому суждено было провести этот Пакт в жизнь».
«Николай Константинович никогда не думал, что можно было бы какими-то договорами остановить человечество от страшных, губительных войн, от разрушений. Но он считал, что Пакт будет иметь воспитательное значение. Пакт был как бы пробным камнем — для объединения людей на идее, что есть какие-то ценности, нечто общее, что соединяет всё человечество и что может послужить великому расцвету культуры».
«Пакт Николая Константиновича Рериха — это своего рода Красный Крест Культуры. Смотря в будущее, он считал, что пройдут годы, и идеи, основы этого Пакта войдут в жизнь так же, как вошёл Красный Крест. Будем надеяться, что наступит время, когда всё человечество объединится на новых основах, в новых мыслях. Это, несомненно, придёт. К этому ведут все пути культурного, прогрессивного человечества».
«Теперь, когда над нами нависли тёмные тучи человеческого недоверия, человеческой зависти, недомыслия, мы должны вспомнить всех тех, которые говорили уже о единении, которые мечтали о нём и хотели дать человечеству нечто более совершенное, чтобы оградить жизнь и будущие поколения. Будем надеяться, что эти мысли, которые высказывались многими выдающимися людьми, действительно опять найдут яркое место в нашей жизни. И мы будем с благодарностью вспоминать тех, кто думал об этом и был готов помочь в этом прекрасном деле».
1960 – 1980-е гг.