Необходимо понять закон противления как стимул творчества; стимул, который напрягает каждое строительство. Мир Огненный, ч.3, 212 |
Е.П. Блаватская. Цейлон (Шри-Ланка). 1880
Прежде чем перейти к заявленной теме, напомним несколько фактов из биографии Елены Петровны Блаватской. Для одних она была загадкой, Сфинксом XIX века, для других — великой посланницей Белого Братства, взявшей на себя миссию очищения религий от поздних наслоений, скрывающих истину — Космические Законы, нарушение которых грозило величайшими бедствиями для человечества. Она была носительницей Знания, давшего импульс к сдвигу человеческого сознания, запутавшегося в догмах и измышлениях.
Е.П. Блаватская появилась на свет 12 августа 1831 года в Екатеринославе (ныне Днепр), в семье Елены Андреевны и Петра Алексеевича Ган.
Мать Блаватской, известная в то время писательница, публиковавшая свои произведения под псевдонимом Зенеида Р-ва, принадлежала к старинному роду князей Долгоруких. Отец семейства, Пётр Алексеевич, офицер артиллерии, был потомком знатного рода фон Ган, хорошо известного в Германии. Из-за службы отца семья часто переезжала с места на место. Это было хлопотно, и иногда за маленькой Еленой присматривали солдаты, находившиеся в подчинении её отца. Впоследствии Елена Петровна вспоминала о них как о первых своих воспитателях.
Рано потеряв мать (она умерла в 28 лет), Елена оказалась на попечении бабушки, Елены Павловны Фадеевой, образованнейшей женщины того времени.
Девочка обладала неординарными способностями и гораздо глубже чувствовала суть вещей окружающего мира, чем другие люди. Иногда ей виделся величественный образ индуса в белоснежной чалме. Возможно, именно тогда в ней пробуждается стремление к поиску истины, и богатая дедушкина библиотека была здесь весьма кстати. Читая книги, она узнаёт много нового, но не находит главного, и постепенно растёт мечта о дальних странствиях в поисках знания.
Положение женщины в России того времени не даёт ей возможности предпринять путешествие самостоятельно. И тогда, к удивлению окружающих и ужасу родственников, семнадцатилетняя Елена венчается с сорокалетним вице-губернатором Еревана — Н.В. Блаватским. Обретя новый статус, через некоторое время она отправляется к отцу в Одессу в сопровождении слуг, но в дороге сбегает от них. Так начинаются её странствия.
В 1851 году в Лондоне у неё происходит встреча с Учителем из её детских снов. Он предлагает ей принять участие в деле, которое он намерен предпринять, и она с восторгом соглашается, тем окончательно решив свою судьбу.
Елена Петровна родилась в непростое время. Это было время расцвета атеизма. Догматизм церкви, её насилие над свободой мысли порождают воинствующий материализм. Развивающаяся наука ограничивается рамками очевидного, плотного мира. Потусторонние, или, как их называли, спиритуалистические, проявления пробуждают догадки о том, что мир гораздо шире, чем представляют себе люди. Но растущая мода на спиритические сеансы может оказаться ловушкой — невидимый мир опасен, и любопытствующий подобен слепому, попавшему в джунгли. Эти и другие проблемы требовали неотложного решения.
Мы не ставим целью охватить всю деятельность Елены Петровны Блаватской, расскажем лишь немного о работе Теософского общества в Индии, о том неоценимом благе, которое принесли теософы этой удивительной стране.
Индия издавна считалась страной загадок и чудес. Е.П. Блаватская в своей книге «Разоблачённая Изида» упоминает об источниках, которые указывают на Индию как на «прародительницу всех других наций, родину всех утерянных искусств и наук древности, которые для самой старой Индии были уже утеряны в киммерийском мраке архаических веков. (...) ...Если Египет дал Греции её цивилизацию, и последняя передала её Риму, то Египет сам в те неизвестные века... получил свои законы, свои общественные институты, свои искусства и науки из доведической Индии...»1
В эти незапамятные времена Индия занимала гораздо большую территорию, чем ныне. Верхняя, Нижняя и Западная Индия и сегодняшние страны, такие как Иран, Тибет, Монголия и некоторые другие, были той самой архаической Индией. Именно там появились «Законы Ману» — древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых уложений, приписываемых традицией легендарному прародителю человечества. Это был первичный кодекс законов, который лёг в основание многих мировых религий и философий, а также законодательств древних государств. Из Индии через Египет они проникают в Древнюю Грецию и Рим. Именно они легли в основу знаменитого Кодекса Юстиниана, крупнейшего памятника Римского права, созданного в VI веке, в годы правления св. Юстиниана, императора Византии.
Индия не раз переживала падения и взлёты. Один из периодов упадка в истории страны был связан с фальсификацией брахманами (представителями высшей жреческой касты) древних законов, искажённых ими в угоду своим честолюбивым замыслам. В частности, закон «сутти» (о самосожжении вдов) никогда не упоминался в первоисточниках, где говорилось, что «жена сопровождает труп мужа до погребального костра... где ей приказывают оставить тело мужа и возвратиться в мир живых»2. Искажение древних законов приводит народ к внутреннему разъединению, что не раз заканчивалось для Индии потерей независимости. Также величайшей трагической страницей в истории страны стало изгнание брахманами буддизма из Индии в средние века (XII – XVIII).
Одним из бедствий, которые принесла Индии колонизация её Англией в XVIII веке, была утрата мировоззрения, которое формировалось в течение многих тысячелетий на основе древней мудрости. Вот что пишет об этом профессор Карл Джэксон: «Ослабленные внутренним разложением, под гнётом иностранного правления и под натиском миссионеров, индуизм и буддизм в конце девятнадцатого века пришли в полнейший упадок. Образованная молодёжь спешила порвать с религией предков. Тем более удивительным казался факт возрождения буддизма и индуизма. Значительную роль в этом сыграло Теософское общество»3.
Теософское общество было образовано 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской, полковником Генри Олькоттом и Уильямом Джаджем.
Три цели были закреплены в его уставе:
1) основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т.п.;
2) поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук;
3) исследовать необъяснённые законы природы и скрытые силы человека.
Девизом Общества стали слова: «Нет религии выше Истины».
Даже если прочесть все доступные сегодня источники, рассказывающие о деятельности теософов, мы не постигнем и сотой доли величия их подвига.
«Один из Учителей как-то раз назвал Теософское движение "Отчаянным предприятием" и в ответ на недоумение адресата пояснил: "Под «Отчаянным предприятием» я подразумевал следующее: если принять во внимание величие той задачи, которая предстоит нашим добровольцам-теософам, и особенно те многочисленные силы, что уже выстроились и выстроятся ещё для противодействия им, мы вполне можем уподобить это примерам отчаянного сопротивления при подавляющем перевесе сил противника, оказать которое доблестный солдат почитает за честь для себя"»4.
16 февраля 1879 года Е.П. Блаватская и полковник Олькотт прибыли в Индию, в порт Бомбей. Интересно, что за несколько лет до этого события их появление было предсказано на юге Индостана знаменитым йогом Рамалингамом, который принёс в Индию идею всемирного братства. У него были тысячи сторонников. Но, к его сожалению, их больше привлекали творимые им чудеса. Незадолго до своей смерти он говорил им следующее: «Вы не достойны быть членами Общества Всемирного Братства. Настоящие члены этого Братства живут далеко отсюда, к северу Индии. Вы не слушаете меня. Вы не следуете принципам моего учения. Вы словно заранее решили, что мне не убедить вас. Однако недалеко то время, когда люди из России, Америки (эти две страны упоминались им постоянно) и других стран придут в Индию, чтобы проповедовать эту же доктрину Всемирного Братства. Только тогда вы поймёте и оцените те великие истины, которые я тщетно пытаюсь вам внушить. Вскоре вы увидите, как Братья, живущие далеко на севере, совершат в Индии множество чудес, и на нашу родину снизойдёт великая благодать»5.
Итак, Блаватская и Олькотт через пять лет после этого пророчества прибывают в Индию. Дав возможность гостям отдохнуть после морского путешествия, вечером следующего дня в Бомбее им устроили грандиозную встречу, на которую пришли около 300 индусов. Шли жаркие дискуссии, обсуждались вопросы философии и науки. «Мы жили в атмосфере интеллектуально насыщенной... — вспоминал Олькотт. — (...) Разговоры о деньгах, цвете кожи, бизнесе или политике редко слышались в стенах нашего бунгало; в центре жарких споров была Душа...»6
Основатели Теософского общества погружаются в работу. Начинается издание журнала «Теософ», главным редактором которого становится Блаватская. Журнал был очень востребован, так же как и «Разоблачённая Изида», которая стала доступной в Индии. В Теософское общество приходят новые люди.
Дамодар Маваланкар, сын богатого брахмана, прочитав «Разоблачённую Изиду», был настолько впечатлён ею, что счёл нужным прийти в штаб-квартиру Теософского общества и выразить своё почтение автору. Впоследствии он вступает в Общество, порвав со своей кастой и отказавшись от наследства.
Позже он писал: «Я ничуть не преувеличиваю, говоря, что по-настоящему я живу только эти последние несколько месяцев; непроходимая пропасть лежит между моим прежним представлением о жизни и тем, как я понимаю её теперь... Прежде меня интересовали лишь новые заминдари7, высокое общественное положение да удовлетворение своих прихотей и желаний... Теософия помогла мне по-новому увидеть мою страну, мою религию, мой долг. Я стал лучшим [индусом], чем раньше. (...) Теософия наделяет человека способностью проникать в суть предметов, преодолевая косность мышления...»8
Дамодар регулярно пишет статьи для журнала. Он первым вводит в теософский лексикон слово «махатма» применительно к гималайским адептам. До тех пор их называли Братьями. Когда Блаватская и Олькотт собрались ехать на север Индии в декабре 1879 года, он отправляется с ними. Поездка оказалась плодотворной.
Ещё находясь в Бомбее, они получили письмо от Альфреда Синнетта, редактора влиятельной индийской газеты «Пионер», в котором он высказывал пожелание о возможной встрече. Встреча состоялась. Альфред Синнетт и его жена Пейшенс оказались чудесными людьми и в дальнейшем приняли немаловажное участие в теософском движении.
Во время поездки на север Индии Е.П. Блаватская познакомилась также с Алланом Хьюмом, прежде занимавшим пост министра в британском правительстве Индии. В течение нескольких лет Хьюм играл заметную, но неоднозначную роль в теософском движении. Позже он стал инициатором создания Индийского национального конгресса — партии, которая в дальнейшем привела Индию к свободе.
Работа теософов была далеко не лёгкой. Их повергали в отчаянье и пассивность индийцев, и то, что первое время Е.П. Блаватская находилась под полицейским контролем, ибо её принимали за русскую шпионку. Также она была постоянной мишенью для клеветнических нападок миссионеров, которым она мешала подчинить своему влиянию население Индии.
Поездке Блаватской и Олькотта на Цейлон в мае 1880 года предшествовали некоторые события. В те времена на острове жил Мегетхуватте Гунананда, величайший оратор, который своими выступлениями старался ослабить пагубное влияние миссионеров. И однажды иезуиты, чтобы окончательно уничтожить его авторитет, организовали религиозный диспут, выставив против него самых эрудированных своих адептов. Гунананда принял вызов с достоинством, выйдя один против всех, и победил. А через некоторое время он получил письмо с поздравлениями из Америки от полковника и знатной русской дамы. Также пришла посылка с двумя томами «Разоблачённой Изиды». Завязалась переписка. Он стал переводить на сингальский язык фрагменты из писем и отрывки из «Разоблачённой Изиды». Эти переводы распространялись, и через некоторое время в каждом буддийском доме знали имена полковника Олькотта и Е.П. Блаватской. И когда они прибыли на Цейлон, их встречало огромное количество людей, которые приняли их как старых дорогих друзей. В ходе поездки основателей Теософского общества по Цейлону здесь образовывались филиалы Общества. В него вступили многие сингальцы, в том числе и шестнадцатилетний Анагарика Дхармапала, в дальнейшем всемирно известный буддийский проповедник своего времени.
Труды теософов не пропали даром: рос интерес к индуизму и буддизму среди местного населения. Если раньше древние трактаты пылились невостребованными на полках, то теперь появилась необходимость в их новых изданиях. Когда Блаватская с Олькоттом прибыли на Цейлон, на острове были только две буддийские школы. Через 20 лет, к 1900 году, их количество возросло до двухсот.
В Индии рождается партия Индийский национальный конгресс, которая впоследствии, под руководством Мохандаса Ганди, привела страну к обретению независимости. «"Вначале, — говорил Ганди своему биографу Луи Фишеру, — на всех руководящих постах в Конгрессе были теософы". (...) Теософия — это учение госпожи Блаватской, оно вобрало в себя лучшее, что есть в индуизме. Теософия — Братство человечества...»9
Теософское общество не принимало участия в политике, поэтому теософы, входившие в Конгресс, работали в нём как частные лица.
Е.П. Блаватская пишет: «Эта замечательная политическая организация [Конгресс] была задумана некоторыми членами нашего общества из числа англо-индийцев и индусов по образцу Теософского общества, и с самого начала ею руководили наши коллеги; эти люди пользовались огромным влиянием в Индийской империи... Мы пробудили дремлющий дух... индусов, и одним из проявлений, в которых утверждалась новая жизнь, стал Конгресс»10.
В судьбе национального лидера Мохандаса Ганди теософы также сыграли важную роль. Впервые он встретился с ними в 1880 году в Лондоне, где изучал право. До этого, как писал в своей книге профессор Джеймс Хант, Ганди больше интересовался модой, музыкой и танцами, чем юриспруденцией, и искренне считал, что индийцы должны во всём походить на англичан. Теософы впервые пробудили в нём интерес к родной культуре. Вместе с ними он читает Бхагавадгиту. В дальнейшем в своей работе он не раз опирался на философию этой священной книги.
Ганди был членом Теософского общества, как и будущий премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. Дочь Неру, Индира Ганди, премьер-министр Индии, выступила в 1983 году с речью в Адьярском Теософском обществе. Вот что она, в частности, сказала: «Теософское общество объединяло тех, кто ищет истину. Хорошо известна его роль в культурном и политическом возрождении Индии. Тончайшая сила, присущая устремлённости к истине, позволила ему в самом начале устоять против враждебности и попыток искажений. По-видимому, именно этим теософское движение привлекало моего отца... и, вероятно, теософские взгляды во многом отвечали его универсализму, его уважению к различным верованиям и отвращению ко всяким проявлениям фанатизма»11.
Высоко оценивая заслуги теософского движения перед страной, правительство Индии выпустило в 1975 году памятную марку, посвящённую 100-летию со дня основания Теософского общества. На марке воспроизведены печать Общества и его девиз: «Нет религии выше Истины».
Елена Петровна Блаватская писала, что теософское движение помогло преодолеть разобщённость между сектами и народами Индии, пробудив её дух, ибо народ, не растерявший свои духовные богатства, способен преодолеть любые трудности и повести страну к новому возрождению.
Грандиозные свершения Теософского общества являются одним из примеров сотрудничества людей с силами Космическими. Высшие силы никогда не оставляли мир в трудные минуты истории, и, как писала Е.И. Рерих, «помощь... может прийти самым неожиданным путём, человеческими руками и ногами»12.
Литература
Спирина Н.Д. Е.П. Блаватская (По материалам выступлений 1989 – 1991 гг.) // Е.П. Блаватская. Избранное. Новосибирск, 2007.
Нэф М.
Личные мемуары Е.П. Блаватской. М.: Сфера, 1993.
1 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Т. 1. М., 1993. С. 718, 723 – 724.
2 Там же. С. 670.
3 Крэнстон С. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига; Москва, 1999. С. 229 – 230.
4 Там же. С. 244.
5 Крэнстон С. Е.П. Блаватская... С. 237.
6 Там же. С. 238.
7 Земельные участки в колониальной Индии, находившиеся в ведении заминдаров, землевладельцев.
8 Крэнстон С. Е.П. Блаватская... С. 247 – 248.
9 Там же. С. 232.
10 Там же. С. 232 – 233.
11 Там же. С. 235.
12 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 591 (15.10.1935).