Спросите человека, чем он желает украсить себя, и вы будете знать степень его сознания. Мир Огненный, ч. 1, 653 |
С.Н. Рерих. КАНЧЕНДЖАНГА УТРОМ. 1952
Друзья! Необходимо открыть четвёртый интернационал.
Три бывших интернационала не объединили человечества. Не выявили лучшие творческие струны, способные вызвать созвучия душ. И вот среди борьбы, среди столкновений народов создаётся новый интернационал — сильный, как силён дух человеческий. Способный сбросить все заградительные проволоки. Способный вызвать молитву и подвиг духа.
А чем мы владеем, чтобы победить механическую цивилизацию и воздвигать грядущую культуру духа?
У нас имеется могучее заклятие. Имеется могущественная молитва духа — красота и мудрость.
Неужели люди молятся лишь на переполненный желудок или с перепою? Нет, молятся люди в минуты наиболее трудные. Когда существо потрясено и нуждается в твёрдой опоре.
А где же опора твёрже? А чем дух зажжётся светлее?
Вспомним, что в наивысшие творческие минуты мы способны забыть о пище, способны не заметить ветер, холод и зной. Устремлённый дух окутывает нас непроницаемым покровом.
«Оружие не рассекает его. Огонь не палит его. Вода его не мочит. Ветер не сушит его. Постоянный, всепроникающий, незыблемый, извечный он. Один почитает его за чудо; другой говорит о нём как о чуде; третий слышит о нём как о чуде, но, и услышав, никто не знает его».
Великая мудрость всех веков и народов о чём говорит? О таинственном, чудесном духе человеческом. Вдумайтесь в глубокие слова хотя бы в житейском смысле. Вы не знаете границы мощи вашего духа, но вы знаете, что питает его великий источник красоты и мудрости. Источник всепроникающего творчества, который наполняет смыслом наше существование.
И чем другим превратим чёрные будни в сверкающий праздник? Чем иным спасём то, что засыпано обломками старого обихода?
Твержу: красотою и мудростью. И та страна или то правительство, которое сейчас позволило бы себе пренебречь знанием и искусством, погибнет. Ибо кто не примет участия в строении будущей культуры, кто не протянет руку ко всеобъемлющему, тот не имеет права на существование.
Ах, не политика установит единение народов. Так единение пройдёт через мозг и сердце, через дух человеческий, через красоту и мудрость. И молодое поколение уже чувствует это. И из разных частей света сходятся странники и говорят между собой на едином языке понимания прекрасного. И мечтают они, чтобы каждая страна имела бы дом для единения всех молящихся и трудящихся в области искусства и знания. И обмен человеческих личностей, обмен всего лучшего в области духа даст будущее подлинное единение. И это единение даст тот новый мир, о котором тоскует каждое ещё живое сердце.
А те открытия новых могучих сил, которые должны обогатить человеческие возможности, расцветут при этом мирном, творческом общении. Этот «интернационал» прочен. И как бы ни упирались косные материалисты — он идёт. И будут скоро страны и правительства, которые это поймут. И лучшее место выпадет тому народу, который первый установит истинное общение искусства и знания. Ничего неисполнимого здесь нет. Спросите, и мы дадим вам пути.
Предстоят: или крушение и мрак средневековья, или светлое творчество и выявление новых спасительных сил. Почему же идти ко мраку?
Почему отвернуться от творчества, которое переоценит все основы труда, даст пищу для здорового питания организма народа? Скажите, где сейчас более всеобъемлюще объединяются люди, как не на лекции, на концерте, на выставке, в музее?
Сейчас пришло время гармонизации центров. Забросанный мелочами обихода, варварски искореняемый дух уже поднимается. И растут его крылья. И бесповоротно общение духа охватит все части света.
Рабиндранат Тагор кончает статью «Что есть искусство?» словами: «В искусстве наша внутренняя сущность шлёт свой ответ Наивысшему, которое себя являет нам в мире беспредельной красоты, поверх бесцветного мира фактов».
У каждого из нас столько друзей. И так трудно собрать их. Так трудно соединиться тем, у кого есть энтузиазм созидания. Но всё-таки целые человеческие коллективы начинают мыслить одинаково. И хотят сохранить энтузиазм и светлую творческую волю. И к вам, друзья, в рассеянии сущие, пусть просочится зов: «Во имя красоты и знания, для борьбы и труда соединимся».
Старые слова должны быть произнесены в новом аспекте. И сказанное не есть мечтание — это реальное завоевание ближайшего будущего.
Новый мир всё-таки идёт.
[1920 – 1921]